Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Право «Про бизнес» 1 июля 2020

Запустил рекламу в соцсетях — заплати налоги. Как это правильно делать в Беларуси

Фото: isroe.co.il

По сравнению с наружной или рекламой в СМИ реклама в соцсетях дает возможность четко выделить целевую аудиторию по десяткам критериев.
Но такая реклама тоже облагается налогами. Что следует знать при размещении рекламных материалов в соцсетях? И как платить налоги, не нарушая законодательство? Рассказывает директор по развитию ООО «Парк Высокой Бухгалтерии».

— В нашей стране отсутствуют специальные требования к рекламе в сети Интернет. А это значит, что к ней применяются правила, установленные законом о рекламе.


Виктория Толкачева, бухгалтер "Парка высокой бухгалтерии"
Виктория Толкачева
Директор по развитию ООО «Парк Высокой Бухгалтерии»

Что написано в законе:

1. Реклама — информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования или его продвижение на рынке.

2. Реклама должна изготавливаться только с привлечением организаций или граждан Беларуси.

3. Реклама размещается на белорусском или русском языках.

4. Реклама должна содержать наименование рекламодателя, его УНП, фамилию и инициалы ИП.

5. Реклама допускается только при наличии свидетельства о регистрации ЮЛ или ИП.

6. Реклама, содержащая информацию о виде деятельности, подлежащем лицензированию, допускается только при наличии лицензии.

7. Размещать рекламу могут юридические лица, ИП и некоторые физические лица. Какими именно видами деятельности можно заниматься без регистрации ИП — прописано в ст. 337 НК.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

А что с налогами?

Если вы пользуетесь рекламными услугами Google, Яндекса, FB, VK, OK.ru — фактически вы приобретаете услугу у иностранцев, так как владельцы этих соцсетей не являются резидентами Беларуси. Почему важно это учитывать?

Документы и расчеты. Согласно законодательству нашей страны приобретение любых услуг должно сопровождаться первичными учетными документами (далее — ПУД), оформленными в соответствии с требованиями к ним.

Для работы необходимо:

  • Заключить договор в письменной форме
  • Оплачивать рекламу по безналичному расчету с расчетного счета или с использованием корпоративной карты
  • Иметь ПУД, подписанный с двух сторон, подтверждающий факт оказания услуги.

На практике иностранные компании — поставщики услуг имеют лишь публичный договор (оферту), размещенный на сайте и доступный для скачивания. При этом подпись второй стороны в договоре и предоставление актов выполненных работ поставщик услуги не обещает. Для бухгалтерии белорусской компании такой документ считается оформленным ненадлежащим образом, поэтому возникает вопрос налогообложения, который должна «закрывать» белорусская компания.

Уплата НДС

Что это? Если вы размещаете рекламу на медиаплощадке у нерезидента (например, в FB), то обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на вас, т.к. местом реализации рекламных услуг признается Республика Беларусь (статьи 114 и 117 НК).

Как считать?

  • Налоговая база НДС = стоимость услуг
  • Ставка НДС: 20%
  • Формула расчета НДС: стоимость услуги * 20%
  • Например, вы оплатили 100 BYN, в таком случае НДС = 100 * 20% = 20 BYN

Как платить? Уплаченный НДС принимаем к вычету в следующем отчетном периоде на основании электронного счета-фактуры (ЭСЧФ). Счет-фактуру выставляют на портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором приобреталась услуга.

Когда подавать? Налоговую декларацию по НДС плательщики представляют не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а НДС уплачивается не позднее 22-го числа.

В работе мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда юридические лица и ИП уклоняются от уплаты налогов. Если факт уклонения будет установлен, помимо требования уплатить сумму налога и пеню юридические лица и ИП будут привлечены к административной либо уголовной ответственности.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Уплата НДИ

Что это? Доходы, которые иностранная организация получила за оказание услуг по рекламе, облагаются налогом на доходы иностранных организаций (ст. 189 НК).

Как считать?

  • Налоговая база НДИ = общая сумма доходов в пользу иностранной организации
  • Ставка налога на доходы — 15%
  • Формула расчета НДИ: сумма доходов * 15%
  • Например, вы оплатили 100 BYN, в таком случае НДИ = 100 * 15% = 15 BYN

Как платить? НДИ следует удержать из средств, причитающихся иностранной организации, и перечислить в бюджет. На практике же зачастую удержать налог не представляется возможным. Допустимо перечисление налога в бюджет за счет собственных средств.

Когда подавать? Налоговую декларацию по НДИ плательщики представляют не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом возникновения обязательств по уплате НДИ, и оплачивают не позднее 22-го числа этого же месяца.

При налогообложении доходов иностранной компании также следует руководствоваться положениями международных соглашений, заключенных с Беларусью: если иное не предусмотрено международными соглашениями, то применяются нормы этих соглашений.

Резюмируем

Если вы компания — нерезидент ПВТ, то обязаны уплатить НДС и НДИ.
Если вы ИП — нерезидент ПВТ, то обязаны уплатить НДС и НДИ.
Если вы физлицо, вам не нужно платить НДС и НДИ*.

*(Физлица не уплачивают НДИ, а НДС должен быть уплачен самостоятельно нерезидентом Беларуси).

Важно: поскольку приобретение рекламных услуг у нерезидента подлежит обложению НДС, то белорусской организации следует исчислить НДС при приобретении этих услуг независимо от того, является ли она плательщиком НДС по своей деятельности.

С 1 января 2018 года иностранные организации, которые оказывают физическим лицам — резидентам Беларуси услуги в электронной форме, должны стать на учет в налоговых органах Республики Беларусь и уплачивать НДС самостоятельно. Мы видим, что рекламные площадки разделяют для себя физических и юридических лиц: если вы указали УНП, то вы юридическое лицо и самостоятельно уплачиваете налоги, если не указали — значит, вы физическое лицо, НДС за услуги которому площадка оплачивает сама.

Узнать о том, состоит ли иностранная организация на учете в налоговом органе Республики Беларусь, можно на официальном сайте Министерства по налогам и сборам, зайдя в раздел «е-НДС».

Далее в статье мы рассмотрим, как решен этот вопрос для резидентов ПВТ.

Резидентам ПВТ «дышать» несколько легче:

Документы: Положением о ПВТ предусмотрена возможность составлять акт оказанных услуг в одностороннем порядке.
НДС: согласно п. 32 «Положения о ПВТ» резидент ПВТ освобождается от НДС, когда приобретает рекламные услуги у нерезидентов.
НДИ: согласно п. 32 Положения о ПВТ ставка НДИ 0% применяется к доходам от услуг по рекламе.

Работа через посредников

Если вы не хотите отслеживать изменения в законодательстве и заниматься рекламой самостоятельно, можно обратиться в рекламное агентство. Как правило, они работают по договору поручения или комиссии. В работе с агентствами есть плюсы:

  • Возможность полного обеспечения ПУДами
  • Возможность отразить расходы на рекламу в бухгалтерском и налоговом учете и включить их в состав затрат, учитываемых при налогообложении, и, как следствие, — оптимизация налогов
  • Оперативное зачисление денежных средств на рекламные аккаунты
  • Налоговые обязательства по НДС и НДИ агентство исполнит самостоятельно
  • Более высокий уровень доверия к рекламодателю, что напрямую влияет на эффективность рекламной кампании.

Минус работы с агентствами — дополнительная комиссия, которую они возьмут за свои услуги.

Читайте также

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.