Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Финансы «Про бизнес» 14 марта 2017

Не упасть или дотянуться — как рассчитать точку безубыточности

Фото с сайта avito.st
Фото с сайта avito.st

Прибыль в бизнесе начинается только после того, как пройдена точка безубыточности. Но реально ли заранее ее определить? Как рассчитать точку безубыточности в теории и как применить эти расчеты на практике — своим опытом, основываясь на конкретном примере, делится Егор Егорушкин, партнер, директор проектного офиса консалтинговой группы «Здесь и Сейчас».

— Точка безубыточности для сегодняшнего состояния нашего бизнеса, как в известном одесском анекдоте — понятие относительное. Кто-то опасается, как бы не упасть туда, где сегодняшняя прибыль растает и превратится в убытки. А кто-то, наоборот, смотрит на нее с вожделением и думает: «Хоть бы дотянуться. Ведь там эти бесконечные убытки прекратятся…». Но в любом случае, смотрите ли вы на эту точку сверху или снизу, точное ее определение — вопрос актуальный сегодня для любого бизнесмена.


Егор Егорушкин
Егор Егорушкин
Партнер, директор проектного офиса консалтинговой группы «Здесь и Сейчас»

Микроэкономика вообще — удивительная наука. Когда изучаешь ее в институте, единственный вопрос, который тебя мучает: «Почему все вокруг не миллионеры?». Ведь все так просто и понятно… «Максимальная прибыль достигается в точке, где предельная цена равна предельным затратам». Ну элементарно же! Или, «Если эластичность спроса больше единицы, то цену нужно снижать, если меньше — повышать». Ну бери же и делай!

И только когда начинаешь заниматься реальным бизнесом, понимаешь, в чем подвох… А мои предельные цена и затраты — это, простите, в цифрах сколько? И в каком справочнике смотреть, эластичен спрос на мою продукцию или нет?

С точкой безубыточности дело обстоит примерно так же. Рассчитать ее — вроде как проще простого. Все, что нужно знать — структуру ваших затрат, а именно, сколько в них составляют так называемые переменные, а сколько — постоянные затраты. Попробуем разобраться.

Давайте вспомним: постоянные затраты — это ваши расходы, которые не зависят от величины получаемой выручки. Какую бы выручку вы ни получили — затраты понесете в одной и той же сумме. Классический пример — арендная плата. Прецеденты, конечно, имеются, но договориться с арендодателем об уплате аренды в процентах от выручки довольно сложно. Продали ли вы что-нибудь, не продали, на какую сумму продали — арендодателя это не интересует. В любом случае в конце месяца оговоренную арендную плату вынь да положь.

Фото с сайта permtpp.ru
Фото с сайта permtpp.ru

С переменными же затратами ситуация обстоит ровно наоборот — их величина полностью определяется величиной вашей выручки. Чем больше вы продаете — тем больше денег уходит на эти статьи расходов. Классический пример подобных затрат — налог при упрощенной системе налогообложения. Если вы не получаете выручки — то и налог не платите вообще. Начинаете получать — начинаете платить. И чем больше ваша выручка, тем больше денег уходит на налоги.

Как рассчитать точку безубыточности

Итак, чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо просто выделить, какие из затрат являются постоянными, а какие переменными. Для этого существует два метода:

  • Простой, но не очень точный — расчетный
  • Ненамного более сложный, но дающий более достоверный результат — аналитический

Чтобы разобраться, для примера представим, что у вас есть автосервис, упрощенные результаты работы которого за 2 каких-либо месяца приведены в таблице:

Результаты деятельности СТО, в $ (Таблица 1)

Данные предоставлены автором
Данные предоставлены автором

Как мы видим, деятельность нашего сервиса убыточна. Сейчас мы попытаемся определить, какую выручку он должен приносить, чтобы перестать эти самые убытки генерировать.

При использовании расчетного метода для деления затрат на постоянные и переменные нам необходимо знать лишь две величины:

  • На сколько за период изменилась выручка компании
  • На сколько изменились затраты — за аналогичный период

Эта информация приведена в графе 4 нашей таблицы.

Как видим, за месяц выручка СТО снизилась на $ 4980, за этот же период произошло и падение затрат на $ 4396. Далее для расчетов используем следующую логику:

  • Измениться за месяц в связи с падением выручки могли только переменные затраты, так как выше мы определили, что постоянные затраты не зависят от величины доходов. Соответственно, все изменение в размере $ 4396 приходится на переменные затраты
  • Если выручка за месяц упала на $ 4980, а затраты на $ 4396 — значит, в каждом долларе выручки содержится 88,27% переменных затрат (- 4396 изменения затрат/- 4980 изменения выручки)
  • Если в выручке содержится 88,27% переменных затрат — значит, общая их сумма за второй, например, месяц, составила $ 24 073 ($ 27 272 выручки х 88,27% доли переменных затрат в ней)
  • Поскольку общая сумма затрат за второй месяц составила $ 30 799, из которых $ 24 073 составляют переменные, то ежемесячные постоянные затраты СТО равны $ 6726 ($ 3799 совокупных затрат — $ 24 073 переменных затрат).

После таких нехитрых расчетов у нас есть два основных показателя, необходимых для расчета точки безубыточности:

  • Ежемесячные постоянные расходы СТО в размере $ 6 726
  • Доля переменных затрат в выручке СТО в размере 88,27%

И теперь мы можем приступить непосредственно к расчету наших целевых показателей выручки. Единственное, мы сделаем не только расчет непосредственно точки безубыточности, а попробуем рассмотреть все наиболее распространенные вариации вопроса «Какой должна быть наша выручка?», а именно:

1. «Классический» вариант точки безубыточности, то есть «Какой должна быть выручка, чтобы СТО работало в ноль?». Расчет в этом случае производится по следующей формуле:

Единственный незнакомый нам показатель — доля маржинального дохода в выручке СТО. Но найти его достаточно просто. Маржинальный доход (или, как многие привыкли его называть, маржа) — это разница между выручкой компании и ее переменными затратами. Мы знаем, что переменные затраты в выручке компании занимают 88,27%. А это значит, что все остальное приходится на маржинальный доход, то есть его доля будет составлять 11,73% (100% — 88,27% доли переменных затрат).

Таким образом, расчет точки безубыточности покажет нам, что:

То есть СТО должно приносить $ 57 341 выручки, чтобы хотя бы работать «в ноль».

2. Но работа «в ноль» — вряд ли основная цель вашего бизнеса. Поэтому давайте рассмотрим более «живой» вопрос: «А какой должна быть выручка, чтобы СТО приносило определенную прибыль?». В этом случае расчет будет осуществляться по формуле:

Предположим, что нас устроит сумма прибыли в $ 5000 в месяц. Подставив соответствующие данные в формулу, мы получим:

То есть если мы хотим зарабатывать $ 5000 в месяц, то выручка нашего СТО должна вырасти до практически $ 100 тыс.

3. Третий, встречающийся на практике вопрос, тоже касается ситуации, когда мы хотим заработать определенную прибыль. Но в данном случае речь пойдет не про абсолютную ее величину, а про относительную. То есть звучать он будет следующим образом: «Какой должна быть выручка, чтобы наше СТО работало с определенной рентабельностью». Формула для расчета в этом случае примет вид:

Сразу оговоримся. Если наше СТО работает с маржинальностью в 11,73%, то глупо ожидать прибыльности больше данной величины. Если получение каждого рубля выручки приводит к возникновению 88,27 копеек затрат — мы не сможем с рубля заработать больше, чем 11,73 копеек. Если хотим больше — нужно срочно разбираться с переменными затратами, почему они так сильно съедают нашу выручку.

Мы же остановимся на рентабельности в 5%: чтобы ее получить, нам придется продать на:

Таким образом мы рассчитали, какой должна быть выручка СТО для безубыточной работы, а также для получения определенной величины прибыли или рентабельности.

Сразу оговорюсь, что данный подход является хоть и простым, но часто приводит к достаточно большим неточностям. Происходит это потому, что здесь любое изменение затрат, произошедшее за период, сигнализирует нам — «Данные затраты являются переменными!». Что на практике не всегда так.

Затраты. Попробуем посмотреть — может ли измениться аренда? На мой взгляд — может. Например, если ставка привязана к валюте и за период поменялся ее курс. При расчете же мы получим, что аренда содержит в себе как постоянную, так и переменную часть, то есть чем на больше мы будем продавать, тем больше будем платить аренды. Очевидно же, что это не так. В следующем месяце курс упадет, и мы при большей выручке можем и меньшую аренду заплатить.

Фото с сайта gipercenter.com
Фото с сайта gipercenter.com

Или в каком-то месяце вам пришлось заплатить штраф. Если в предыдущем месяце его не было, то математически он будет воспринят как переменные затраты, то есть при росте выручки мы будем считать, что должны на уплату штрафов платить все больше и больше. Опять-таки — это не так. Просто оплата штрафа пришлась на данный конкретный месяц.

Чтобы устранить возможные математические искажения, лучше использовать аналитический метод распределения затрат. То есть: берете данные о постатейных расходах компании за определенный период и отвечаете по каждой статье на вопрос: переменные это затраты (то есть вырастут ли они при увеличении выручки) или постоянные.

Давайте «пробежимся» по нашим статьям, озвученным в первой таблице:

  • Покупная стоимость запасных частей — переменные затраты. Ведь очевидно, что чем больше мы запасных частей продаем, тем на большую сумму нам приходится их закупать
  • Расходы на рекламу. Переменные затраты, ведь чем большую выручку мы хотим получить, тем больше нам нужно тратиться на рекламу, чтобы привлекать клиентов на нашу СТО
  • Окладная часть заработной платы — постоянные затраты, ведь суть оклада в том и заключается, что определенную сумму работнику мы выплачиваем вне зависимости от того, как именно он отработал
  • Премии сотрудникам за выполненные ремонтные работы и проданные клиентам запасные части. Очевидно, что переменная часть — чем больше сотрудники выполнят работ и продадут запасных частей, тем, с одной стороны, большей будет наша выручка, с другой — тем больше зарплаты нам придется заплатить
  • Налоги от ФОТ. Поскольку сумма налогов зависит от суммы начисленной заработной платы, то данная статья затрат у нас будет разбиваться на 2 части: постоянную (налоги, которые начисляются на оклады) и переменную (налоги, которые начисляются на премии)
  • Расходы на здания и оборудование — постоянная, скорее всего, часть (если, конечно, вы не договорились с арендодателем, что платите ему в зависимости от показателей собственной работы, что вряд ли)
  • Налоги на выручку и прибыль — переменная часть. Чем больше мы продаем, тем на большую сумму должны будем уплатить налогов
  • Прочие расходы. Здесь, конечно, так просто не ответишь, поскольку включать в себя данная статья может все, что угодно. И тогда есть два варианта:

1. Либо вы выделяете подстатьи и по ним смотрите, являются данные расходы постоянными или переменными.

2. Либо используете описанный выше расчетный способ, на основании изменения выручки и данной статьи затрат выделяя в ней постоянную и переменную части. Но, обратите внимание, что в данном случае расчетный способ будет применяться не ко всем затратам, а лишь к отдельным их видам, которые невозможно однозначно разделить на постоянные и переменные.

Фото с сайта amo-zil.ru
Фото с сайта amo-zil.ru

Мы же, для упрощения, в нашем примере посчитаем, что все прочие расходы являются постоянными.

Результаты подобного анализа для первого месяца работы нашего СТО приведены в таблице:

Анализ затрат СТО, в $ (Таблица 2)

Данные предоставлены автором
Данные предоставлены автором

Как видите, более вдумчивый анализ наших затрат привел к несколько другим результатам. Мы видим, что постоянные расходы составляют более $ 10 000, а не около 7000, как показал нам грубый расчет. Доля же переменных затрат в выручке составляет чуть более 77%, а не почти 90, как мы получили ранее.

Соответственно, изменятся и целевые показатели выручки, которые мы рассчитывали ранее:

1. Выручка, необходимая для безубыточной работы составит:

2. Если мы хотим получить прибыль в размере $ 5 000, то продать услуг и запасных частей нам нужно на:

3. Если же мы хотим, чтобы наше СТО сработало с рентабельностью в 5%, то нам нужно стремиться к выручке в размере:

Как видите, выглядят данные цифры уже не столь пугающе. Получить же их было также не очень сложно.

К сожалению, на этом красивая микроэкономическая теория заканчивается и начинается практика. Которая, как мы и говорили, ни малейшего отношения к «теоритической действительности» не имеет. Об этом мы поговорим в следующем материале.

Продолжение следует…

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.