Войти
Право
«Про бизнес.» 8 декабря 2016

Изменения в законодательстве, к которым бизнес должен быть готов в 2017 году

Фото с сайта glavbuh2000.ru
Фото с сайта glavbuh2000.ru

Традиционно новый год ассоциируется с нововведениями в правовой сфере. В 2017 году вступит в силу множество законодательных документов, немаловажных для бизнеса. О том, что нас ждет, и о каких изменениях 2016 года следует помнить в новом году — рассказала Егения Уроднич, ассоциированный партнер в юридической фирме Vilgerts Legal & Tax.

С 1 января 2017 вступают в силу изменения в Налоговый кодекс и в Указ № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость».

Появляется понятие экономически обоснованных затрат. К ним относятся затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, которые обоснованы и документально подтверждены. Также определен перечень расходов, которые с 2017 года не могут относиться к участвующим в налогообложении.

К примеру, не учитываются при расчете налогов расходы, если не установлен факт поступления товара, выполнения работ, оказания услуги, передачи имущественных прав. Также не относятся к затратам суммы вознаграждения ИП, если он является работником организации и эти работы (услуги) относятся к его трудовым обязанностям.

Уменьшены сроки принятия к вычету ввозного НДС — на 2017 год продлевается период принятия к вычету (возврату) сумм НДС для импорта — товаров, которые ввезены белорусскими импортерами в Беларусь не из стран ЕАЭС. Но вычет «ввозного» НДС будет производиться с отсрочкой в 60 дней (вместо 90 дней в 2016 году). К примеру, суммы НДС, которые были уплачены при ввозе товаров в Беларусь, будут подлежать вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 60 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Это значит, что если импортер реализует свой товар в том же отчетном периоде, в котором он его ввез, то он платит НДС дважды: и при ввозе, и при реализации.

В 2017 году работа со счетами-фактурами со входящим и исходящим НДС должна быть только по ЭСЧФ. По новым правилам общий срок выставления/загрузки электронных счетов-фактур на портал, созданный для работы с ЭСЧФ, смещен с 5 на 10 число месяца, следующего за месяцем дня отгрузки объектов налогообложения (товаров и услуг). Также изменены сроки по «таможенному» (ввозному) НДС: с 5 на 10 число месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, ввезенных из дальнего зарубежья.

Подробнее об изменениях в налоговом законодательстве можно прочитать здесь.

Фото с сайта elitstroy.by
Фото с сайта elitstroy.by

Согласно постановлению № 657/20 с 1 января 2017 года в Беларуси будут действовать Международные стандарты финансовой отчетности и их разъяснения (МСФО): 42 стандарта и 26 разъяснений.

Конечно, переход на эти международные стандарты потребует от компаний дополнительных ресурсов — и трудовых, и временных, и финансовых. Необходимо обучить персонал работе по стандартам или нанять новых специалистов, наладить процессы и настроить систему, модернизировать ПО и т.д. Это с одной стороны. С другой — МСФО обеспечивает прозрачность и объективность отчетов, упрощает ведение отчетности и работу с иностранными партнерами.

Основные положения указа «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». вступают в силу с 1 января 2017 года, а срок действия документа — 2 года. На что обратить внимание? В документе определено, в каких случаях закупки товаров, работ и услуг при строительстве (в т.ч. при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов) должны проходить через подрядные, биржевые торги или переговоры.

Также обозначено, в каких случаях проведение подрядных торгов установлено как обязательное требование при заключении договоров о строительстве:

  • Жилых домов, а также объектов, финансирование строительства которых идет (полностью или частично) за счет средств республиканского и/или местных бюджетов, при стоимости строительства от 6 тыс. базовых величин
  • Госорганизаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, при стоимости строительства от 6 тыс. базовых величин

Без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) можно определять, к примеру, генподрядчика при строительстве жилых домов (панельных, крупнопанельных и объемно-блочных), который строит из указанных конструкций собственного производства по требованиям градостроительной документации. К этому списку можно отнести также генподрядчиков по проектированию, строительству, инженерным услугам — при строительстве объектов, которые включены в государственные инвестиционные программы, и т.д.

Фото с сайта www.stroy-s-umom.ru
Фото с сайта www. stroy-s-umom.ru

Закон «Об исполнительном производстве» вступает в силу 16 мая 2017 года. Это первый законодательный акт в нашей стране, который регламентирует работу со всеми исполнительными документами, относящимися к компетенции судебных исполнителей.

Законом также урегулированы такие моменты, как финансовая ответственность взыскателя за необоснованное предъявление документа или инициирование необоснованных действий, которые повлекли расходы у ответчика. Есть информация о том, что и когда можно взыскивать с должника, а также как правильно обжаловать (опротестовать) постановления и действия (бездействия) судебных исполнителей и других работников органов принудительного исполнения.

Полномочия судебных исполнителей и компетенции суда — важный момент, на который стоит обратить внимание в законе. В законе обозначены в том числе задачи и принципы работы исполнительного производства, дан перечень исполнительных документов и требований к ним.

Законом предусмотрено использование электронного документооборота в исполнительном производстве. А электронный банк данных исполнительных производств и личный кабинет стороны исполнительного производства (который планируется создать на сайте Министерства юстиции) дают возможность получать сведения об исполнительных производствах и следить за их ходом удаленно без помощи судебного исполнителя.

Закон «О судебных исполнителях» был принят одновременно с законом «Об исполнительном производстве» и вступает в силу 13 мая 2017. В законе прописано, какие полномочия, права и обязанности есть у судебных исполнителей, какие к ним предъявляются требования.

Закон «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» — это измененная версия закона «О государственной экологической экспертизе».

Он регулирует в т.ч., для каких объектов должна проводиться экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую чреду (к примеру, некоторые искусственные водоемы, объекты строительства и производства стекла, плотины и т.д.). Установлено, в какие сроки и как должна проводиться экспертиза и оценка, сроки их действия, условия, при которых они перестают быть действительными и т.д.

Прописаны права и обязанности заказчиков при проведении экспертизы и оценки, а также организаций, которые их проводят.

Комментарий эксперта

— Беларусь не радует иностранных инвесторов стабильными условиями для ведения бизнеса из-за часто изменяющегося законодательства. Готовя обзор, я ужаснулась количеству изменений и скорости их принятия. А ведь я юрист — специалист, который привык работать с большим количеством информации и адаптироваться под новые правила игры.


Егения Уроднич
Ассоциированный партнер в юридической фирме Vilgerts Legal & Tax.

По информации Национального правового интернет-портала Беларуси (это официальный сайт, где публикуются нормативные правовые акты) в 2016 году в Национальном реестре правовых актов было зарегистрировано 9305 актов. И это — не считая актов Евразийского экономического союза и технических нормативных правовых актов (ГОСТ, СНБ, ТКП и т.д.). Из них — 5526 актов, принятых местными органами власти.

Фото с сайта travelforaid.files.wordpress.com
Фото с сайта travelforaid.files.wordpress.com

Конечно, часть принятых в 2016 году документов — это награждения, переводы и командирования государственных служащих.

Но остается 3779 кодексов, законов, декретов, указов и постановлений, которые устанавливают правила игры в белорусском бизнесе.

Так как каждый бизнес имеет свою специфику, то из-за изменений в законодательстве для одних компаний принципиально ничего не изменилось. Но для других компаний 2016 год стал переломным, т.к. пришлось значительно корректировать бизнес-схемы.

Сегодня государство делает акцент на важных для бизнеса направлениях. Это и помощь бизнесу в условиях после деноминации, и поддержка/развитие экспорта белорусской продукции, и борьба с лжепредпринимательством, и развитие жилищной политики (строительство жилья и жилищно-коммунальные услуги), и др.

Это основные тенденции 2016 года, а каковы реалии и с чем пришлось столкнуться каждой компании и предпринимателю в Беларуси в 2016 году? В первую очередь это деноминация, переход к электронным счетам-фактурам по НДС, введение новых форм ТН и ТТН, снижение размера обязательной продажи иностранной валюты с 30% до 20%. У этому списку можно добавить и увеличение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин — до 58 лет.

Давайте посмотрим, какие нововведения и изменения в 2016 году были существенными для бизнес-сообщества, и о которых нужно помнить в новом году.

Лицензирование

С 1 марта 2016 года вступили в силу изменения в Указ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Самое важное изменение, которое порадовало бизнес — это бессрочность лицензий. Вместо лицензий сроком действия от 5 до 10 лет предусмотрена их бессрочная выдача.

Сокращено количество лицензируемых видов деятельности в области производства цветных металлов, обеспечения промышленной, пожарной и экологической безопасности, медицинской деятельности, предоставления в пользование каналов электросвязи и т.д.

Фото с сайта otdeltruda.ru
Фото с сайта otdeltruda.ru

Определены более жесткие лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицам, осуществляющим деятельность в области использования атомной энергии, медицинскую деятельность, деятельность, связанную с оказанием юридических услуг (в том числе риэлтерских), страховую и судебно-экспертную деятельность.

С 22 января 2017 года будут ужесточены требования к деятельности в области промышленной безопасности — вступит в силу Указ № 379, подписанный 20 октября 2016 года.

Реестр залогов движимого имущества

Реестр движимого имущества — это одно из важнейших нововведений 2016 года, т.к. оно позволит эффективно защищать права кредиторов, добросовестных приобретателей и залогодержателей.

Этот реестр начал работу с 1 сентября 2016 года. Сведения в него вносятся залогодержателями. Приоритет залогодержателя определяется по очередности внесения информации в реестр. Информацию о нахождении движимого имущества в реестре может получить любое лицо на платной основе. Это значительно снижает риски при покупке оборудования, автомобилей и других активов.

У залогодержателей еще есть время до 1 марта 2017 года внести данные в реестр по всему имуществу, которое находится у них в залоге.

Корпоративные вопросы

С 28 января 2016 года заработали нововведения закона «О хозяйственных обществах». Изменения касались:

  • Создания хозяйственных обществ с одним участником (акционером)
  • Заключения акционерных соглашений (для АО) или договоров об осуществлении прав участников
  • Переченя исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета)
  • Порядка раскрытия информации для участников и акционеров перед проведением годового собрания

На мой взгляд, эти изменения являются прогрессивными и вводят действенные корпоративные инструменты, а также улучшают положение миноритарных участников и акционеров.

С 03 октября 2016 года Постановлением Минфина № 43 «О раскрытии информации на рынке ценных бумаг» определены новые требования по раскрытию информации. Особо актуальным эти требования становятся для ЗАО:

  • Введена обязанность предоставлять ежегодный отчет в Департамент по ценным бумагам до 30 апреля. Отчет готовится по установленной форме и включает в себя как финансовую информацию, так и информацию об аффилированных лицах общества
  • ЗАО также обязано раскрывать информацию об определенных событиях, происходящих в компании, например, о совершении сделок ЗАО со своими акциями, о сокращении количества акций, о выплате дивидендов по акциям, о совершении крупной сделки и сделки с аффилированным лицом, о реорганизации, ликвидации и др.
Фото с сайта hr-media.ru
Фото с сайта hr-media.ru

Инвестиционное законодательство

15 мая 2016 года вступил в силу Декрет № 8 — по сути, новая редакция Декрета «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». В развитие Декрета № 8 впоследствии было принято несколько Постановлений СовМина.

Инвестировать в Беларусь теперь нужно по новым правилам:

  • Инвестиционный договор может заключаться только в приоритетных секторах экономики (видах деятельности)
  • Земля для реализации инвестпроектов будет предоставляться без аукциона только из перечня специально предназначенных для этого земельных участков, перечень которых составляют местные исполкомы
  • Предусмотрено обязательное проведение конкурса, если на проект претендуют несколько инвесторов
  • Усилился контроль над реализацией проекта: инвесторы обязаны уведомлять о заключении инвестиционного договора ИНМС, о заключении договоров на проектирование и строительство — исполком или орган, с которым заключен инвестдоговор
  • Инвесторов обязали заранее получать согласие на реорганизацию, смену собственника или участника (акционера)
  • Если инвестиционный договор прекращается из-за незавершения проекта, то инвесторы в обязательном порядке должны возмещать суммы всех полученных льгот и преференций (недоплаченные налоги, арендная плата за земельный участок и плата за право заключения договора аренды земельного участка и др.). Однако дополнительно предусмотрен порядок освобождения от возмещения, рассрочки возмещения полученных льгот, а также освобождения и рассрочки уплаты штрафов
  • Усложнен порядок заключения инвестдоговора: инвестор обязан доказать наличие денежных средств на реализацию проекта, предоставить аудиторское заключение о своем финансовом состоянии, сделать расчеты окупаемости и суммы полученных льгот и предоставить их в форме финансово-экономического обоснования до заключения договора

В целом изменение инвестиционного законодательства можно назвать положительным в долгосрочной перспективе. Во-первых, государство установило более жесткие правила, чтобы отсеять недобросовестных инвесторов. Во-вторых, для уже реализуемых инвестиционных проектов правила не изменились. В-третьих, многие практические вопросы, не урегулированные ранее, теперь унифицированы на законодательном уровне., что пресекает использование разного подхода в смежных ситуациях.

Дополнительно у инвесторов появилась возможность пользоваться механизмом государственно-частного партнерства в некоторых сферах, например, в дорожном строительстве, энергетике, медицине. Уже сейчас инициировано 7 проектов — строительство автомагистрали, реконструкция автодороги, строительство мусороперерабатывающего завода, ГЭС, строительство детсадов и др.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент