Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Менеджмент «Про бизнес» 21 октября 2014

7 советов, как не превратить внедрение KPI в профанацию

KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности) – три буквы на устах каждого руководителя, который задумывался об оценке эффективности работы компании. Почему во многих случаях внедрение KPI на предприятии превращается в профанацию, не приносит ожидаемого эффекта – личными наблюдениями делится Виталий Чёрный.

Виталий Чёрный

руководитель B2C проекта, B2B cтартапа

1. Готовность работать с полученными результатами

В настоящее время у белорусского бизнеса есть понимания важности оценки эффективности своих ежедневных бизнес-процессов, работы каждого из сотрудников, проводимых мероприятий. Оценка по KPI выявит и покажет руководителю узкие места в «общей картине». Однако зачастую руководители не умеют, не готовы работать с полученными результатами.

Полученная аналитика используется, прежде всего, для «нагоняя» ответственным вместо разработки плана по исправлению ситуации. Не внедряйте систему оценки по KPI, если вы не собираетесь системно и постоянно улучшать бизнес-процессы в компании и работать с дополнительной аналитической информацией.

2. Для контроля по «факту» надо иметь стратегический план развития бизнеса

Отсутствие целей у большинства компаний – это отсутствие «маркеров» развития. Оценка по KPI позволяет определить координаты «где мы» и указать маршрут «куда нам», что зачастую забывают инициаторы внедрения KPI. В итоге полученные результаты используются для оценки состояния «как мы» относительно состояния «как у всех», «как на рынке», «как в стране».

Не стоит ставить во главу угла оценку по KPI, если в компании отсутствует стратегическое планирование.

3. KPI не решит проблему отсутствия комплексной системы мотивации

Внедрение KPI без разработки комплексной системы мотивации сотрудников, одна из самых распространенных ошибок, создающая обратный эффект – демотивацию. Помимо прямой материальной мотивации в виде денежных доходов (процент от продаж, KPI, бонусы) в комплекс необходимо включить косвенную материальную мотивацию (различные мероприятия, компенсации и т.д.), а также нематериальную мотивацию (перспективы роста, отношения, рабочие условия, создание возможностей и прочее).

Оценка по KPI, предоставляющая необходимую аналитику, одна из некоторых составляющих материальной мотивации, которая позволит направить энергию сотрудников в нужное русло. Но не занимайтесь подменой понятий, не путайте комплексную мотивацию с оценкой по KPI, не пытайтесь заменить целое его частью.

4. Не стоит копировать KPI и оценивать работу по чужим планам

Бездумный бенчмаркинг не лучшее занятие. Однако нередко из разных источников делается выборка из «умных» и приглянувшихся KPI, получается по итогу «суповой набор», который впоследствии всей командой пытаются «натянуть» на план развития компании и сформировать на его основании шаблоны матриц эффективности.

В результате получается, что «суповой набор» в лучшем случае кое-как сопоставим с планами развития, в худшем – затрудняет их осуществление. Внедрение KPI подразумевает использование лишь тех показателей, которые отражают реальную ситуацию в компании и ее продвижения к поставленным стратегическим целям.

5. Понимать всю цепочку причинно-следственных связей

Невозможно влиять на показатели, с которыми не ведется работа и между которыми не выстроена причинно-следственная связь. Все должно быть взаимосвязано: средний чек ⇒ инструменты по работе с ним ⇒ набор дополнительных метрик ⇒ бизнес процессы ⇒ персонал.

Выбросив из этой цепочки звено – показатель станет неуправляемым. Поэтому при внедрении KPI важно уделять особое внимание  декомпозиции и выстраиванию причинно-следственных связей между показателями для избежания проблем в будущем.

6. Отвечать можно за то, на что влияешь

При формировании матрицы эффективности (набор показателей для объекта управления) важно точно выбрать правильно рассчитанные показатели для последующей оценки. Это поможет избежать проблем с полной или частичной невозможностью ответственного влиять на результат. Поэтому при разработке матриц эффективности на основе KPI, надо понимать, что линейный руководитель не может отвечать за чистую прибыль компании, а продавец не может продать 100 зажигалок за месяц, если зажигалки «застряли» в пути и появятся на складе только к концу месяца.

Внимательное отношение к разработке матриц эффективности позволит в будущем избежать разнообразных проблем с внедрением KPI.

7. Избегайте классических ошибочных установок

Возложения чрезмерных надежд на KPI – все наши проблемы будут решены;

Недостаток терпения – не принесло результата за неделю/месяц/квартал;

Нет времени и желания собирать из разных источников и обрабатывать результаты;

Нет желания работать с результатами, развивать и улучшать бизнес-процессы;

Пропал азарт и «спустили на тормоза»;

Индивидуальное и коллективное торпедирование грядущих нововведений;

Попытка охватить все и сразу и др.

KPI – не волшебная палочка, которая все исправит и решит все проблемы, это очень обширный аналитический инструмент с которым надо много работать, который удобен в сочетании с концепцией сбалансированной системы показателей (ССП, англ. Balanced Scorecard, BSC).

Внедрение KPI на первоначальном этапе, как и любое другое фундаментальное изменение, – потребует очень много сил, времени и нервов. Но терпение и труд, как известно, все перетрут.

Фото с сайта dirsalona.ru

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.