Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Финансы Ольга Томашевская, «Про бизнес.» 5 октября 2016

Какая «подушка безопасности» должна быть у компаний: опрос собственников

Фото с сайта movies-in-theaters.net
Фото с сайта movies-in-theaters.net

Для того, чтобы пережить трудные времена, многие компании готовят финансовую подушку безопасности. Мы спросили у представителей белорусского бизнеса, как ее формировать и где лучше держать эти деньги — внутри компании или вовне.  Вот три мнения.

«Собственник должен быть богатым, а компания должна быть бедной»

— Выражение про богатого собственника и бедную компанию, возможно, кажется циничным. На самом деле оно более чем справедливо. В компании не должно быть избытка денег, собственнику нужно изымать их по двум причинам.


Павел Данейко
Генеральный директор Бизнес-школы ИПМ, научный руководитель проекта «Развивай свой бизнес»

Первая причина — не давать расслабляться менеджерам. Давайте посмотрим, что делает хороший директор, когда компания зарабатывает много денег. Он постоянно их во что-то вкладывает: в новые мощности, в развитие производства, в найм персонала. С его точки зрения это правильно, потому что главная задача топ-менеджера – достичь максимального уровня прибыльности за счет расширения, за счет увеличения объемов продаж. Он должен верить в то, что бизнес будет развиваться. Но даже самый лучший топ-менеджер часто не замечает тех рисков постоянного развития, которые видны со стороны собственника.

Фото с сайта ativo.com
Фото с сайта ativo.com

К тому же, в случае, если собственник не забирает деньги, это демотивирует менеджмент. Слишком большая жировая прослойка расслабляет, позволяет покрывать ошибки за счет избыточного кэша. Но однажды компания оказывается перед лицом проблемы, для решения которой имеющейся жировой прослойки недостаточно. И чрезмерное богатство компании приводит к тому, что она теряет деньги, уходит в убытки и даже банкротится.

Диверсификация рисков — это и есть вторая причина изъятия собственником денег из компании. Владелец бизнеса должен постоянно помнить о том, что рано или поздно его фирме придется переживать кризисы и тяжелые времена. Его задача — несмотря на потрясения на рынке, в долгосрочном плане увеличить то состояние, которое он заработал. Для этого необходимо постоянно изымать деньги из компании и создавать стратегический запас на случай, если возникнет необходимость поддержать бизнес в сложной ситуации. Наличие подушки безопасности дает время и возможность приспособиться к изменениям на рынке.

Для чего необходим стратегический запас сегодня. Прежние кризисы носили финансовый характер, и их можно было пережить за счет сокращения издержек. Сегодня белорусский бизнес впервые столкнулся с системным кризисом: среда, в которой он работает, полностью изменилась. Сегодня ситуация другая. На рынке наступила новая реальность: изменилась покупательная способность населения, приоритеты потребителей.

Для многих компаний это означает, что необходимо полностью или частично пересматривать видение бизнеса. Для того, чтобы эффективно адаптироваться к этим условиям, требуется перестройка всей бизнес-модели. Кардинальная смена приоритетов, создание новых продуктов и услуг, которые соответствуют нынешним реалиям.

Стратегический запас необходим, чтобы использовать его на время перестройки бизнеса.

«Собственники компаний занимают деньги друг у друга»

— Я полностью согласен с тем, что компания должна быть голодной и что необходимо создавать подушку безопасности на случай наступления трудных времен.


Виктор Маковчук
Соучредитель корпорации М8, член Совета директоров Бизнес-школы ИПМ

Известно, что фирма, которая имеет избыточные деньги, становится неэффективной. Но сложность сегодняшнего дня заключается в том, что осталось совсем немного людей, которым удается жить за счет подушки безопасности.

Проблема в том, что собственники, даже изымая деньги из бизнеса, не хранили их в высоколиквидных активах. К банковской системе большого доверия нет, деньги на депозитах почти никто не держал.

Традиционный фондовый рынок в Беларуси так и не появился. К тому же в нашей стране есть распространенное убеждение, что если деньги лежат и не работают, ты их теряешь.

Поэтому люди вкладывали их как могли — инвестируя в квартиры, дома, автомобили, предметы роскоши.

Фото с сайта strport.ru
Фото с сайта strport.ru

Довольно часто деньги вкладывались в развитие новых направлений бизнеса, по принципу — а вдруг получится. И в результате на рынке образовалось множество компаний, которые занимаются всем подряд, от недвижимости до ритейла. Это казалось выгодным, пока рынок рос. Любой проект выглядел лучше, чем хранение денег в банке.

Но когда нет определенной узкой специализации, очень сложно быть эффективным. Теперь эти бизнесы «схлопываются», люди теряют деньги, которые были вложены таким образом. Вообще, за последние два года собственники использовали свои подушки безопасности, и компании испытывают проблемы с финансированием.

На финансовом рынке проблемы, денег лишних нет, заемные средства дорогие. Поэтому собственники при возможности занимают деньги на бизнес друг у друга.

То, что сегодня происходит на рынке, показывает: собственник должен понимать, что его деньги, которые вкладываются в бизнес, не должны рассматриваться как дешевый ресурс. К ним компания должна относиться как к капиталу, привлеченному по самым высоким ставкам. Это поможет хорошо понять эффективность бизнеса. Исключением могут стать только семейные компании, целью которых является получение денег для обеспечения семьи.

«Нужно найти правильный баланс: сколько денег оставить на предприятии и сколько изъять»

— Как собственник я согласен с идеей, что деньги из компании нужно изымать. Но я еще одновременно и управляющий бизнесом.


Александр Степановский
Управляющий партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Поэтому я считаю, что подушка безопасности обязательно должна быть в самой компании. И здесь очень важно найти правильный баланс, понять, сколько денег оставить на предприятии и сколько изъять. Хотя обычно собственники либо держат на предприятии кучу денег, либо изымают все, что могут. Проблема с изъятием денег заключается в том, что инвестировать в Беларуси в высоколиквидные активы сложно.

Многие вкладывают в недвижимость. Но в случае возникновения проблем у компании, недвижимость сложно реализовать быстро, разве что по бросовой цене. К тому же нужно обязательно учитывать психологический фактор.

Когда деньги в кармане у собственника, он часто перестает ассоциировать их со своим бизнесом и может потратить на поездки, вино и веселье.

Поэтому необходимо определить некий объем денег, который нужно оставить в компании, чтобы он помог ей выжить в совсем плохих условиях.

Во время кризиса 2009 года в нашей компании подушки безопасности не было. И мы чувствовали себя отвратительно. Тогда мы и определили для себя срок в 2−3 месяца, на который должно хватить запаса наших финансов. При резком ухудшении условий на рынке этого времени достаточно, чтобы сгруппироваться, урезать издержки, кого-то уволить, сменить стратегию — то есть быстро перестроить компанию. Если за три месяца не удается ее перестроить — нужно думать о банкротстве.

Для компаний, которые работают не в нашей, а других сферах, этот срок может быть другим.

В 2011 наша компания, наученная горьким опытом, имела подушку безопасности и смогла безболезненно прожить несколько месяцев в трудных условиях. Если компанию не поддержать в кризис, она умрет.

Нужно дать ей время на то, чтобы она смогла выбраться. Поэтому мы стараемся с одной стороны забирать побольше денег, с другой — обязательно держать в компании запас на несколько месяцев. Эти деньги расходуются, чтобы балансировать на скользкой поверхности, когда на рынке начинается гололед.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.