Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Право «Про бизнес» 21 января 2017

Услугу оказали — доказать не смогли. Как компаниям не попасть в такую ситуацию

Фото с сайта revda-info.ru
Фото с сайта revda-info.ru

Даже если вы добросовестно оказали услугу и уже получили за нее оплату, не факт, что через какое-то время заказчик не предъявит вам претензии и не потребует вернуть деньги. Проблема в том, что доказать факт оказания услуги довольно непросто. Почему это происходит и как не попасть в такую ситуацию, рассказывают наши эксперты — Наталия Плохотская, адвокат АБ «ВЕРДИКТ» и Мария Галич, старший юрист «Юридической компании «ВЕРДИКТ».

— В судебной практике нередко встречаются дела о взыскании денежных средств, уплаченных в счет оказания услуг с лиц и компаний, которые действительно оказывали определенные услуги, но по прошествии времени не могут предоставить подтверждающие этот факт документы.


Мария Галич, юрист отдела претензионно-исковой работы ООО "Райдла Лейинш Норкус"
Мария Галич
Старший юрист «Юридической компании «ВЕРДИКТ»
Наталия Плохотская
Наталия Плохотская
Адвокат АБ «ВЕРДИКТ»
   

Речь может идти о любых видах услуг: маркетинговых, консалтинговых, аудиторских, юридических, услугах менеджмента и др.

Нам известно несколько случаев, когда при наличии:

  • Оригинала подписанного обеими сторонами акта сдачи-приема оказанных услуг
  • Результата оказания услуг у исполнителя (например, разработанного дизайна упаковки, используемой заказчиком)

…но в отсутствии по каким бы то ни было причинам договора (утерян, не вернулся от заказчика в подписанном виде), письменных заданий, отчетов или иных письменных доказательств оказания услуг — заказчик в течение установленного срока исковой давности обращался в суд с иском о взыскании оплаченных за оказанные услуги денежных средств как неосновательного обогащения и выигрывал такие дела. В том числе в Верховном Суде ввиду недоказанности факта оказания услуг.

Когда встает вопрос о доказывании факта оказания услуг, зачастую исполнитель оказывается в крайне сложной ситуации. Ведь услугой признается деятельность:

  • Результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности
  • Единственным доказательством факта ее оказания в некоторых случаях может являться только сохранившийся у исполнителя акт сдачи-приема оказанных услуг

Более того, в последние годы стороны договора все меньше обмениваются письменными документами — зачастую передача результата оказанных услуг происходит в электронном виде или в устной форме. Это дает возможность заказчику вести себя недобросовестно и утверждать, что услуги якобы не оказывались.

Даже если исполнителем своевременно составлялись и собирались такие письменные документы, как задания на оказание услуг, отчеты об оказанных услугах и т.д., то, как правило, после оказания услуг, подписания акта их сдачи-приема и получения оплаты, исполнитель сохраняет лишь самые главные документы — договор и (или) акт. Но никак не задания и отчеты. У исполнителя обычно и мысли не возникает, что заказчик через год-два с момента оказания услуги может заявить о том, что она якобы не оказывалась, и потребовать возврата перечисленных исполнителю денежных средств.

Фото с сайта amyalpert.com
Фото с сайта amyalpert.com

Как защититься от недобросовестных заказчиков

Для того, чтобы исполнитель не попадал в такие ситуации, мы можем порекомендовать следующее:

  • Максимально фиксировать все этапы оказания услуг письменно, т.е. оформлять письменно договор, задания, отчеты, акты сдачи-приема оказанных услуг
  • Собирать и хранить в течение срока исковой давности все письменные документы, подтверждающие факт оказания услуг, а также доказательства их направления и получения
  • Если постоянный обмен письменными документами является затруднительным, при заключении договора в реквизитах сторон целесообразно указать их e-mail, а также предусмотреть в договоре условие о признании сторонами юридической силы электронных документов
  • Оформлять все документы только с лицами, уполномоченными на их подписание, запрашивать документы, подтверждающие полномочия этих лиц (приказ, доверенность и т.д.)
  • Максимально подробно описывать оказываемые услуги в заданиях, отчетах, и особенно в акте сдачи-приема оказанных услуг, указывать периоды их выполнения
  • По возможности избегать предоставления результата услуг в устной форме. К примеру, вместо устной консультации изложить информацию для заказчика письменно
  • По возможности получить от заказчика подтверждение применения результата услуг в своей деятельности (к примеру, документы, оформленные заказчиком, по разработанным исполнителем формам, и используемые им в свой деятельности)

Несмотря на то, что исполнитель на стадии заключения и исполнения договора оказания услуг может предпринять максимум мер для того, чтобы исключить в будущем предъявление к нему исков со стороны недобросовестных заказчиков, по нашему мнению, основное решение этой проблемы должно лежать в изменении подхода правоприменительной практики.

При рассмотрении таких исков суды сегодня зачастую решают, что услуги в действительности не оказывались, а акт сдачи-приема оказанных услуг оформлен не с намерением фиксации факта оказания услуг, а с целью создания документа, прикрывающего вывод денежных средств из активов заказчика.

Если эта практика не будет меняться, не исключено, что ответчиком по такому делу, к примеру, может выступить юридическая фирма, в перечень услуг которой входят устные консультации, и по результатам оказания которых она не имеет никаких подтверждений, кроме акта приема-передачи оказанной услуги.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.