Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Право «Про бизнес» 11 июня 2015

Памятка по регистрации интернет-магазина и работе без нарушений

Что нужно знать о регистрации интернет-магазина, способах оплаты за товар и санкциях за невыполнение требований в этой сфере. Рассказывает юрист Алексей Филонов, Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры».

Фото с сайта newstes.ruФото с сайта newstes.ruФото с сайта newstes.ru
Фото с сайта newstes.ru

– По экспертным оценкам, объем рынка e-commerce в Беларуси в 2014 составлял около $470 млн. В стране зарегистрировано около 10 тыс. интернет-магазинов.

Средний чек покупок в интернете в 2014 составил около $100. Более 60% покупок в Интернете находится в диапазоне от $51 до $500.

Не удивительно, что все больше компаний хотят начать торговать через Интернет. Расскажу, как зарегистрировать Интернет-магазин без нарушений.

Кто и что может продавать через Интернет

Если продажа товаров ведется постоянно и для получения прибыли, такая деятельность считается предпринимательской. Следовательно, необходимо создать коммерческую организацию в Беларуси (иностранные компании не могут создавать у нас в стране интернет-магазины) или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Товары, которые нельзя продавать через интернет-магазин:

  • Алкогольные напитки
  • Табачные изделия
  • Биологические активные добавки к пище
  • Лекарства и ветеринарные средства
  • Специальное питание для спортсменов
  • Ювелирные изделия

Что считается интернет-магазином

В целом нет четких критериев, которые позволяют однозначно сказать – является ресурс интернет-магазином или нет.

Фото с сайта fluxtrends.co.za
Фото с сайта fluxtrends.co.za

В целом магазином считается не только сайт с кнопкой «купить» и виртуальной корзиной, но и любой другой, содержащий:

  • Описание товаров
  • Информации о продавце и контактные данные, с помощью которых можно заказать/приобрести товар

Если сайт содержит только рекламу и не дает возможности заказать товар по телефону или другим способом, он не является магазином.

Требования к интернет-магазинам

К розничной торговле через интернет-магазин применяются те же требования, что и к обычной (они регулируются Правилами торговли, Законом о защите прав потребителей и т.п.).

Фото с сайта kakprosto.ru
Фото с сайта kakprosto.ru

Однако есть и особенности. Интернет-магазины регистрируются городскими, районными исполнительными комитетами (для Минска – администрациями районов города) по месту нахождения продавца. Для этого продавец должен предоставить в эти органы заявление о включении интернет-магазина в Торговый реестр, а также заявление о согласовании режима работы интернет-магазина. Обе бумаги заполняются в установленной форме.

Регистрация происходит в течение 5 рабочих дней после подачи документов и является бессрочной. Плата за регистрацию не взимается. На сайте магазина должна быть следующая информация:

1. Информация о продавце. Для юрлиц: наименование и адрес, для индивидуальных предпринимателей: Ф.И.О., адрес, информация о госрегистрации, УНП.

2. Дата регистрации в Торговом реестре.

3. Режим работы.

4. Образец документа, подтверждающего покупку товара (например, фото кассового чека).

Для продажи товаров в Беларуси интернет-магазин должен быть физически размещен в стране. У него обязательно должен быть белорусский хостинг.
Но это не означает, что адрес должен находиться исключительно в национальных доменных зонах (.by или .бел).
Кроме того, для каждого товара должен быть указан определенный минимум информации:

  • Его наименование
  • Цена и условия оплаты
  • Гарантийный срок (если он установлен)
  • Наименование и место нахождения изготовителя (импортера, представителя – при наличии)
  • Сведения о доставке товаров (срок, цена и условия оплаты доставки)

Как регистрировать кассовый аппарат

Кассовое оборудование нужно в случае, если вы принимаете наличные средства или платежи через банковские карты.

Продавать за наличные можно и без кассового аппарата, но только в том случае, если он находится в ремонте и его невозможно заменить на исправный. Тогда каждому покупателю нужно выдавать специальную квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товара (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов).

Бланки этих квитанций приобретаются отдельно в специализированных магазинах (например, в магазинах издательства «БЕЛБЛАНКАВЫД», – прим. «Про бизнес.» ).

Фото с сайта moskva.doski.ru
Фото с сайта moskva.doski.ru

Кассовое оборудование (производитель, марка и проч. – прим. «Про бизнес.»)  должно быть включено в специальный государственный реестр (он ведется Госкомитетом по стандартизации).

До начала работы продавец должен зарегистрировать кассовое оборудование в налоговой инспекции. Для этого по месту нахождения продавца подаются:

  • Заявление о регистрации
  • Эксплуатационные документы на кассовое оборудование
  • Договор на техобслуживание кассового оборудования
  • Акт снятия показаний с контрольных счетчиков регистрируемого аппарата

Регистрация проходит в течение 5 рабочих дней, плата за нее не взимается.

Кассовый аппарат может использоваться только лицом, которое его зарегистрировало (т.е. при передаче кассового аппарата предыдущий владелец должен снять его с учета, а новый – зарегистрировать в своей налоговой инспекции).

Как правильно принимать оплату

Продавец обязательно должен предоставить покупателю возможность дистанционной оплаты. В целом, возможны несколько вариантов организации оплаты:

  • Оплата наличными или банковской картой при доставке. Курьер должен иметь при себе переносное кассовое оборудование, чтобы выдать покупателям кассовый чек, подтверждающий покупку.
  • Фото с сайта kommersant.ru
    Фото с сайта kommersant.ru
  • Банковский или почтовый перевод. У покупателя должна быть возможность рассчитаться наличными или пластиковой картой в отделениях банков и почты. В этом случае документом для продавца, подтверждающим оплату, будет квитанция, выдаваемая банком либо почтовым отделением при приеме платежа.
  • Оплата через платежные системы (ЕРИП, Webmoney, EasyPay и т.д.). Факт оплаты проверятся продавцом по данным платежной системы. Покупателю же при доставке выдается товарный чек.
    Выдать можно и иной подтверждающий документ (например, квитанцию). Главное, чтобы он содержал необходимые реквизиты: наименование продавца (Ф.И.О. – для ИП), наименование товара, дата покупки, стоимость.

Порядок подключения у каждой платежной системы свой. Чтобы уточнить условия, нужно обратиться к ее оператору. Например, чтобы принимать платежи через ЕРИП, продавцу необходимо заключить договор с Нацбанком. А также внедрить у себя технические стандарты, требуемые оператором этой системы.

За что и как наказывают интернет-магазины

Ответственность зависит от допущенного нарушения:

  • За торговлю без регистрации юридического лица или ИП – штраф до 100 базовых величин (БВ), с возможной конфискацией доходов от такой деятельности и предметов, орудий и средств правонарушения (например, реализуемых товаров).
  • За нарушения порядка использования кассового оборудования (отсутствия кассового оборудования, когда его наличие обязательно, или отсутствие регистрации кассового оборудования) – для ИП штраф до 100 БВ, для юридического лица штраф до 200 БВ.
  • За нарушение отдельных правил торговли (в том числе, отсутствие регистрации интернет-магазина, указание цен в иностранной валюте, нарушение требований к содержанию сайта интернет-магазина) –  штраф до 10 БВ. При повторном нарушении – до 30 БВ.

На практике Министерство торговли может также приостанавливать работу интернет-магазина до устранения выявленных нарушений.

О том, как компании B2C-сегмента могут бесплатно привлекать покупателей можно прочитать здесь.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.