Войти
Госрегулирование
«Про бизнес.» 19 ноября 2015

Что изменится для инвесторов с Декретом №8 – комментарий юриста

Недавно был подписан Декрет №8 «О создании дополнительных условий об осуществлении инвестиций в Республике Беларусь». В документе есть и очевидные плюсы (у инвесторов, например, появилась возможность получить землю в частную собственность), и не до конца проработанные пункты. Анализ нормативного акта провела директор белорусского офиса международного юридического альянса «COBALT» Дарья Жук.

Фото с сайта eximbusiness.kiev.uaФото с сайта eximbusiness.kiev.uaФото с сайта eximbusiness.kiev.ua
Фото с сайта eximbusiness.kiev.ua

– 12 ноября 2015 был подписан президентский Декрет № 8 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь». Он дополняет Декрет №10 от 6 августа 2009 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

Дарья Жук

Юрист, директор белорусского офиса международного юридического альянса «COBALT»

Декрет №8 вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования – в апреле 2016. За это время правительству необходимо принять ряд уточняющих актов.

По сути, этот документ изменяет правила заключения, исполнения и расторжения инвестиционных договоров между инвесторами и государственными органами для реализации green-field (создание предприятия с нуля) и brown-field (создание предприятия с существующей инфраструктурой) инвестиционных проектов.

Что изменится для инвесторов

Декрет №8 не распространяется на инвестдоговоры, заключенные до вступления этого документа в силу. Однако в них могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с положениями Декрета. И тогда днем возникновения права на новые льготы и преференции станет дата вступления в силу соответствующих допсоглашений. 

Инвестиционные договоры будут заключаться только для реализации проекта в «приоритетном секторе экономики». Перечень таких секторов определяется правительством.

Фото с сайта nairi-tech.com
Фото с сайта nairi-tech.com

Ранее в него были включены:

  • Сельское хозяйство
  • Обработка древесины; производство мебели
  • Производство машин и оборудования
  • Строительство
  • Торговля

Определение таких секторов стало попыткой ввести своеобразные критерии отбора инвесторов. Однако, на наш взгляд, должной конкретики это не принесло.

Введено новое понятие – «организация, реализующая инвестиционный проект». Это «организация, созданная инвестором, либо организация, в отношении которой инвестор имеет возможность определять принимаемые ею решения по основаниям, установленным законодательством»

Очевидно, речь идет об аффилированных инвестору структурах. Новое понятие пришло на смену менее конкретному «организация, созданная в Республике Беларусь инвестором либо с его участием». Вместе с тем, по-прежнему не совсем понятно, какие именно отношения между инвестором и организацией будут подпадать под новую трактовку. Например, если следовать корпоративному законодательству – это дочерние организации. В то время как зависимые общества могут не попасть под новое определение. И это сужает круг компаний, которые могут реализовать инвестиционный проект. Появилась возможность получить землю в частную собственность или получить право на проектирование и строительство капитальных строений на участке. Эти пункты добавились к существующей ранее возможности получить землю на правах аренды без аукциона.

Фото с сайта kapitalist.tv
Фото с сайта kapitalist.tv

При этом земля без аукциона будет выделяться, только если включена в перечень участков для реализации инвестиционных проектов. Эти списки сегодня существуют в каждой области.

Среди претендентов на земельный участок будет проводиться конкурс – в случае, если на землю претендуют два и более инвестора. Условия такого конкурса сегодня пока неясны, они должны быть разработаны правительством.

Отмена запрета на сдачу в залог объектов инвестиционной деятельности, которые находятся на стадии строительства, а также прав на земельный участок. Это, на наш взгляд, позволит более рационально и свободно привлекать финансовые ресурсы в проект, имея возможность предоставлять достаточно ликвидное обеспечение.

Более четкое, но и более жесткое закрепление ответственности инвестора, а также последствий неисполнения/ненадлежащего исполнения инвестиционного проекта с его стороны:

1. Если инвестиционный проект разделен на этапы – ответственность инвестора должна быть установлена как за нарушение сроков реализации всего проекта, так и (или) за срыв сроков по этапам.

Уточнено, что именно понимается под «суммами льгот и преференций», которые должен возместить инвестор в случае своей вины за прекращение инвестиционного договора: суммы налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в бюджет (включая плату за право заключения договора аренды земельного участка), а также арендная плата. 

Фото с сайта kapital.kz
Фото с сайта kapital.kz

2. Введена дополнительная мера ответственности в виде неустойки (штрафа, пени) при прекращении инвестиционного договора по вине инвестора. При этом Декретом №8 четко не указан ее размер и конкретные основания применения. Это отдано на откуп государственных органов, заключивших инвестиционные договоры. Значит, в каждой области или отраслевом министерстве могут быть свои подходы к определению размера неустойки, если инвестор по своей вине прекратил инвестиционный договор. Это, безусловно, приведет к неравным условиям инвестиционной деятельности в зависимости от региона и отрасли экономики.

3. В случае прекращения инвестиционного договора по виновным основаниям и изъятия у инвестора земельного участка, находящийся на нем незавершенный объект продается с публичных торгов. Инвестору возмещаются затраты на его строительство (за вычетом расходов на организацию торгов), однако не выше суммы продажи.

Фото с сайта softnex.ru
Фото с сайта softnex.ru

При этом есть возможность освобождения инвестора от ответственности. С учетом степени готовности объекта и объема вложенных инвестиций, государственный орган, заключивший инвестиционный договор, может полностью или частично освободить инвестора от возмещения сумм льгот, преференций и неустойки в случае виновного прекращения договора, либо предоставить ему рассрочку по уплате.

Более того, ответственность не применяется в случае виновных действий (бездействий) со стороны государственных органов и отсутствия вины инвестора. 

При этом, как мы понимаем, доказать злоупотребления (виновные действия) со стороны государственных органов представляется весьма затруднительным.

Расширен круг обязанностей инвестора. Контроль государства за всеми сторонами, вовлеченными в реализацию инвестиционного проекта, ужесточился.

Фото с сайта yvision.kz
Фото с сайта yvision.kz

1. Инвестор обязан письменно уведомить орган, заключивший с ним инвестиционный договор, о реорганизации или изменении собственника имущества, состава участников – не менее чем за 2 месяца.

Если этого не сделать, либо реорганизовать (сменить состав учредителей) при имеющемся возражении со стороны государства, оно [государство] вправе отказаться от исполнения инвестиционного договора в одностороннем порядке. Под безобидным термином «уведомление» скрывается самое настоящее «согласование и получение разрешения» на организационные преобразования и сделки между учредителями инвестора. Это, безусловно, существенно ограничивает свободу ведения бизнеса, а также сужает возможности для привлечения новых партнеров в проект – на уровне совладельцев бизнеса.

2. Инвестор обязан в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора строительного подряда и договора на разработку проектной документации направить в государственный орган информацию о своих подрядчиках.

Конкретной ответственности за неуведомление не предусмотрено. Однако очевидно, что при желании это можно трактовать широко – как ненадлежащее исполнение инвестором своих обязательств по инвестиционному договору.

Что не учтено в Декрете

Декрет №8, к сожалению, не содержит классической стабилизационной оговорки, которую так ждало все бизнес-сообщество и без которой, как показывает мировой опыт реализации инвестпроектов при поддержке государства, невозможен активный рост инвестиционной деятельности в развивающейся экономике.

Эта оговорка защищает инвестора от негативных изменений законодательства (как правило, налогового, таможенного, регулятивного). Этим гарантируется, что на время реализации проекта инвестиционный климат, при котором было принято решение начать проект, будет стабильным. Что дает возможность просчитывать риски более четко.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент