Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2809 +0,0055
  • 3,49 EUR 3,4927 +0,0108
  • 3,48 100 RUB 3,4771 -0,0075
  • 10 CNY 4,523 +0,0222
Право «Про бизнес» 7 июля 2020

Ведете бизнес с Европой? Вот что теперь налоговая будет знать о ваших сделках

Фото с сайта cdn3.hype.tech

С 1 июля 2020 года в ЕС начали применять новую Директиву (2018/822), по которой нужно раскрывать информацию о сделках, заключенных в юрисдикции двух и более стран. Это значит, что тем, кто ведет свой бизнес в Европе, придется сообщать в налоговые органы подробности о сделках, если они могут попасть под критерии «сомнительных» или «агрессивно спланированных». И белорусские налоговые органы смогут получать такую информацию по запросу в европейских ведомствах.

О том, какую информацию придется раскрывать и какие сделки попадают под условия новой Директивы, рассказали руководитель cубпрактики «Банки и финансы» компании REVERA Ольга Полозова и младший юрист компании Анастасия Рудкевич.

— Данная Директива ЕС может затронуть интересы белорусских граждан и компаний. К трансграничным сделкам документ относит не только те, в которых участвуют резиденты стран ЕС, но и сделки, в которые вовлечены страна ЕС и иная юрисдикция, в том числе и Беларусь.

Ольга Полозова
Руководитель cубпрактики «Банки и финансы» компании REVERA
Анастасия Рудкевич
Младший юрист компании REVERA
   

Раскрывать нужно  сделки, «содержащие признаки агрессивного налогового планирования», либо если есть основания считать, что одной из основных выгод в сделке будет экономия на налогах. Иногда оба признака должны иметь место одновременно.

К примеру, признаки агрессивного планирования есть в таких операциях и ситуациях:

  • Применение льгот для избежания двойного налогообложения несколькими налогоплательщиками в отношении одного вида дохода
  • Вычет расходов в налоговых целях в одной юрисдикции и отсутствие налогообложения корреспондирующего дохода (дохода от реализации товара/услуги) в другой юрисдикции
  • Операции с резидентом офшорной или низконалоговой юрисдикции либо юрисдикции, не участвующей в автоматическом обмене информацией или не сотрудничающей по налоговым вопросам (т.е. с белорусским контрагентом)
  • Сделка связана с непрозрачной структурой владения активами
  • Использование односторонних упрощенных правил трансферного ценообразования (ТЦО)
  • Передача труднооцениваемых нематериальных активов
  • Вычет амортизации в отношении одного актива происходит в разных юрисдикциях.

«Сомнительными  сделками», к которым всегда дополнительно применяют субъективный тест на «основную выгоду», могут считать сделки, если:

  • В договоре содержится условие о конфиденциальности, позволяющее не раскрывать налоговые последствия
  • В договоре содержится условие о выплате вознаграждения в зависимости от налоговой экономии
  • Сделка стандартизирована (структура, документация)
  • Имеет место приобретение убыточной компании и перенос убытков в другую юрисдикцию
  • Имеет место преобразование дохода в категорию доходов, не облагаемых налогом, или облагаемых налогом по меньшей ставке
  • Имеет место «круговое движение» денежных средств и осуществление взаимозачетов.

Такие критерии предполагают потенциальное обязательное раскрытие значительного числа законных сделок. При этом требование о раскрытии действует ретроспективно и распространяется на сделки, совершенные в период с 25 июня 2018 г.

Фото с сайта unsplash.com

Отчитываться по сделке должны посредники или сами налогоплательщики. Посредником может быть любое лицо в ЕС, которое участвует в разработке или реализации подотчетной сделки, содействующее или консультирующее в ее отношении: юристы, инвестиционные советники, доверительные управляющие, нотариусы, бухгалтеры, аудиторы, банки, страховые компании,  брокеры и т.д. По сути, кто угодно, кто предоставляет услуги и осведомлен о сделке. Для стимулирования раскрытия информации о сделках предусмотрены значительные (до нескольких миллионов евро) штрафы за неисполнение обязанности.

Раскрытию подлежат следующие сведения и информация:

  • Данные о налогоплательщиках и посредниках
  • Описание «отличительных признаков»
  • Краткое описание сделки
  • Дата начала осуществления сделки (планируемая или уже наступившая)
  • Описание положений законодательства, лежащих в основе сделки
  • Размер сделки
  • Данные о странах и лицах ЕС, к которым может относиться сделка.

Информация по подотчетным сделкам может попадать в страны за пределы ЕС. Беларусь не участвует в автообмене, не является участником Страсбургской конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Тем не менее компетентные органы Беларуси могут получить такую информацию по запросу на основании двусторонних международных соглашений, а также в порядке инициативного обмена. 

Читайте также

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.