Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Право «Про бизнес» 7 декабря 2016

Как честным компаниям бороться с «серыми» импортерами – инструкция от юристов

Фото с сата cargonews.lt
Фото с сата cargonews.lt

Многие дилеры сталкивались в Беларуси с проблемой «параллельного» импорта. Распространенная ситуация: компания заключила лицензионный договор на продажу или производство товаров под известным брендом, однако вскоре оказывается, что рынок заполонен точно таким же товаром. И авторизированный дилер невольно оказывается в неравных условиях ведения бизнеса: он уплачивает роялти иностранному владельцу бренда и вынужден конкурировать с теми, кто на этом открыто экономит. О том, как можно противодействовать «параллельному» импорту рассказывают Сергей Макарчук, адвокат, председатель совета директоров белорусского офиса юридической фирмы CHSH Cerha Hempel Spiegelfeld Hlawati и старший юрист Никита Толканица.

Почему «параллельный» импорт — плохо

— Многие попытаются возразить, заявив о том, что «параллельный» импорт — проявление «внутрибрендовой» конкуренции, от которой все только в выигрыше. Но это не так.

Сергей Макарчук, адвокат, председатель совета директоров белорусского офиса юридической фирмы CHSH Cerha Hempel Spiegelfeld Hlawati
Сергей Макарчук
Адвокат, председатель совета директоров белорусского офиса юридической фирмы CHSH Cerha Hempel Spiegelfeld Hlawati
Никита Толканица Старший юрист
Никита Толканица
Старший юрист

Неавторизированный дилер очень часто не в состоянии, да и не намерен, обеспечить послепродажное обслуживание и техническую поддержку. А это прямой ущерб потребителям.

Такой «серый» поставщик нарушает исключительные права владельца бренда и его авторизированных дилеров, причиняя им ущерб. Дело в том, что согласно действующему законодательству, импорт товаров в Беларусь — исключительное право владельца товарного знака. Его может реализовывать только он или лица, которые заключили лицензионный договор.

В случае, если это делают иные компании, владелец товарного знака вправе требовать от них прекращения импорта. Такие компании вправе перепродавать товары, произведенные под соответствующим брендом, лишь если они законно приобрели их на территории любой из стран ЕАЭС. Но не вправе, к примеру, закупить их в Польше или Литве, а затем ввезти и перепродать в нашей стране.

Фото с сайта штуки.рф
Фото с сайта штуки.рф

Как противодействовать «серому» импорту

Чтобы противодействовать «серому» импорту, авторизированный дилер (или владелец товарного знака) может прибегнуть к процедуре таможенной защиты. Схематично ее можно представить вот так:

1. Проверка регистрации товарного знака. Для начала необходимо удостовериться, что бренд, под которым выпускаются импортируемые и продаваемые авторизированным дилером товары, зарегистрирован в качестве товарного знака в Беларуси.

Самый простой способ — проверить это онлайн на сайте Национального центра интеллектуальной собственности или сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (в зависимости от того, по национальной или международной процедуре он зарегистрирован). Если товарный знак занесен в любую из этих баз, то можно говорить о возможности его защиты.

Если товарный знак зарегистрирован по международной процедуре и включен в базу Всемирной организации интеллектуальной собственности — обратите внимание, указана ли Беларусь как страна, на которую распространена регистрация.

Необходимо также убедиться, что иностранный владелец товарного знака предоставил авторизованному дилеру право импорта — по лицензионному договору. И такой лицензионный договор зарегистрирован Национальным центром интеллектуальной собственности или Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

2. Подача документов в Государственный таможенный комитет. Подача заявления — одно из условий, необходимое таможенным органам для защиты правообладателя. Оно подается в Государственный таможенный комитет.

В заявлении необходимо как можно более подробно описать товары, которые содержат товарный знак, признаки подделок и иную подобную информацию. Например, если импортом занимается несколько авторизированных дилеров, то рекомендуется указать, что в отношении их импорта таможенным органам не требуется принимать каких-либо мер.

Или, если вы не обеспокоены «параллельным» импортом мелких партий товара, можно указать ценовой порог, который должен послужить сигналом таможенным органам для принятия мер (к примеру, партии стоимостью более $ 1000).

К заявлению прилагаются установленные законом документы (краткий перечень документов можно также найти на сайте Государственного таможенного комитета, в том числе документы, подтверждающие права заявителя на товарный знак). Например:

  • Выданная Национальным центром интеллектуальной собственности выписка с указанием таких прав
  • Или нотариальная копия зарегистрированного лицензионного договора и т.д.

3. Рассмотрение документов Государственным таможенным комитетом. На основании всех поданных документов Государственный таможенный комитет в течение одного месяца принимает решение о предоставлении таможенной защиты сроком на два года (или менее, если об этом просит заявитель).

Двухгодичный срок может продлеваться по требованию заявителя неограниченное количество раз. При этом товарный знак включается в один из двух реестров (в зависимости от того, какой из них указал заявитель при обращении):

  • Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Беларуси
  • Таможенный реестр ЕАЭС. Он дает возможность таможенной защиты не только со стороны белорусских таможенных органов при импорте в Беларусь, но и со стороны таможенных органов любого из государств-членов ЕАЭС при импорте на их территорию

Для включения товарного знака в таможенный реестр ЕАЭС необходимо, чтобы бренд был зарегистрирован как товарный знак во всех странах — членах ЕАЭС без исключения.

Отметим, что на данный момент в таможенном реестре ЕАЭС нет ни одного товарного знака, зарегистрированного во всех странах-членах.

4. Страхование ответственности на случай ошибки. Ответственность за ущерб, который может быть нанесен компании в случае приостановки импорта ввозимой ею партии товаров, должен компенсировать владелец товарного знака (или авторизированный дилер, если он является заявителем).

Например, такой ущерб может быть в ситуации, когда компания-дилер посчитала, что таможенными органами выявлен «серый» импорт и предприняла меры по борьбе с ним. Однако потом выяснилось, что дилер не обладал исключительным правом импорта по лицензии. Поскольку у иностранного владельца товарного знака были и иные авторизированные импортеры на территории Беларуси. Соответственно, лицо, чей товар был задержан, понесло ущерб из-за ошибок дилера. Который умышленно или по неосмотрительности предоставил в Государственный таможенный комитет неточные сведения.

Поэтому после рассмотрения заявления и принятия положительного решения о включении товарного знака в один из таможенных реестров, таможенные органы требуют заключить договор страхования гражданской ответственности заявителя перед третьими лицами. Которым может быть нанесен ущерб, на сумму не менее € 10 000.

Страховой взнос по такому договору обычно составляет около € 200−250 за один товарный знак на два года.

5. Совместно с таможенными органами бороться с «серым» импортом. После включения товарного знака в таможенный реестр, таможенные органы будут иметь все основания приостановить выпуск (иными словами, приостановить таможенное оформление) товаров под таким товарным знаком, если они ввозятся любой иной компанией, кроме правообладателя/авторизированного дилера.

По умолчанию товар «задерживается» на 10 дней. Однако этот срок может быть продлен до 20 дней. При этом таможенные органы незамедлительно извещают правообладателя или авторизированного дилера о такой предположительно «серой» партии.

На основании полученной информации дилер может обратиться в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда с требованием о возмещении убытков или об уплате штрафа в размере до 50 000 базовых величин.

Также можно попросить об уничтожении контрафактных товаров.

При этом рекомендуется сразу заявить в суд и ходатайство об аресте нелегальных товаров. Дабы как можно раньше получить соответствующее определение суда и предъявить его таможенным органам.

Более того, обратившись с заявлением в таможенные органы, владелец товарного знака может добиться и привлечения недобросовестного импортера к административной ответственности в виде штрафа.

Все меры, о которых мы говорим, стоит использовать параллельно, чтобы максимально эффективно воздействовать на «серого» импортера и не допустить повторных нарушений, которые могут закончиться уголовным разбирательством.

В случае же, если заявитель не предпринял никаких действий, то по истечении 10 дней (20 дней, если срок продлевался) выпуск товаров, ввозимых как «параллельный» импорт, возобновляется. Это может привести к их «растворению» в торговом обороте страны и осложнению дальнейшей борьбы с недобросовестным конкурентом.

Если владелец товарного знака (или авторизированный дилер) не намерен ввязываться в судебные тяжбы по какой-то причине (например, стоимость партии «параллельного» импорта незначительна), то стоит в указанный десятидневный срок известить об этом таможенные органы. Иначе бездействие будет рассмотрено таможней как молчаливый отказ от всех мер защиты. Это приведет к исключению товарного знака из таможенного реестра. Таможенные органы прекратят его дальнейшую защиту.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.