Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Право «Про бизнес» 18 мая 2016

Чего ждать кредиторам от банкротcтв – несколько «убийственных» историй

Если компания-банкрот неплатежеспособна, в наихудшем положении оказываются «кредиторы пятой очереди» – компании, чьи требования о возврате средств не обеспечены залогом. Андрей Толочко, адвокат Адвокатского бюро «Ревера Консалтинг Групп Лтд»приводит примеры, как должники могут уйти от ответственности и что в этих случаях делать.

Фото с сайта ww2.sinaimg.cnФото с сайта ww2.sinaimg.cnФото с сайта ww2.sinaimg.cn
Фото с сайта ww2.sinaimg.cn

– По приблизительным оценкам, процент удовлетворения требований кредиторов «пятой очереди» составляет 5% от заявленной суммы.

Ранее мы уже рассказывали, что одна из важнейших фактических причин такого положения дел – то, что должник «выводит» свои активы.

Сейчас расскажем о других, менее очевидных, подчас даже более «убийственных» для кредитора аспектах банкротства контрагента.

Владимир Толочко Адвокат Rеvera Consulting Group

Андрей Толочко

Адвокатское бюро «Ревера Консалтинг Групп Лтд», адвокат

Неэффективность института субсидиарной ответственности

Примерно год сплошь и рядом слышишь о том, что суды, дескать, слишком активно привлекают к субсидиарной ответственности участников (акционеров) должников.

Действительно, наблюдается несколько нездоровая тенденция.

Порой сталкиваешься с делом, в котором всем (включая суд) понятно, что человек на банкроте не «нажился», активы не «выводил», от погашения задолженности не уклонялся, а сама неплатежеспособность возникла вследствие объективных экономических причин. При этом он все равно является ответчиком по иску о привлечении к субсидиарной ответственности. И зачастую иск удовлетворяется, в том числе, в отношении такого человека.

Однако, на мой взгляд, не это главная проблема института субсидиарной ответственности. Ключевой вопрос в том, что все подготовленные участники процесса «входят» в банкротство в отсутствие реальных активов. И порой весьма элегантно.Например, недавно довелось познакомиться с человеком, который за несколько месяцев до возбуждения дела о банкротстве «проиграл» судебный процесс о расторжении брака «бывшей» жене. Супруге в результате досталось практически все его недвижимое имущество и весь автомобильный парк.

Фото с сайта gotex.com.pl

Фото с сайта gotex.com.pl

Теперь банкрот «живет» в двухкомнатной квартире на окраине Минска, с престарелым отцом. Заработная плата – 10 млн белорусских рублей.

Даже если суд привлечет этого гражданина к субсидиарной ответственности, ждать исполнения решения кредиторам понадобится бесконечно. А имеющиеся «стимулы» в виде ограничения на выезд и управления транспортными средствами очень многих людей не пугают вовсе.

Позволю себе цитату: «Ну, поезжу я пару лет на отдых на Браславы или в Россию. Получат кредиторы через 2-3 года акт о невозможности исполнения решения суда – и все со мной будет в порядке».Конечно, неуважение к судебным решениям – это общая проблема правовой культуры в нашей и соседних странах. Боюсь, что за год или два она не решится.

И кредиторам от философских размышлений легче не становится, и денег не прибавляется.

Трудности во время инициирования процедуры банкротства

По Закону «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», для возбуждения дела о банкротстве по инициативе кредитора необходимо совокупность трех условий. Из них ключевое: факт неплатежеспособности должника, которая имеет или приобретает устойчивый характер. На практике доказать именно это условие наиболее проблематично.

Пример 1. При оценке, платежеспособна компания или нет, не учитывается задолженность по договорам поручительства.

Фото с сайта unit-registr.ru

Фото с сайта unit-registr.ru

Один из случаев в нашей практике. Компания «А» длительное время не исполняла платежные обязательства перед заказчиком. Известно было то, что коэффициент обеспеченности обязательств должника его активами составлял 0,84. То есть на 84 рублей долгов приходилось активов, оцененных должником в бухгалтерском балансе, на 100 рублей.При этом компания «А» выступала поручителем по долгам компании «Б» перед банком.

В отношении компании «Б» уже было возбуждено дело о банкротстве, и банк предъявил свои требования к компании «А» как к поручителю. С учетом этих требований, размер обязательств компании «А» значительно превышал стоимость ее активов.

Фото с сайта myweb.uiowa.edu

Фото с сайта myweb.uiowa.edu

Вместе с тем, задолженность, вытекающая из обязательств по поручительству, является «забалансовой». Формально должник не обязан отражать ее в своем бухгалтерском балансе. Именно из-за этого обстоятельства в возбуждении дела о банкротстве было отказано.

Пример 2. Формальный подход, который исключает возможность оценки реального качества активов должника.

Очень распространены ситуации, когда должник формально является платежеспособным. Однако реальная стоимость его активов значительно ниже балансовой. Особенно это характерно для недвижимости. Мы сталкивались с ситуациями, что в таких случаях в возбуждении дела о банкротстве отказывалось.

К примеру, вот структура активов должника общей стоимостью 15 тысяч:

  • 11 тысяч – основные средства (производственный комплекс в сельской местности)
  • 4 тысячи – активы в виде готовой продукции и дебиторской задолженности

При этом обязательств у должника было на 10 тысяч.

С экономической точки зрения очевидно, что в 2016 году производственный комплекс, находящийся в сельской местности в 100 км от Минска (к тому же, морально устаревший) не является ликвидным активом. По определению он не может быть продан за 11 тысяч.

Фото с сайта pixabay.com

Фото с сайта pixabay.com

Также очевидно, что 4-х тысяч краткосрочных активов никак не хватит на то, чтобы обеспечить 10 тысяч обязательств и поддерживать дальнейшую деятельность компании. Ведь у предприятия есть как минимум расходы на выплату заработной платы и обслуживание производственного комплекса. Но так как формально должник был платежеспособен, в возбуждении дела о банкротстве было отказано.

Что дальше ждет этого должника? Может быть, не сейчас, а через полгода или год его обязательства перед кредиторами лишь станут больше (за счет начисления санкций, эффекта девальвации и «проедания» на текущие расходы всей выручки). Банкротство такого должника – это всего лишь вопрос времени. И в этой ситуации наиболее пострадавшими будут кредиторы. Для некоторых из которых должник был основным контрагентом. Лично мне это напоминает «карточный домик». И действующее законодательство в принципе не предполагает выхода из сложившейся дефолтной модели.

Представление кандидатуры антикризисного управляющего

За последнее время произошло одно крайне любопытное изменение судебной практики. Его можно назвать «кто первый встал, того и тапки».

Фото с сайта planetakartinok.net

Фото с сайта planetakartinok.net

Дело в том, что теперь кредиторы вправе представлять кандидатуры управляющего лишь в том случае, если ими было подано заявление о банкротстве.

Не вдаваясь в формально юридическую полемику, отмечу, что ситуация крайне благоприятна для должников. Мы это видим последний месяц даже в своих текущих проектах. Структуры, которые находились в процедуре ликвидации, или в отношении которых применялись меры принудительного исполнения, стали массово подавать заявления о банкротстве. Для чего? Для того, чтобы у суда не было вариантов по назначению управляющего – кроме как из числа предложенных ими кандидатур.

Безусловно, компетентный антикризисный управляющий – фигура независимая, беспристрастная и действует под строгим контролем кредиторов, суда и Департамента по санации и банкротству Минэкономики. Однако наша жизнь намного разнообразнее, и бывают случаи, когда нет-нет, а кажется, что управляющий действует в интересах должника.Если недавно сложившаяся практика будет устойчивой, суды через 2-3 месяца столкнутся с еще бóльшим «валом» заявлений должников о банкротстве. А через 6-8 месяцев – с ростом  ходатайств кредиторов об отстранении антикризисных управляющих.

Фото с сайта kleo.ru

Фото с сайта kleo.ru

Но больше всего пострадают, конечно, кредиторы. Отстранить управляющего, в беспристрастности которого имеются обоснованные сомнения, возможно, удастся. Однако это дополнительные временные и финансовые издержки, что очень плохо в и без того нелегких условиях.

Резюме

Единственный эффективный способом взыскания долга в сложившихся экономических условиях – максимально быстрое инициирование банкротства должника.

Промедление в принятии решения, вера в желание должника договориться или некие воображаемые перспективы улучшения его финансового положения – враги кредиторов в подавляющем большинстве случаев. Ожидая у моря погоды, вы рискуете не вернуть долг.

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.