Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Финансы «Про бизнес» 19 июня 2017

Год назад пустые полки — а что сейчас? ProStore рассказал, как выходил из кризиса

Дмитрий Синюк. Фото из личного архива
Дмитрий Синюк. Фото из личного архива

В апреле-мае прошлого года сеть белорусских гипермаркетов ProStore столкнулась с финансовыми проблемами, которые обернулись задержками с поставками товаров на полки. Выход из ситуации занял несколько месяцев. Ритейлер использовал несколько финансовых инструментов, включая возвратный лизинг (продажа нескольких объектов недвижимости банкам, с последующим их лизингом по договору финансовой аренды). А в мае 2017 компания провела дебютный выпуск облигаций на 2 млн белорусских рублей. Бумаги были распроданы за несколько недель. На подходе — еще одна эмиссия.

Подводя итоги работы за год, финансовый директор сети гипермаркетов ProStore Дмитрий Синюк рассказывает интересные подробности об использовании финансовых инструментов в ритейле.

Как движутся финансовые потоки в ритейле

— Розничная торговля — довольно специфическая сфера с точки зрения финансовых потоков. Если платеж поставщику товара осуществляется хотя бы на несколько дней позже реализации товара, розничные магазины получают дополнительный денежный поток от своего финансового цикла. Это деньги, которые сеть может использовать для своих целей.

Образование такого отрицательного финансового цикла — весьма распространенная практика в белорусском ритейле. Но государство законодательно ограничивает аппетиты розничных сетей, чтобы те не перекладывали на поставщиков слишком длительные отсрочки платежа.

Для финансирования только текущей деятельности розничные сети обычно не нуждаются в привлечении ресурсов. Конечно, генерируемый финансовым циклом дополнительный денежный поток недостаточен для полного финансирования значительных инвестиций, если говорить о масштабной розничной сети. Но, допустим, сеть из 5−6 магазинов вполне может в течение года финансировать до четверти затрат на создание еще одного такого же объекта только за счет манипуляций со своим рабочим капиталом.

Оставшуюся часть необходимо будет профинансировать привлеченными ресурсами, в роли которых в Беларуси традиционно выступают банковские кредиты.

Если банк требует большего размера собственного участия ритейлера, например 30% или более, можно привлечь небольшой текущий кредит и отвлечь из основной деятельности больше собственных средств. С учетом средней доходности розницы, окупаемость инвестиций во вновь построенный магазин составит 5−7 лет (меньше — если арендовать готовые площади).

Фото с сайта k-flex.by
Фото с сайта k-flex.by

Следовательно, для розницы главное — не переусердствовать в инвестиционной деятельности, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда по различным причинам (не угадали с доходами от проекта, упали общие доходы сети из-за кризиса и т.д.) сумма расходов на обслуживание финансовых долгов оказывается выше генерируемого текущей деятельностью потока.

В остальном же инвестиции в розницу окупаются достаточно быстро. Риски получить не окупаемый проект ниже, чем при инвестициях в производство.

Как мы преодолели финансовый разрыв в 2016

Если вернуться к прошлогодней истории, то мы столкнулись со стечением ряда неблагоприятных для нас обстоятельств. Весной 2016 у нас был «черный лебедь» прямо в момент рефинансирования оборотного кредита: мы успели погасить значительную часть долга, придержав для этого на несколько дней оплаты поставщикам. Но не успели привлечь новый, замещающий прежний, кредит, т.к. банк решил не рисковать с его выдачей. Таким образом, с точки зрения поставщиков это выглядело так:

1. Сначала компания приостановила оплаты.

2. Потом в СМИ появилась негативная информация об акционерах.

3. Вскоре оплаты возобновились, хотя и не в полном объеме. Но большинство поставщиков из опасения не вернуть деньги стали придерживать поставки.

У сети снизился оборот, что привело к еще большему снижению платежей.

Выход из ситуации складывался из нескольких этапов

1. Для начала известили всех финансовых кредиторов, что временно прекращаем все расчеты с ними и просим реструктурировать долги, изменив графики погашения.

2. Все поступающие от реализации деньги направили на оплату поставщикам.

3. Провели оптимизацию персонала: часть сократили, часть отправили в неоплачиваемые отпуска.

4. Для того, чтобы быстрее возобновить деятельность на прежнем уровне, нужно было осуществить финансовое вливание, что мы сделали за счет сделок обратного лизинга некоторых наших объектов недвижимости. То есть объекты недвижимости были проданы банкам и затем взяты в лизинг по договору финансовой аренды. Так мы убили сразу двух зайцев: получили деньги в оборот и рефинансировали кредиты на подходящих для нас условиях. Затем диверсифицировали риски, отделив торговую деятельность (розничную торговлю) от операций с недвижимостью.

Сейчас мы можем однозначно сказать, что справились и все сделали верно.

Фото с сайта prostore.by
Фото с сайта prostore.by

Какие инструменты финансирования мы использовали

За время своей работы мы смогли испробовать многие распространенные финансовые инструменты — кредиты, займы, факторинг, депозит, лизинг, банковские гарантии, аккредитивы, поручительство. Сложно оценить эффективность не всегда сравнимых между собой инструментов, у каждого из них свои особенности. Вот некоторые:

  • При обратном (возвратном) лизинге зданий, например, в отличие от инвестиционного кредита, мы не волнуемся о том, что рыночная стоимость переданного в обеспечение кредита имущества снизится. Но при этом в момент купли-продажи здания возникает большой исходящий НДС, который необходимо уплатить сразу. А суммы входящего НДС к зачету будут приниматься только по мере оплаты лизинговых платежей. Поэтому этот инструмент хорош, когда у предприятия есть большие суммы не зачтенного НДС, например, от стройки другого объекта
  • Использование аккредитива как средства расчета по внешнеэкономическим контрактам стоит денег, но несет меньше рисков, чем предоплата
  • Облигационные займы в целом обходятся дешевле банковских кредитов, т.к. позволяют выходить напрямую на финансовых инвесторов

В мае 2017 мы провели эмиссию облигаций. Идея выпустить их родилась после встречи клуба финансистов, там представители профессионального участника рынка ценных бумаг рассказывали про рынок облигаций. Подобного опыта ранее в компании не было, поэтому меня, как финансового директора, заинтересовал этот инструмент. Понравилась идея прямого заимствования денег на финансовом рынке, минуя посредники-банки. Такой win-win: одна сторона (физлицо или юрлицо) размещает свои деньги по более высоким ставкам, чем проценты по депозитам. А другая сторона привлекает финансирование под более низкие ставки, чем по банковским кредитам. Рынок в Беларуси малоразвит в плане облигаций. Мы решили посмотреть, как потенциальные покупатели отнесутся к выпуску этих бумаг в белорусских рублях. Что будет больше влиять на выбор: то, как они оценивают страновой риск (вероятность неблагоприятных событий в стране, которые повлияют на получение дохода, — Прим. «Про бизнес.») или риски со стороны компании. Как будет влиять на их выбор ставка дохода.

10 мая мы запустили дебютный выпуск облигаций на 2 млн белорусских рублей, и уже 26 мая он был полностью продан. В первую очередь я, как финансист, связал бы это с тем, что у нас получился привлекательный для инвестора с точки зрения баланса доходности/рисков, инструмент: мы предложили рынку довольно высокую даже на то время ставку — 15% годовых и возможность «выйти» из облигаций уже через три месяца.

Однако немаловажную роль, судя по моему опыту переговоров с некоторыми частными инвесторами, оказала также и сила нашего бренда, и доверие к компании.

Средства, привлеченные за счет размещения первого выпуска, пошли на проекты, которые повышают эффективность текущей деятельности, но на которые не находятся собственные средства и сложно привлечь банковское финансирование:

1. Основные суммы вложили в проекты повышения энергоэффективности: будем модернизировать освещение торгового зала, в трех гипермаркетах (в Малиновке, Шабанах и Чижовке) заменим все акцентное освещение — на светодиодное, поставим энергосберегающее оборудование. Динамический срок окупаемости этих проектов 1,5 года. Он был рассчитан при более высокой ставке дисконтирования 20%, чем нынешняя ставка по облигациям в виде выплат 15%.

Так что мы точно уверены в эффективности вложения привлеченных денег.

2. Небольшие суммы также направили на мелкие проекты, такие как оснащение касс весами в гипермаркете в ТРЦ «АРЕНАcity», а в других гипермаркетах собираемся обновить тележки для покупателей. Эффективность этих проектов посчитать сложнее.

Но нам на опыте известно, что отсутствие необходимости взвешивать товары в отделе фруктов и овощей повышает продажи. А большая по размеру тележка увеличивает средний чек.

Настолько ли высоки риски корпоративных облигаций?

Как любой нормальный развитый бизнес, мы строим свои планы из того, что собираемся функционировать долгое время, поэтому допускать даже технический дефолт по облигациям не в наших интересах. Размер выпуска был крайне незначительным по нашим меркам — это примерно двухдневная выручка. Для удобства держателей мы предусмотрели возможность обратной продажи бумаг каждые три месяца. Так как владельцу облигаций необходимо обратиться с заявлением за 7 дней до даты обратной продажи, то мы уверены, что без ущерба для бизнеса соберем, в случае необходимости, всю сумму, если этот процесс вдруг будет массовым.

В ближайшее время мы собираемся удивить рынок еще одним довольно редким в нашей стране финансовым инструментом. Это будут документарные облигации на предъявителя, номинированные в белорусских рублях.

Вообще сейчас мы много работаем над диверсификацией рисков, чтобы добиться некой антихрупкости компании, выпуск облигаций в эту стратегию укладывается. Главное, не переусердствовать и не впадать в эйфорию. Для себя мы уже определили предельный размер заимствований в форме облигаций, выше которого не готовы рисковать размещаться.

 

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.