Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Идеи «Про бизнес» 3 ноября 2016

Люди верят в сказку: почему в конце года денег на краудфандинге собирается больше

Евген Клишевич. Фото с сайта belapan.by
Автор материала: Евгений Клишевич
Евгений Клишевич. Фото с сайта belapan.by

Основатель крауд-платформы Talaka Евген Клишевич проанализировал динамику собранных средств и заметил — под Новый год люди активнее поддерживают краудфандинговые проекты. Евген показал график для «Про бизнес.» и объяснил, почему именно сейчас — самое время для запуска сбора средств на краудфандинге.

—  Идея проанализировать результаты сбора средств на нашей платформе возникла после общения с авторами текущих проектов. Многие из них отмечали, что размещаются именно сейчас, осенью — потому что впереди новогодние праздники.

Когда мы проанализировали первый год работы нашего краудфандинг-сервиса Талакошт, то подтвердили: в предновогодний период (сентябрь-декабрь) количество перечисленных средств увеличивается относительно других месяцев:

Фото предоставлено экспертом
Фото предоставлено экспертом

График не учитывает проекты, которые не набрали необходимую сумму.

  • Красная линия означает, сколько всего было переведено средств за конкретный месяц деноминированных белорусских рублях. Шкала указана с правой стороны.
  • Синие столбцы означают, сколько в конкретный месяц было собрано денег в среднем на один проект. Чтобы получить эту цифру, мы разделили общую сумму, собранную за месяц, на количество активных в этот период кампаний. Шкалу значений в деноминированных рублях смотрите с левой стороны

Мы выделили три периода активности на платформе за первый год:

1. В марте-мае было собрано немало средств при небольшой средней сумме сбора на проект. Это объясняется тем, что когда платформа стартовала, на ней сразу было размещено много проектов, но далеко не все из них стали успешными. Требовалось время, чтобы как авторы, так и спонсоры поняли, как все работает.

2. В июне-августе сбор средств «просел». Будет ошибкой думать, что это было вызвано летним периодом. В большей степени это произошло потому, что схлынула первая волна проектов, которых мы пригласили и которые были очень активными. Наступил дефицит проектов на платформе. Пока будущие проекты присматривались и собирались с силами, чтобы попробовать. Но, сравнивая размер собранных средств со средней суммой, собранной на проект, заметно, что и тогда проекты имели успех.

3. В сентябре-декабре было сразу два подтверждения перспективности предновогоднего сезона для старта крауд-проектов. Во-первых, общая сумма постоянно и активно росла, во-вторых — росла средняя сумма собранных средств на проект.

Приведу примеры. В прошлом году в этот период собрали деньги такие проекты:

Фото с сайта movananova.by
Игра «Мова». Фото с сайта movananova.by

Почему так происходит

Вот как мы объяснили для себя психологию пользователя:

1. Люди копили деньги именно на новогодний период и готовы тратить немного больше

2. К праздникам людям больше хочется помогать другим. А перечисляя средства, они помогают проекту осуществиться.

3. У людей возникает желание стать причастным к созданию нового, необычного, «сказочного». Поскольку перечислить можно любую сумму, принять участие может широкий круг лиц.

4. На краудфандинг-платформе можно найти необычный подарок к Новому году — ведь часто авторы проектов предлагают участникам экземпляр продукта, на который собирают средства.

Таким образом, предновогодний период дает хорошую возможность особенно предпринимательским проектам, а не только социальным, как принято считать.

Проектам, авторы которых предлагают товар или услугу. В завершение приведу несколько примеров активных крауд-кампаний:

1. Календарь «Год с вышиванкой», иллюстрированный работами художницы

Фото с сайта talaka.by
Фото с сайта talaka.by

2. Книга Нила Геймана «Каролина» на белорусском языке

Фото с сайта talaka.by
Фото с сайта talaka.by
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.