Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Финансы «Про бизнес» 13 марта 2015

Где бизнесу искать финансирование сегодня. Частные инвестфонды

Продолжаем публикацию материалов о том, как найти и привлечь финансирование в кризис. На этот раз мы рассказываем про сотрудничество с белорусскими инвестиционными фондами. В качестве примера – деятельность «Зубр Капитал». Его старший инвестиционный менеджер Андрей Филон пояснил, каким проектам и на каких условиях фонд может предоставить средства для развития.

Фото с сайта radio24.uaФото с сайта radio24.uaФото с сайта radio24.ua
Фото с сайта radio24.ua

– Управляющая компания «Зубр Капитал» – это первая в нашей стране профессиональная компания, управляющая фондами прямых инвестиций, с белорусским менеджментом и частично с белорусским финансированием. 

Цель – инвестировать в капитал предприятий на срок 5-7 лет. Все это время мы:

  • развиваем компанию;
  • увеличиваем ее стоимость.

После чего мы продаем свою долю другим инвесторам.

Сейчас «Зубр Капитал» формирует портфель второго фонда «Zubr CapitalFund I». Ищет 6-8 компаний, в которые было бы интересно инвестировать.

В нем пока только компания «CофтКлуб» (разработка собственного ПО, ИТ-консалтинг).

В первый фонд – SMH входят три компании:

  • «Атлант Телеком» (Интернет-провайдер).
  • МТБанк (банковский бизнес).
  • «АтлантКонсалт» (комплексные ИТ-решения на базе SAP).

Какие компании могут претендовать на инвестиции

1. Бизнесы, которые хотят расти дальше

Например, вы хороший производитель, но процесс сбыта у вас организован недостаточно эффективно. В итоге, вы продаете свою продукцию через оптовиков, а денег на создание собственной розничной сети нет. Фонды прямых инвестиций могут помочь в построении собственной розницы.

Фото с сайта wisemanncapital.com
Фото с сайта wisemanncapital.com

2. Собственники, которых интересует cash out

Владелец компании может иметь крупный бизнес, но не иметь возможности «пожить для себя». Тогда «Зубр Капитал» готов выкупать его долю. Собственник получает живые деньги, может покупать себе яхту, строить дом или уходить куда-то еще. «Зубр Капитал» же становится соакционером и помогает развивать компанию дальше.

3. Тем, кто хочет увеличить стоимость бизнеса для последующей продажи

Если вы планируете продать бизнес, то компания, в которой «сидит» фонд прямых инвестиций, всегда будет стоить дороже. Присутствие фонда в составе акционеров говорит о высоком качестве организации дел компании и ее прозрачности.

Условия для получения финансирования

Мы не венчурный фонд, поэтому инвестируем в компании, которые уже вышли на определенный уровень и генерируют выручку и прибыль:

  • Компании с годовой выручкой от $10 млн.
  • ИT-компании с годовой выручкой от $5 млн.

«Зубр Капитал» инвестирует в:

  • ИT. Разработка софта и сервисов.
  • Производство. Здесь преимущество отдается компаниям, продукция которых имеет экспортный потенциал.

Минимальная сумма инвестиций – от $5 млн. Максимальной границы теоретически не существует. У нас хорошие отношения с европейскими и российскими инвесткомпаниями, в том числе и с фондами прямых инвестиций. Так что в случае крупных проектов, мы можем привлекать их в качестве соинвесторов.

Фото с сайта ria.ru
Фото с сайта ria.ru

К соискателям инвестиций предъявляется ряд требований:

1. Компания с частным капиталом.

2. У компании должна быть стратегия развития или финансовый план. Она должна представлять, в каком направлении будет развиваться дальше.

3. Собственник должен быть готов продать от 25% до 50% доли в компании. Мы, как фонд, покупаем миноритарную долю. Так как выкупая более 50%, отбираем у собственника контроль и, как правило, лишаем компанию мотивированного лидера.

4. Бизнес должен быть прозрачен:

  • У него не должно быть аффилированных компаний, через которые проходит часть выручки.
  • Не должно быть долгов перед налоговой и другими госорганами.

5. Бизнес должен быть готов консолидировать все свои юридические лица в одну группу компаний.

6. Компания должна обладать одним из 3 типов стратегического контроля. Вот эти типы:

Уникальный продукт. Суть в том, что вы делаете продукт, повторить который никто не может. Это самый сильный тип стратегического контроля. Компания с таким контролем будет стоить дороже.

Уникальный сервис. Под сервисом понимается не только обслуживание клиента, но и способы, которыми осуществляются продажи. Например, у «Атлант-телеком» это так называемые активные продажи. Продавцы приходят в каждую квартиру и предлагают подключиться к Интернету. Это чуть более слабый тип стратегического контроля.

Сильный бренд. Это тип стратегического контроля, когда у компании есть узнаваемый бренд. Например, Serge. Относительно небольшая белорусская  компания-производитель хлопкового белья, которое знают и покупают многие. Хотя компания небольшая, и аналогичный продукт выпускают многие другие предприятия, большое значение имеет сам бренд.
Если вы хотите привлечь инвестора или чтобы вашу компанию дорого оценили, тогда вы должны работать в одном из трех направлений.

Лучшая компания – это та, которая имеет все три типа стратегического контроля. Например, Apple или Coca-Cola.

Фото с сайта foto.rg.ru
Презентация Apple iWatch. Фото с сайта foto.rg.ru

Этапы сотрудничества

Обращение за финансированием в фонд принципиально отличается от обращения в банк за кредитом. Мы становимся совладельцем компании, соответственно, принимаем на себя абсолютно все риски и все прибыли компании.Заключение сделки с «Зубр Капитал» обычно занимает полгода-год. За это время мы проходим несколько стадий:

1. Переговоры. Оговариваем условия сотрудничества между «Зубр Капитал» и бизнесом-соискателем инвестиций.

2. Привлекаем аудиторов, которые проверяют компанию с финансовой и юридической точек зрения. Выясняем, есть ли у нее долги и другие проблемы.

3. Консолидируем компанию. Собираем все юридические лица, которые есть у компании, в один холдинг. Чтобы не получилось, что, к примеру, мы инвестировали в производство, у которого есть еще и торговый дом. И в итоге вся прибыль остается в торговом доме.

4. Непосредственно вкладываем деньги в холдинг.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.