Войти
Госрегулирование
«Про бизнес.» 19 августа 2015

5 самых распространенных юридических ошибок, которые совершают интернет-магазины

Какие типичные нарушения допускаются в онлайн-продажах товаров и услуг, к чему это может привести – рассказывает Алексей Филонов, юрист Адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры».

Фото с сайта motaen.com
Фото с сайта motaen.com

Ошибка №1. Интернет-магазин находится на иностранном хостинге

Начиная интернет-торговлю, продавец должен помнить, что сайт интернет-магазина должен быть физически размещен на территории Беларуси. То есть иметь белорусский хостинг. Это требование предусмотрено президентским указом №60 от 01.02.2010.

Обязательного требования покупать для магазина имена в доменных зонах .by и .бел нет. Однако на практике белорусские интернет-магазины все-таки размещают свой интернет-магазин в национальной доменной зоне, но часто – на зарубежном хостинге.

Требование торговать только через белорусский сайт делает нелегальной продажу товаров через сообщества в иностранных соцсетях (например, Facebook или ВКонтакте). Почти все сервера этих ресурсов находятся вне Беларуси. Такая интернет-торговля будет являться нарушением требований нашего законодательства.

Фото с сайта artismedia.by
Фото с сайта artismedia.by

Устоявшейся практики привлечения к ответственности для таких продавцов пока нет. Поэтому соцсети бизнесу стоит рассматривать в качестве рекламных площадок, но не канала продаж.

За торговлю через интернет-магазин, размещенный не в Беларуси, предусмотрен штраф до 30 базовых величин (до 5,4 млн рублей на сегодня). Деятельность такого магазина может быть приостановлена Минторгом. К нему также могут заблокировать доступ из Беларуси.

Ошибка №2. Магазин не зарегистрирован в торговом реестре или не вносит изменения в данные о себе

Большинство продавцов знают, что нужно регистрировать свой интернет-магазин в торговом реестре Минторга. Причем сделать это нужно до начала торговли, иначе это будет считаться нарушением. Но вот об обязанности обновлять информацию в торговом реестре многие не знают.

Она предусмотрена п. 23-25 положения о торговом реестре. В нем перечислены случаи, когда продавец должен вносить изменения в данные о себе в торговый реестр:

  • Меняется название продавца (у юрлица – наименование, у ИП – Ф.И.О.)
  • Меняется доменное имя сайта интернет-магазина
  • Меняются классы и группы реализуемых в интернет-магазине товаров
  • Меняется режим работы интернет-магазина

Большинство обновлений следует внести в течение месяца с момента наступления фактических изменений. В случае с режимом работы обновить данные нужно за 5 рабочих дней.

Фото с сайта shutterstock.com
Фото с сайта shutterstock.com

Для этого продавцу нужно подать в регистрирующий орган по месту нахождения (исполком) заявление. В случае изменения режима работы продавец должен подать новое заявление о согласовании режима работы.

После регистрации магазина в реестре (или внесения изменений) мы рекомендуем проверить корректность сведений на сайте торгового реестра. Искать можно по наименованию продавца, УНП или доменному имени интернет-магазина.

Встречаются случаи, когда регистрирующие органы совершают ошибки при внесении сведений в реестр. Если вы обнаружили, что эти данные отличаются от ваших, нужно оперативно связаться с регистрирующим органом и внести корректировки.

Кроме того, до 1 апреля каждого года продавец должен предоставлять в торговый реестр сведения о розничном товарообороте за предыдущий финансовый год.

За торговлю без регистрации в реестре предусмотрен штраф:

  • До 200 БВ (для ИП, на сегодня 200 базовых величин = 36 млн рублей)
  • До 500 БВ (для юрлица, 90 млн)

Помимо штрафа, конфискуется доход от такой деятельности, также могут быть конфискованы предметы и средства правонарушения (например, реализуемые товары).

Обычно при выявлении недостоверных сведений выносится предписание об устранении нарушения. Если ошибки  не будут исправлены в срок, указанный в предписании, интернет-магазин исключается из торгового реестра.

В этом случае, необходимо заново регистрировать интернет-магазин в реестре и, следовательно, приостанавливать торговлю до завершения этой процедуры. Иначе вас могут привлечь к ответственности за торговлю без регистрации интернет-магазина.

Ошибка №3. На сайте нет обязательной информации или указана неверная (неактуальная)

Сайт интернет-магазина должен содержать минимальный объем информации. Об этом мы уже писали. Однако указать нужные сведения мало. Важно следить, чтобы сведения о магазине на сайте были достоверными и актуальными. Например, если наименование или режим работы изменились, это нужно отразить.

Также нужно контролировать, чтобы товары, размещенные в интернет-магазине, были в наличии. Если они отсутствуют – на странице товара нужно делать отметку «нет в наличии» или удалять позицию из каталога В противном случае это может расцениваться как недостоверная информация о товаре. Продавец может быть привлечен к ответственности.

Фото с сайта czechtoday.eu
Фото с сайта czechtoday.eu

За не публикацию необходимых или указание недостоверных сведений магазин может быть оштрафован на сумму до 10 БВ (1,8 млн рублей), при повторном нарушении – до 30 БВ (5,4 млн).

В отдельных случаях (если нарушение будет квалифицировано как ненадлежащая реклама) – до 40 БВ (7,2 млн) для ИП или до 50 БВ (9 млн) для юрлиц. Кроме этого, интернет-магазин могут закрыть или приостановить его деятельность.

Ошибка №4. Продаются товары, запрещенные к реализации через Интернет

В Беларуси есть товары, которые можно продавать только в стационарном торговом объекте. Реализовывать их через дистанционные каналы, содержащие лишь описание товара (например, через каталоги, брошюры или интернет-сайт), нельзя.

Их перечень можно найти в п.6 Правил торговли по образцам, утвержденных Постановлением Совета Министров №31 от 15 января 2009 года. Список мы публиковали ранее.

Дополнительно здесь можно упомянуть пиво и слабоалкогольные напитки.

Правилами торговли по образцам установлены отдельные группы товаров, которые можно продавать через Интернет, но только при определенных условиях:

  • Скоропортящиеся продовольственные товары (например, продукты со сроком годности до 5 дней)
  • Кулинарная продукция (это готовые блюда и полуфабрикаты)
  • Фото с сайта oede.by
    Фото с сайта oede.by

Продавать их в Интернете можно только в двух случаях:

1. Если у продавца кроме интернет-магазина есть и реальный торговый объект, в котором продается эта же продукция.
2. Если продавец является производителем товаров. В таком случае торговый объект необязателен.

Не стоит забывать, что при этом продавец должен соблюдать все требования законодательства, которые распространяются на торговые и производственные объекты. Например, в части санитарных норм.

За нарушение этих требований предусмотрена ответственность:

  • За торговлю в Интернете товарами, которые можно продавать только через реальный торговый объект – штраф до 10 БВ (1,8 млн). При повторном нарушении (в том числе, если раньше были и другие нарушения правил торговли) – до 30 БВ (5,4 млн).
  • За торговлю иными запрещенными товарами – штраф до 200 БВ (36 млн) для ИП, до 500 БВ (90 млн) для юрлица с конфискация дохода от такой деятельности и с возможной конфискацией предметов, орудий и средств правонарушения (например, реализуемых товаров).
  • Работа магазина может быть приостановлена, магазин может быть закрыт.
  • Если продавать некоторые недопустимые в обороте товары, например, порнографическую продукцию – может наступить и уголовная ответственность.

Ошибка №5. Реклама на сайте интернет-магазина

По законодательству, рекламой признается информация об объекте, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) на его продвижение на рынке.

Такое широкое определение позволяет отнести к рекламе практически любое описание продавца или товара, размещенное на сайте интернет-магазина. Поэтому продавцу необходимо быть осторожным при подготовке контента.

Частой ошибкой многих продавцов является использование в рекламе слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление превосходства товара перед другими. Например, «первый интернет-магазин компьютерной техники», «самые низкие цены», «у нас лучшие товары». Использовать такие фразы можно только в том случае, если продавец может документально подтвердить их правдивость. В противном случае это будет являться нарушением законодательства о рекламе.

Как уже ранее было отмечено, продавцу необходимо контролировать, чтобы вся информация на сайте интернет-магазина соответствовала действительности. Так, нарушением законодательства о рекламе будет являться указание недостоверных сведений о товаре (например, назначение, потребительские свойства), сроках доставки товара, гарантийных сроках, сроках службы и сроках годности товара.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент