Войти
Финансы
«Про бизнес.» 17 ноября 2016 2

Как компаниям составить правильный бюджет на 2017

Фото с сайта framepool.com
Фото с сайта framepool.com

Подходит к концу очередной финансовый год — компании подводят его итоги и уже задумываются о бюджетировании на следующий, 2017. Что стоит учесть и какие статьи обязательно закладывать в новые бюджеты — советует финансовый директор компании «Мегамастер» Наталья Салата.

— Этот финансовый год был разным: местами — удачным, местами — неутешительным для бизнеса.


Наталья Салата, заместитель директора по экономике компании «Ункомбел»
Наталья Салата
Финансовый директор компании «Мегамастер»

Из положительных новостей — Беларусь заняла в этом году 37 место в рейтинге Doing Business Всемирного банка. С одной стороны, условия ведения бизнеса, вроде бы, улучшились, но бизнесу от этого легче почему-то не становится.

Уязвимые места бюджета 2016

1. В отчете Всемирного банка декларируется улучшение показателя «доступность кредитных ресурсов», но на практике предприятия стараются все реже обращаться за помощью к банкам.

Реальная стоимость кредитных ресурсов растет, несмотря на снижение ставки рефинансирования Нацбанка.

Если же предприятие все-таки вынуждено прибегать к внешним источникам финансирования, то зачастую теперь сталкивается с урезанием этой помощи. Конкретный пример: предприятие обладает хорошими производственными мощностями, административными зданиями и может предложить их банку в качестве залогового обеспечения. Но падение цен на недвижимость, рост проблемных активов у самих банков приводит к тому, что коэффициент корректировки стоимости залога, применяемый при ее расчете, с 0,8 превращается в 0,5. Таким образом, стоимость залогового имущества понижается, и это влияет на сумму получаемого кредита — компания получает гораздо меньше оборотных средств, чем было спроектировано в бюджете на финансовый год.

2. Еще одна характерная особенность, которую в бюджетах 2016 практически никто не учитывал: рост дебиторской задолженности и неплатежей. И это несмотря на то, что проблема была характерна еще для 2015.

Денег катастрофически не хватает. Основная масса предприятий так или иначе сталкивается с появлением картотеки (задолженность перед бюджетом). Хорошо, что налоговые органы идут на встречу, помогая ликвидировать дебиторку (если картотека у предприятий образовалась по уплате налоговых платежей).

Фото с сайта amxxcs.ru
Фото с сайта amxxcs.ru

Пример: Компания, А не рассчиталась за товар с компанией В. Компания В из-за этого не может оплатить налоги в срок. Она идет в налоговые органы и объясняет ситуацию, подтверждая ее соответствующими документами (акты сверки, например). И те блокируют счета должника — компания A вынуждена гасить дебиторку.

3. Одной из самых уязвимых статьей в бюджете были и остаются расходы на оплату труда. Когда начинаются проблемы с денежной массой у компании, как правило, именно эта статья подвергается урезанию. На фоне роста реальной безработицы, роста неплатежей, надо очень осторожно относиться к статье «Расходы на содержание персонала» и «Мотивация сотрудников». Если на предприятии установлен только один срок выплаты заработной платы, то стоит подумать о дополнительных, авансовых платежах. Это в определенной мере позволит снять напряженность и более плавно распределить денежные потоки.

Что закладывать в бюджет-2017

При составлении бюджетов всегда обращайте внимание на 2 момента:

  • Что пропустили при планировании в прошлых периодах
  • Что следует учесть при составлении бюджета на год грядущий

Конечно, оценивая прошлый опыт, следует всегда помнить, что не все то, что казалось важным в году уходящем, надо учитывать в будущем. Безусловно, самое важное, что надо учитывать при любых условиях хозяйствования — бюджет не должен становиться «дамокловым мечом», он должен быть гибким

Если рассматривать макроэкономические факторы, то, на мой взгляд, надо учитывать:

1. Структуру валютной корзины. Это особенно важно для тех предприятий, в расчетах которых так или иначе используются валюты: евро, доллар США, российский рубль. На сегодня основная доля в корзине принадлежит российскому рублю, что еще больше подчеркивает зависимость белорусской экономики от российской. А значит, все, что будет происходить у страны-соседки, рикошетом будет отражаться у нас и на нас.

Фото с сайта rumol.org
Фото с сайта rumol.org

2. Изменения во внутреннем законодательстве — прежде всего, в налоговом. Сохранение ставок на основные виды налогов позволяют сделать расчеты более точными. Следует быть более внимательным к налоговым льготам. Например, с 2017 года:

  • Исключены льготы по НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров на территории Беларуси
  • Для членов научно-технологической ассоциации «Инфопарк» отменяется пониженная ставка налога на прибыль 5%

Отмена льготы означает увеличение оттока денежных средств, и это тоже надо учитывать при составлении бюджета их движения.

Неплохо на платежеспособности предприятий-импортеров должно сказаться изменение срока зачетного НДС по ввозимым товарам с 90 до 60 дней.

3. Прогнозный уровень инфляции.

4. Мировые цены — особенно важно для предприятий-монополистов, имеющих прямые выходы на внешние рынки сбыта продукции (металлурги, калийщики).

На уровне компании стоит учесть следующее:

1. Как бы сложно ни складывалось финансовое состояние предприятия, планировать дальнейшую деятельность необходимо (если, конечно, предприятие не находится в стадии ликвидации). Большинство собственников и управленцев уже не формируют бюджеты на год, ограничивая себя квартальными бюджетами («не до жиру — быть бы живу»). Это зачастую приводит к потере контроля и управляемости предприятием, разбазариванию финансовых ресурсов, отвлечению их на незначительные, а порой и провальные проекты.

2. Четко определить структуру бюджетов, их количество, детализированные расчеты. Во многих компаниях по-прежнему всерьез полагают, что бюджетирование внедрено, но пока не полностью.

Т.е. сейчас действует только БДДС (бюджет движения денежных средств), к БДР (бюджет доходов и расходов) подбираются, а до ББЛ (бюджетный баланс) пока не добрались. При таких условиях можно смело утверждать, что никакого бюджетирования в компании нет.

А составляемые бюджеты являются малозначимыми бумажками, которые в действительности практически никак не используются в управлении компанией.

Фото с сайта actiu.com
Фото с сайта actiu.com

3. Ужесточение платежной дисциплины. Правило, которое является неоспоримым, если вы не хотите потерять контроль над компанией. Сюда относятся такие мероприятия, как:

  • Составление и неукоснительное исполнение всеми уровнями платежного календаря (на месяц с разбивкой и корректировкой по неделям). Причем отступления от расходования денежных средств должны быть сведены к нулю, т.е. ликвидировать проблему постоянно возникающих «неожиданных платежей»
  • Пересмотр всех действующих и планируемых к заключению договоров. Работа должна вестись по принципу: срок погашения кредиторской задолженности увеличить, срок погашения дебиторской задолженности — сократить
  • Я бы рекомендовала и дальше оптимизировать затраты предприятия. Конечно, использование в работе ручки Parker поднимает самооценку, но проблему погашения дебиторской задолженности не решает
  • Показать ЦФО, что на самом деле происходит в компании, сколько и кто тратит, сколько и кто зарабатывает
  • Предусмотреть некую «подушку финансовой безопасности» в виде резервов (по сомнительным долгам, на покрытие возможных убытков или неполучения прибыли). Вполне логичными будут расчеты по моделированию ситуаций: выручка падает, затраты остаются условно неизменными/выручка условно неизменна при резком увеличении уровня затрат.

Таким образом, можно рассчитать несколько сценариев бюджетов компании.

Особенности бюджетирования в зависимости от сегмента

При самом стандартном наборе бюджетов (БДР, БДДС, ББЛ) всегда следует учитывать особенности компании.

Нельзя слепо копировать бюджет одной компании на другую. Даже если компании производят и/или продают одинаковый продукт, но разными могут быть другие факторы:

  • Наличие собственных или арендованных производственных площадей
  • Количество работающих
  • Регион, в котором работает предприятие
  • Доступ к кредитным ресурсам и т.д.

Процесс составления бюджета — дело не минутное. Очень многие предприятия планируют свои показатели, опираясь на результаты предыдущего периода, скорректировав лишь некоторые цифры. Это поверхностный подход. Составление бюджетов требует серьезного анализа и обоснованных прогнозов.

Очевидна также разность подходов к бюджетированию в материальной и непроизводственной сферах. Для составления бюджетов (их внутреннего содержания), показателей KPI следует учитывать следующее:

1. Материалоемкость предприятия, его энергозависимость. Если в структуре расходов предприятия преобладают материальные затраты, то, конечно, целесообразно разрабатывать такие виды бюджетов, как бюджет производства, бюджет производственных затрат, бюджет расхода и закупок прямых материалов.

Если же основной капитал, приносящий доход предприятию — это знания и навыки его работников, то внимание должно быть уделено формированию бюджета прямых затрат труда и бюджету управленческих расходов

Фото с сайта tqn.com
Фото с сайта tqn.com

2. Ориентирование на рынки сбыта: есть ли валютная составляющая. Если весомая часть продаж приходится на внешние рынки сбыта, то особе внимание следует уделять бюджету коммерческих расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами. Часть коммерческих расходов может быть:

  • Переменной (комиссионные агентам)
  • Условно-постоянной (реклама на продвижение продукции)
  • Условно-переменной (затраты на транспортировку)

3. Организационно-правовая форма и форма собственности (это будет влиять на распределение прибыли). Форма собственности не столько влияет на состав бюджетов, сколько на сам механизм бюджетирования. Понятно, что когда собственник сам является непосредственным участником бюджетного процесса, то он (процесс) обретает более четкие формы.

Однако, на практике часто встречается ситуация, когда директор УП (он же собственник) вводит командно-административные регламенты, которые могут скорее навредить, чем помочь в построении грамотного финансового менеджмента в компании.

4. Конкурентная среда (т.е. является ли предприятие монополистом в своем сегменте).

5. Сырьевая зависимость.

6. Бизнес-структура организации.

Прогноз на 2017

«Чем дальше будущее, тем лучше оно выглядит» (Закон Финнигана).

Всегда (особенно в преддверии Нового года) хочется надеяться на лучшее. Но реалии таковы, что чудес ждать не приходится.

2017 год, на мой взгляд, будет очень непростым, а временами даже тяжелым. Вот несколько фактов, это подтверждающих:

  • Кризис в строительной отрасли (дальнейшее сокращение строительства), что по цепочке затрагивает абсолютно все сферы бизнеса
  • Отток вкладов (особенно валютных), увеличение продажи валюты населением свидетельствуют о проедании накоплений
  • Инфляция реальная все же опережает расчетную
  • Неснижаемый уровень безработицы и падение на этом фоне заработной платы

Составляя бюджет на 2017 год надо очень тщательно и взвешенно подходить к расчету и планированию каждой статьи, максимально исключая возможность возникновения кассовых разрывов.

В заключении хочу сказать: научитесь быть дисциплинированными, и тогда процесс бюджетирования не будет таким страшным и обременительным, как может показаться на первый взгляд.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Наталья Салата21.11.2016

Тем работникам, которые работают на условиях трудового договора, следует выплачивать заработную плату в соответствии с требованиями Трудового кодекса, т.е. не реже двух раз в месяц. Работникам, с которыми заключены контракты, наниматель вправе производить выплату заработной платы один раз в месяц, если коллективным договором или условиями контрактов не предусмотрено иное.

Сергей Козич17.11.2016

По ТК выплаты зарплаты "не реже 2 раз в месяц "

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент