Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Финансы «Про бизнес» 20 марта 2015

Как смена акционеров повлияет на бизнес МТБанка

Председатель правления МТБанка Андрей Жишкевич рассказал сегодня «Про бизнес.» о том, почему в банке произошла смена собственников и как это должно повлиять на бизнес банка.

Андрей Жишкевич. Фото из архива МТБанкаАндрей Жишкевич. Фото из архива МТБанкаАндрей Жишкевич. Фото из архива МТБанка
Андрей Жишкевич. Фото из архива МТБанка

20 марта МТБанк распространил официальный пресс-релиз о смене акционеров. Конечными бенефициарами 98,97% акций банка стали белорусский бизнесмен Алексей Олексин и Инна Олексина.

Ранее банк принадлежал инвестиционной компании «Зубр Капитал» и инвестфонду Horizon Capital.

Вот что рассказал о сделке в комментарии «Про бизнес.» Андрей Жишкевич.

О причинах и сроках сделки

Последние полтора год шел активный поиск нового акционера для банка. Инвестиционный фонд Horizon Capital превышал лимит нахождения в акционерном капитале МТБанка. Согласно меморандуму фонда, он должен выходить из компании в течение 5 лет. Этот срок у Horizon Capital истек два года назад. И фонд активно пытался найти покупателя на свой пакет в МТБанке.

Длительные переговоры велись со многими потенциальными покупателями. Первые контакты с нынешним акционером установились осенью прошлого года. С ноября началась активная фаза due diligence.

Сделка состоялась сейчас, в марте, поскольку для оценки банка был важен аудит отчетности за 2014 год.

Для нас само завершение процесса покупки-продажи банка – хорошая новость. Очень много внутреннего ресурса уходило на общение с потенциальными покупателями, проверочные мероприятия. Предпродажный режим сильно отвлекал от текущих дел. Хорошо, что мы эту стадию прошли, и теперь всю энергию можно направлять непосредственно в бизнес.

Как сделка повлияет на бизнес банка

Смена собственника, я верю, позволит банку не ограничивать себя в росте. Такое ограничение было в последние годы, когда мы могли увеличивать капитал за счет прибыли, но не использовали допэмиссию. Дело в том, что инвестиционные фонды Horizon Capital и «Зубр Капитал» объективно не ориентированы на допэмиссии.

Поэтому в последнее время кредитный портфель банка рос ровно в темп самокапитализации.

В прошлом году около 20% роста мы недобрали, потому что упирались в планку коэффициента достаточности капитала.

В этом году, очевидно, возможности увеличивать капитал не только за счет прибыли не имеют такого большого значения, как год или два назад. Я не вижу особого потенциала для роста в 2015 в целом для банковской системы. Сейчас мы, как и другие банки, ограничены собственными риск-политиками, очень осторожны в выдаче новых кредитов.

На сегодня нам хватает текущей прибыли, чтобы иметь рост портфеля в пределах 10-15% по итогам этого года.

Но через год+, когда рынок, я искренне верю, вновь начнет расти, мы сможем увеличивать свой портфель на 50% в год.

Для глобального роста нужна будет серьезная допэмиссия. Нынешнее увеличение уставного фонда банка новым акционером на 15 млрд рублей – это, скорее, символический шаг, который свидетельствует, что акционер не просто выкупает пакет, а намерен инвестировать в увеличение капитала.

Об отношениях акционеров и топ-менеджмента

С прежними собственниками банка были очень комфортные отношения. Топ-менеджмент был абсолютно самостоятелен в решениях на уровне текущего управления. На уровень акционеров выносились только стратегические вопросы: финансовые модели развития, выход на новые рынки.

Верю, что такая модель отношений, с учетом результатов, которые показывал банк, заслуживает сохранения.

Могу сказать, что существующая бизнес-модель банка вполне устраивает нового собственника. Понятно, что мы будем ее расширять, но не меняя того, что уже есть.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.