Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Право «Про бизнес» 3 ноября 2015

Что делать, если пытаются захватить или дискредитировать ваш бренд – отвечают «Степановский, Папакуль и партнеры»

О законных способах борьбы с теми, кто пытается захватить либо дискредитировать чужой бренд, рассказывает Надежда Хаданович, помощник адвоката АБ «Степановский, Папакуль и партнеры».

Фото с сайта gblor.ruФото с сайта gblor.ruФото с сайта gblor.ru
Фото с сайта gblor.ru

«Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя» – это правило целиком отражает суть взаимоотношений потребителей с брендами. И, конечно, всегда найдутся не совсем честные компании, которые так и норовят «примазаться» к раскрученному бренду, чтобы чужое имя поработало в их пользу. 

В чем может выражаться попытка захвата либо дискредитации бренда?

1. В использовании чужого бренда в рекламе или антирекламе:

  • Как правило, используется не сам оригинальный бренд, а схожий с ним (юридически это именуется «обозначение, сходное до степени смешения»). Классические примеры «поддельных» брендов: «Gucci» – «Guchi», «Hugo Boss» – «Huge Bous».
Фото из twitter.com
Фото из twitter.com
  • В антирекламе, как правило, используется оригинальный бренд. Участились случаи, когда отзывы о компаниях (как правило, негативные и дискредитирующие) пишутся на различных сайтах не реальными людьми, а ботами. Если вы обнаружили в Интернете негативный видеоотзыв на YouTube либо сайт с преимущественно негативными отзывами о вашей компании (хотя вы на этом ресурсе никогда не размещались либо этот ресурс вам не принадлежит), это может свидетельствовать о попытке подрыва репутации и имиджа вашей компании.

2. Использование чужого бренда, в том числе «поддельного», на товарах (этикетках, упаковках товаров), при оказании услуг

Такие нарушения могут обнаруживаться непосредственно на полках магазинов. Например, товарный знак «Elema» зарегистрирован в отношении 25 класса МКТУ (одежда). Если недобросовестный конкурент будет использовать в отношении продаваемой или изготавливаемой им одежды, которая никак не связана с оригинальной продукцией, обозначение «Elima», можно говорить о попытке захвата бренда.

Фото: www.365mag.ru
Фото: www.365mag.ru

3. Использование чужого бренда в доменном имени сайта (т.н. «киберсквоттинг»):

  • тайпсквоттинг – регистрация доменного имени, близкого по написанию к оригинальному доменному имени (например, не probusiness.by, а probusines.by).
  • брендовый киберсквоттинг – регистрация доменного имени, содержащего зарегистрированный товарный знак, в т.ч. на перспективу. То есть имеется зарегистрированный товарный знак, но зарегистрированное доменное имя еще отсутствует (отсутствует его регистрация в Беларуси). Известные случаи брендового киберсквоттинга в Беларуси – ravak.bу, google.by, kosht.by.

Все эти действия (использование бренда в рекламе, на товаре, в доменном имени) могут быть совершены вместе или по отдельности в разных сочетаниях. Владелец бренда (при условии, что сам бренд зарегистрирован как товарный знак в Беларуси по национальной или международной процедуре) вправе выбирать, как защитить свои права.

Варианты защиты бренда без обращения в суд

В случае нарушения прав на товарный знак обращение в суд – не панацея и не единственное возможное решение. Более того, обращение в суд не всегда приводит к желаемому результату, но всегда занимает достаточно много времени и сил.

Итак, кроме обращения в суд, можно:

1. Подать жалобу в Министерство торговли в отношении ненадлежащей рекламы, так как использование чужих брендов в рекламе не допускается.

Фото: rus.delfi.ee
Фото: rus.delfi.ee

Чем это выгодно?

Во-первых, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе (штраф от 10 до 50 базовых величин).

Во-вторых, Минторг вправе вынести предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе и размещении контррекламы.

В-третьих, этот вариант применим даже в том случае, если у вашей компании пока нет зарегистрированного товарного знака (так как в рекламе не допускается использование не только товарных знаков, но и эмблем и иной символики организаций).

В-четвертых, подать жалобу – это бесплатно. Минторг должен дать ответ на жалобу в течение, как правило, 1 месяца. При этом такие жалобы достаточно часто удовлетворяются.

2. Подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции в антимонопольный орган.

Этот вариант более трудоемкий в плане доказуемости. Он требует наличия зарегистрированного товарного знака. Стоит также учитывать, что этот вариант не применим в случае, если нарушителем является физическое лицо, которое не ведет предпринимательскую деятельность.

Подача заявления также не предполагает взимание платы. Срок рассмотрения заявления, как правило, составляет 1 месяц.

Антимонопольный орган гораздо реже удовлетворяет требования владельцев товарных знаков, нежели Минторг жалобы в отношении ненадлежащей рекламы. Причина: доказывание факта нарушения антимонопольного законодательства – сложный процесс.

Фото с сайта pravpotrebitel.ru
Фото с сайта pravpotrebitel.ru

Обращение в суд

Отметим, что только через суд можно взыскать убытки за неправомерное использование товарного знака. В Беларуси рассматривать споры, связанные с неправомерным использованием товарных знаков, уполномочена только судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.

Учитывайте, что решение коллегии вступает в силу немедленно. Возможность его обжаловать в кассационном порядке отсутствует. А это означает возможные расходы для компании в случае проигрыша дела (как минимум, расходы по уплате госпошлины).

Фото с сайта euroradio.fm
Фото с сайта euroradio.fm

Если нарушитель – нерезидент Беларуси – не паникуйте.

В практике белорусских компаний уже имеются положительные примеры привлечения нерезидентов к ответственности в случае неправомерного использования брендов – с одним из них можно познакомиться здесь.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.