Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Право «Про бизнес» 26 ноября 2014

Что нужно объяснять иностранному партнеру первым делом – кейс от Ильи Латышева

Незнание компаниями-нерезидентами юридических норм, которые действуют в Беларуси, может привести к серьезным проблемам и помешать сотрудничеству. Наш эксперт Илья Латышев приводит свежий пример из собственной практики.

Фото с сайта andersonhunterlaw.comФото с сайта andersonhunterlaw.comФото с сайта andersonhunterlaw.com
Фото с сайта andersonhunterlaw.com

– Недавно ко мне обратилась крупная международная компания с просьбой помочь взыскать с их белорусского контрагента долг – без малого €400 тыс. Суть конфликта заключалась в том, что мой клиент передал белорусской стороне объекты интеллектуальной собственности. Контрагент использовал эти объекты, но денег не заплатил.

Илья Латышев

Юрист, управляющий партнер международной юридической компании «Райдла Лейинш Норкус» (Минск), главный редактор каталога белорусских юристов Jurcatalog.by

Во время анализа всех деловых документов, которые были составлены во время сделки, я обнаружил интересный момент. Переговоры между сторонами проходили довольно долго. Несколько месяцев согласовывались условия договора. Затем обсуждался состав объектов интеллектуальной собственности, права на которые планировалось передать. И после того, как объекты были переданы, полгода длилась переписка по поводу неоплаты.

Но самое главное заключалось в том, что договор стороны так и не подписали.

Иностранцы выставили белорусской стороне инвойс и настойчиво потребовали его оплатить. Та, в свою очередь, также настойчиво просила иностранцев подписать договор и акты приема-передачи прав.

При этом у белорусов в переписке нигде не было указано, что договор и акты приема-передачи прав нужны для проведения платежа. Банк как агент валютного контроля без этих документов платеж не имеет права провести.

Может быть, именно из-за этого иностранная компания игнорировала посыл своих контрагентов и не придавала значения их настойчивым просьбам прислать подписанные договор и акт.

Я ответил на вопросы иностранного клиента, дал оценку шансам взыскать с белоруской компании долг и, подытоживая, добавил несколько абзацев личного мнения по ситуации, прямо указав, что:

  • без договора белорусский контрагент не может провести платеж;
  • подписание актов необходимо для того, чтобы платеж не считался авансовым и тоже мог быть проведен без каких-либо проблем и вопросов.

Я предложил вернуться к переговорам с белорусской стороной, подписать договор и тогда уже ждать оплату.

Клиент несколько озадачился. У них в Швейцарии договор для проведения платежей не обязателен, достаточно инвойса. Но ситуацию он понял и решил продолжить переговоры, а не обращаться в суд, как намеревался изначально.

А у меня остался вопрос – почему крупная, известная  государственная компания не смогла понять, что нужно объяснять иностранному контрагенту (причем, как говорится, «на пальцах») суровую белорусскую правовую действительность: без договора как единого документа, подписанного сторонами, не может быть валютного платежа.

Нерезиденты часто далеки от Беларуси и территориально, и в понимании и взглядах на бизнес. Но если белорусские компании хотят иметь с ними крепкие и стабильные договорные отношения, первым делом, я считаю, иностранному контрагенту  необходимо четко обозначать правила игры на белорусском правовом поле, которым подчиняются все, кто здесь работает.

Когда этот момент обсуждается предметно, у компаний-нерезидентов возникает однозначное понимание юридических условий. И затем все остальные вопросы будут решаться быстро и четко, а не сводиться к полугодовой переписке с переливанием из пустого в порожнее.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.