Войти
Право
«Про бизнес.» 3 февраля 2017

Пойти в суд или решить конфликт мирно — в каких случаях помогает медиация

Фото с сайта pravo.hse.ru
Фото с сайта pravo.hse.ru

Когда стороны конфликтуют, они, как правило, не способны слышать друг друга. И не хотят понимать, насколько разнообразными могут быть варианты разрешения их спора. Медиаторы помогают увидеть пути досудебного урегулирования конфликта. В каких случаях имеет смысл к ним обращаться, а когда лучше сразу пойти в суд, мы узнали у Татьяны Беляевой, старшего юриста, медиатора международной юридической фирмы COBALT.

Когда помогает медиация

— Медиация — это конфиденциальные переговоры между двумя сторонами при участии третьего нейтрального лица, медиатора. Медиатор — это профессиональный независимый переговорщик, который не является представителем сторон, но управляет переговорами и помогает им договориться.


Татьяна Беляева Старший юрист компании COBALT
Татьяна Беляева
Старший юрист компании COBALT

Конечно, если стороны хотят мирно договориться между собой, то в большинстве случаев медиация может помочь. Критериями споров, которые подходят для этого досудебного способа разрешения конфликтов, могут быть:

  • Наличие общих интересов сторон в настоящем или будущем (например, совместный бизнес, проект, будущие контракты и пр.)
  • Существование между сторонами длительных личных или деловых отношений
  • Заинтересованность сторон в конфиденциальности, опасение публичности и (или) создания судебного прецедента
  • Необходимость в комплексном урегулировании не только правового конфликта, но и иных вопросов, включая деловые и межличностные

Наличие даже одного из перечисленных выше пунктов позволяет говорить о возможности рассмотрения конфликтов (споров) в медиации.

Пример спора, подлежащего медиации

Граждане А. и Б. — родственники и совладельцы крупного бизнеса. Возник корпоративный конфликт по вопросу управления бизнесом, и в связи с этим — угроза выхода Б. из бизнеса.

При работе со сторонами медиации оказалось, что участник Б. недоволен тем, что важные стратегические решения принимаются без учета его мнения. Результатом медиации явилось прояс­нение отношений между участниками и закрепление конкретных полномочий за каждым из них.

Медиация достаточно безопасная процедура, поскольку:

  • Она конфиденциальна и основана на добровольности
  • При недостижении соглашения у сторон остается право на обращение в суд
  • Срок исковой давности при применении медиации прерывается — в случае недостижения согласия сторон не будут пропущены установленные законодательством сроки исковой давности для судебной защиты

Если сторонами ставятся цели, которые не предполагают мирного разрешения конфликтов, (например, получение судебного решения, создание нового судебного прецедента, желание наказать обидчика или ему отомстить), то в этом случае в медиация не поможет.

Фото с сайта pickalov.narod.ru
Фото с сайта pickalov.narod.ru

Существует понятие медиабельности спора, под которым понимается возможность урегулирования спора в процедуре медиации. Но и она не является панацеей от всех видов споров — есть объективные и субъективные критерии, при которых не стоит идти в медиацию:

  • К объективным относятся виды споров, которые законодательством пока не позволено разрешать в медиации — например, уголовные дела и споры с госорганами, включая административные правонарушения
  • Субъективные зависят от отношения той или иной стороны к возникшему спору, а точнее от того, какой именно результат желает получить сторона и в какой форме

Почему не все идут к медиатору

Медиация — очень молодой способ разрешения спора в Беларуси. Он получил правовую основу для применения всего чуть более 3 лет назад в виде Закона № 58-З «О медиации». А к нововведениям и бизнес, и общество, как правило, относятся настороженно, с опаской — это естественная реакция на что-то новое.

Бизнесу и физлицам не хватает информированности в теме медиации, и к тому же, пока не многим удалось опробовать эту процедуру на практике.

Требуется время для того, чтобы люди смогли встроить новый метод разрешения споров в набор уже известных им инструментов. И для этого, в первую очередь, необходимо:

  • Иметь полную и достоверную информацию о том, что такое медиация и чем она может быть полезна
  • Попробовать этот метод самому, либо узнать об опыте коллег, которые уже использовали такой способ разрешения конфликтов
Фото с сайта mediators.ru
Фото с сайта mediators.ru

О каких возможных рисках стоит помнить

Бывает, что недобросовестная сторона соглашается на процедуру не для того, чтобы урегулировать спор, а для затягивания времени по той или иной причине. Чаще всего происходит это так:

  • Одна из сторон берет много времени для обсуждения предложений по урегулированию спора
  • Одна из сторон постоянно изменяет свои требования (предложения)

Затягивание времени в данном случае приводит к невозможности оперативно разрешить спорный вопрос, а также к совершению недобросовестной стороной действий, которые впоследствии могут затруднить судебный спор.

Что можно сказать об эффективности метода

На данный момент свидетельство медиаторов получили 365 человек. Список лиц, включенных в Реестр медиаторов, можно скачать здесь.

В 2015 году 60% составили судебные медиации — когда стороны уходили в медиацию уже будучи на той или иной стадии судебного рассмотрения спора. В остальных случаях они сами обращались к медиаторам для разрешения конфликта и большинство из них — по коммерческим спорам, где эффективность медиации достигает 92%. Медиация показала свою эффективность не только в достижении договоренностей, но и в их исполнимости.

Новой тенденцией 2016 года стал рост успешного обращения к медиаторам на стадии банкротства или ликвидации. В некоторых случаях соглашение в медиации между банкротящимся предприятием и кредитором заключалось уже после того, как дело было возвращено из исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения.

Это еще раз показывает эффективность медиации в работе с задолженностями. Отмечу, что в данном случае особая заслуга также принадлежит юристам, которые знакомы с медиацией и могут эффективно использовать ее в интересах клиента.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент