Войти
Право
«Про бизнес.» 9 ноября 2016

Как самостоятельно зарегистрировать ЧУП и ООО

Фото с сайта rpkperson.ru
Фото с сайта rpkperson.ru

По данным Белстата, за 9 месяцев этого года было зарегистрировано 8202 новых юридических лиц. Ликвидировано — 6527. Предприниматели, несмотря на непростое экономическое положение, продолжают запускать свои проекты. Мы заинтересовались, как открыть компанию, используя самые популярные формы ведения бизнеса. О том, как это сделать самостоятельно, рассказывает юрист Анна Шмакова (специализация — регистрация и ликвидация юрлиц, аттестация строительных предприятий).

— Если вы хотите зарегистрировать юридическое лицо — у вас есть несколько вариантов: унитарное предприятие, общество, товарищество, производственный кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство, акционерное общество.

Рассмотрим самые популярные из них: унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью (ООО) и общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

Каждая из перечисленных форм имеет свои особенности.


Анна Шмакова
Анна Шмакова
Юрист, attestat.by

Особенности УП и ООО

В унитарном предприятии (УП) может быть только один собственник, которому и принадлежит имущество.

Уставный фонд унитарного предприятия неделим. Также не допускается разделение имущества на доли.

Имущество может быть разделено лишь в случае, если предприятие перешло по наследству к более чем одному наследнику либо при разводе супругов, один из которых являлся учредителем. И здесь возможны четыре варианта развития событий:

  • Предприятие реорганизуется в общество или производственный кооператив
  • Предприятие продается третьему лицу
  • Предприятие остается у одного из собственников с выплатой оставшимся компенсации
  • Предприятие ликвидируется

ООО — самая распространенная сейчас форма. С января 2016 года в обществе может быть один учредитель (участник).

Суть ООО в том, что объем ответственности (например, по долгам и другим обязательствам) учредителя ограничивается его вкладом в уставный фонд. В то время как учредители ОДО несут еще и дополнительную ответственность, на сумму до 50 базовых величин. Это отличие имело смысл, когда минимальный размер уставного фонда ООО и ОДО был установлен законодательством.

Сейчас унитарные предприятия и общества могут создаваться с уставным фондом любого размера по желанию учредителей.

Прежде чем подготовить документы и отнести их в регистрирующий орган, необходимо совершить несколько действий.

Скриншот видеокадра с YouTube
Скриншот видеокадра с YouTube

1. Придумать и согласовать название

К фирменным наименованиям юридических лиц предъявляются требования:

1. Нельзя выбрать официальные названия стран, госорганов, имена людей, не являющихся учредителями, псевдонимы известных личностей и пр.

2. Наименование не должно:

  • Состоять только из цифр. Оно не может быть менее трех знаков (букв и цифр)
  • Содержать аббревиатуру организационно-правовой формы (например ООО «ОДО»)
  • Содержать слова «самый», «первый», «лучший» и другие слова в превосходной степени сравнения, позиционирующие юридическое лицо как лидера отрасли; слова «департамент», «комитет» и другие, используемые государственными органами
  • Быть тождественным/похожим до степени смешения на названия существующих компаний/зарезервированные названия создаваемых юридических лиц

3. Нельзя использовать наименования существующих или существовавших юридических лиц. У этого правила есть исключение. С разрешения существующего юридического лица можно использовать его наименование как часть наименования нового юридического лица.

4. Наименование должно быть согласовано на русском и белорусском языках.

Наименование унитарного предприятия должно содержать указание на характер его деятельности (торговое, транспортное, по оказанию услуг) и форму собственности («частное», если собственник — физическое лицо).

На сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно проверить, не занято ли выбранное наименование.

 

Однако если оно там не найдено, это не значит, что оно будет согласовано. Так как на сайте можно проверить только прямое совпадение.

После того, как наименование будущей компании разработано, надо подать заявление на его согласование. Форму можно взять на сайте Мингорисполкома.

Заявление на согласование наименования может быть:

  • Подано лично в соответствующий регистрирующий орган (в столице это Управление регистрации и лицензирования главного управления юстиции Мингорисполкома). Тогда справка о согласовании наименования будет выдана сразу же
  • Можно направить заявление почтой и наименование будет согласовано в течение 2 рабочих дней, справка тоже будет отправлена почтой
  • Можно согласовать через портал ЕГР и получить справку на следующий день

Справка действует в течение одного месяца со дня согласования наименования на всей территории Беларуси, независимо от того, где наименование было согласовано.

Согласовать наименование может учредитель (один из учредителей), уполномоченное лицо по доверенности или директор, если юридическое лицо существует и возникла необходимость его реорганизовать или изменить наименование.

2. Определить размер уставного фонда

Надо определить размер уставного фонда и то, как будут распределены доли в нем, если учредителей больше одного (для ООО). Размер доли может быть определен в процентном соотношении или в виде дроби (например, 1/3).

Вкладом в уставный фонд могут быть:

  • Деньги и ценные бумаги
  • Имущество и имущественные права, стоимость которых можно оценить. Уставный фонд общества не может состоять из имущественных прав более чем на 50 процентов

Уставный фонд может быть сформирован в течение одного года после регистрации, если учредительными документами не предусмотрен более короткий срок. К этому сроку нужно отнестись очень внимательно, потому что продлить его уже будет нельзя, даже если он меньше года.

3. Найти юридический адрес

К моменту регистрации учредители должны решить, где фактически будет находиться юридическое лицо (юридический адрес).

Местонахождением УП и ООО считается место, где расположен его постоянно действующий исполнительный орган (директор или правление, дирекция). Это должно быть помещение из нежилого фонда.

Фото с сайта nk-stroi.ru
Фото с сайта nk-stroi.ru

Кроме того, для УП юридическим адресом может быть жилое помещение, если учредитель является собственником этого помещения и проживает в нем. В этом случае собственнику придется платить полную стоимость коммунальных услуг (как для коммерческих организаций).

4. Выбрать директора

Директором может быть учредитель компании или привлеченный со стороны работник.

Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД) предписывает, что директор должен иметь высшее образование и стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет. В исключительных случаях соблюдать эти требования необязательно, по сути директором может быть любой совершеннолетний дееспособный человек.

5. Выбрать главбуха

Надо нанять главного бухгалтера или заключить договор на оказание бухгалтерских услуг (например, с ИП или бухгалтерской компанией).

У штатного главбуха должно быть:

  • Высшее или среднее специальное бухгалтерское или экономическое образование и стаж работы бухгалтером не менее трех лет
  • Отсутствовать неснятая/непогашенная судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности

Директор микроорганизации (численность работников до 15 человек включительно) может сам вести бухгалтерский учет, если он соответствует требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру.

Фото с сайта образование24.рф
Фото с сайта образование24.рф

6. Принять решение о создании компании

До обращения за государственной регистрацией учредители должны принять решение о создании юридического лица. Его надо оформить в виде решения — для компании с одним учредителем или в виде протокола общего собрания, если учредителей больше одного.

7. Подать документы на регистрацию

Регистрация юрлица осуществляется Мингорисполкомом (Управлением регистрации и лицензирования главного управления юстиции), исполкомами областей или районов.

Документы подаются лично учредителями либо лицом, уполномоченным на это доверенностью. Учредитель-юрлицо может выдать доверенность, скрепленную подписью директора и печатью. Учредитель-физлицо выдает доверенность, заверенную нотариусом. Если учредителей больше трех, они могут уполномочить одного из них на подписание документов.

Для регистрации надо представить документы:

1. Заявление о государственной регистрации. Оно размещено на сайте Мингорисполкома. Оно состоит из нескольких частей:

  • Собственно заявление, подписываемое всеми учредителями либо уполномоченным лицом (лицами)
  • Лист А — сведения об учредителе-физическом лице. Лист Б — сведения об учредителе-юридическом лице. Листы А и Б заполняются отдельно на каждого учредителя в зависимости от его статуса и подписываются этими учредителями

Cледует перепроверить правильность заполнения данных справки о согласовании наименования, так как специалист при регистрации тоже будет это проверять.

Также нужно заполнить максимальное количество граф, даже если они кажутся несущественными. В противном случае придется дописывать информацию вручную. В заявлении со всеми листами включительно можно делать не более пяти исправлений.

В пункте 2 «Способ создания» нужно выбрать свой способ и напротив написать «да», напротив остальных способов написать «нет».

Пункт 6 «Основной вид деятельности» содержит пятизначный код по ОКЭД. и название вида деятельности. Вид деятельности указывается как предполагаемый. В ходе работы он может меняться или видов может быть больше одного. Уведомлять об этом никого не надо.

Заявление и листы А и Б подписываются в присутствии специалиста, принимающего документы. Нужно помнить, что заявитель (заявители) несет ответственность за достоверность предоставляемой информации. Если выяснится, что регистрация юридического лица осуществлена по недостоверным сведениям, госорганы могут ее аннулировать. В этом случае весь доход будет передан в бюджет.

Например, по закону нельзя быть учредителем компании, находящейся в стадии ликвидации или банкротства.

Если есть сомнения, исключены ли учредители из состава таких организаций, имеет смысл обратиться за информацией в ЕГР.

 

2. Устав. Устав подается в двух экземплярах и в электронном виде на диске в формате .doc или .rtf. Устав прошивать необязательно.

Оба экземпляра обязательно должны быть подписаны всеми учредителями.

3. Платежный документ с оплатой госпошлины за совершение регистрации. Его можно предоставить в оригинале или сделать копию. Оплату можно осуществить в любом банке, предъявив реквизиты и данные о плательщике (ФИО и адрес регистрации). Госпошлина за регистрацию коммерческого юридического лица составляет 1 базовую величину.

Реквизиты для оплаты регистрации в Минске размещены на сайте Мингорисполкома, для других населенных пунктов — на сайтах соответствующих исполкомов.

Регистрация происходит в день обращения. В этот же день отдается один экземпляр устава с отметкой о регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации можно получить в тот же день либо на следующий, в зависимости от исполкома.

С момента регистрации общества учредители становятся его участниками.

Печать, расчетный счет, УСН

Когда свидетельство получено, можно заказать печать. Для этого нужно обратиться в любую организацию по изготовлению печатей. С собой иметь свидетельство о регистрации и устав (копии и оригинал, для сверки).

С печатью, назначенным директором и главным бухгалтером, если он в штате, можно открывать расчетный счет в банке.

Фото: FINANCE.TUT.BY
Фото: FINANCE.TUT.BY

Для этого нужно предоставить:

  • Заявление на открытие счета (обычно можно найти на сайте банка или получить электронной почтой по запросу либо при обращении в банк)
  • Копию свидетельства о госрегистрации
  • Копию устава, карточку с образцами подписей и оттиска печати. Они ставятся в присутствии специалиста банка
  • Директор и главный бухгалтер должны иметь при себе паспорта

Процедура может немного отличаться в зависимости от банка. Некоторые банки выезжают для открытия счета в офис клиента. Сам счет может быть открыт в день обращения или на следующий день.

Через 5 рабочих дней после регистрации в исполкоме нужно получить извещение о постановке на учет. После чего надо предоставить документы в налоговую инспекцию и ФСЗН.

В налоговую инспекцию предоставляются копии документов. Все они должны быть сложены в папку со скоросшивателем:

  • Свидетельство о госрегистрации
  • Устав
  • Трудовой договор (контракт) директора и паспортные данные директора
  • Трудовой договор (контракт) штатного главного бухгалтера и его паспортные данные/договор на оказание бухгалтерских услуг со свидетельством о госрегистрации бухгалтерской компании или ИП
  • Договор аренды помещения, где находится организация

До начала осуществления деятельности следует выбрать систему налогообложения — общую или упрощенную (УСН). Общая система налогообложения применяется автоматически. Если выбрана УСН, в налоговую инспекцию в течение 20 рабочих дней с момента регистрации подается заявление о переходе с общей системы.

Компания может использовать УСН с уплатой НДС, если численность работников не превышает 100 человек, а годовая валовая выручка составляет не больше 1 370 000 деноминированных белорусских рублей.

УСН без уплаты НДС может быть использована при количестве персонала не более 50 человек и годовой валовой выручке не более 940 000 белорусских рублей.

УСН не может применяться организациями, которые:

  • Являются резидентами СЭЗ
  • Занимаются розничной торговлей через интернет-магазин
  • Ведут лотерейную деятельность, занимаются продажами подакцизных товаров, ювелирных изделий, занимаются риелтерской, страховой, банковской деятельностью и др.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент