Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Менеджмент «Про бизнес» 23 февраля 2016

Чем белорусским компаниям помогут Проектные офисы

Мы уже писали о том, как с помощью внедрения Корпоративной системы управления проектами (КСУП) получить конкурентное преимущество. Для успешной реализации КСУП необходимо создать специальное подразделение – Проектный офис. О его функциях и опыте применения в банках Беларуси рассказывает наш эксперт Максим Якубович.

Фото: ТВ Центр

Фото: ТВ Центр

– По словам одного из моих коллег, внедряющего Проектные офисы, в соседней России уже есть активности по развитию этой темы:

  • Создан конкурс, на котором оцениваются проектные офисы (органов госуправления)
  • Введется работа по созданию специальной модели оценки Проектных офисов и построению сервисной модели
  • Есть мысли по разработке соответствующего стандарта
Фото с сайта epam-group.ru

Фото с сайта epam-group.ru

К сожалению, в нашей стране пока такого интереса к Проектным офисам не наблюдается. Но я думаю, это всего лишь вопрос времени.

Что такое проектный офис

Для начала, разберемся с тем, что такое проектный офис и для чего он нужен. Ранее я писал о том, для чего нужна Корпоративная система управления проектами (КСУП) и из каких элементов она состоит. Один из них – Проектный офис.

Если говорить об эффекте, который дает внедрение системного подхода к управлению проектами, то исследования Международной ассоциации управления проектами (IPMA) показали вот что. Использование современной методологии и инструментария управления проектами позволяет сэкономить порядка 20-30% времени от планового срока проекта и 15-20% от запланированного бюджета на проект.А Проектный офис – это движущая сила в развитии КСУП. От того, насколько эффективно работает Проектный офис, будет во многом зависеть эффект от всей корпоративной системы управления проектами.

Существует мнение, что все проектные офисы с точки зрения выполняемых ими функций, делятся на три типа:

При этом, можно рассмотреть еще одно измерение: это уровень иерархии организации, на котором строится проектный офис:

Если объединить эти два измерения, мы получим матрицу 3x3:

На мой взгляд, матрица 3x3 является достаточно простым и понятным инструментом для классификации Проектных офисов и помогает руководителям, решившим внедрять у себя в компании КСУП, определиться с ролью и функциями Проектного офиса.

По сути, Проектный офис должен оказывать услуги внутри компании, связанные с управлением проектами.

В каких отраслях применятся

В России, например, было проведено исследование относительно внедрения КСУП по сферам. В итоге выяснилось, что КСУП применяется в:

  • Информационные технологии/телекоммуникации – 39%
  • Строительство/девелопмент – 15%
  • Производство – 12%
  • Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – 6%
  • Госструктура – 6%
  • Металлургия – 6%
  • Финансы – 3%
  • Консалтинг/обучение – 3%
  • Реклама/маркетинг – 3%

В Беларуси я знаю о внедрении Проектных офисов в сфере торговли, ИТ, в банках, в производстве, в строительстве.

Фото с сайта szpk.su

Фото с сайта szpk.su

Проектные офисы в банковской сфере

В качестве примера приведу опыт внедрения проектных офисов в банковской отрасли Беларуси.

Мне удалось собрать информацию по 3 банкам:

1. В Белгазпромбанке проектный офис функционирует уже более трех лет. Основные функции их Проектного офиса:

  • Внедрение принципов проектного управления в банке
  • Разработка, поддержка и контроль соблюдения корпоративной методологии управления проектами
  • Управление проектами банка
  • Управление портфелем проектов банка

Как видим, в Белгазпромбанке проектный офис сочетает в себе все три типа проектного офиса с точки зрения функционального измерения. Также мне известно, что он функционирует на уровне всего банка, то есть является корпоративным Проектным офисом.

Фото с

Фото с

Если говорить более детально о функциях Проектного офиса этого банка, то они звучат так:

  • Методологическое  и  нормативное  обеспечение деятельности по управлению проектами
  • Осуществление контроля  соблюдения корпоративной методологии управления проектами
  • Накопление опыта и знаний в области управления проектами
  • Администрирование   проектов, а  именно: подготовка и  актуализация планов-графиков реализации проектов,  документационное обеспечение и сопровождение проектов,  организация совещаний и обсуждений вопросов в рамках проектов
  • Контроль хода реализации проектов
  • Координация ресурсов, задействованных в проектах
  • Подготовка отчетности по проектам
Фото с сайта avantaj-buh.ru

Фото с сайта avantaj-buh.ru

2. В банке БелВЭБ офис управления проектами также действует уже более трех лет и выполняет следующие функции:

  • Развитие корпоративной системы управления проектами, изучение международной практики и национального опыта по внедрению корпоративной системы управления проектами в банках
  • Создание и развитие методологии управления проектами
  • Развитие методологии портфельного и программного управления проектами
  • Внедрение процессов проектного управления в банке
  • Координация реализации проектов (программ) банка
  • Администрирование проектов
  • Участие в подготовке финансово-экономического обоснования проектов
  • Участие в планировании бюджетов проектов и в управлении ресурсами, задействованными в проектах
  • Участие в управлении рисками проектов, ведение реестра рисков проектов
  • Внедрение и развитие информационной системы управления проектами, сопровождение проектов в информационной системе управления проектами
  • Мониторинг хода реализации проектов в Банке и подготовка аналитических сводных материалов
  • Развитие системы мотивации участников проектов
  • Постпроектный мониторинг результатов завершенных проектов
  • Организация работы Комитета по проектной деятельности
  • Систематизация проблем, возникающих в ходе реализации программ и проектов, и при необходимости инициирование обсуждения возникшей проблемы на уровне куратора проекта либо уполномоченного коллегиального органа
  • Повышение компетенции работников банка в области управления проектами
Фото с сайта mycdn.me

Фото с сайта mycdn.me

Внимательно изучив функции проектного офиса в БелВЭБ, я могу сделать вывод, что их проектный офис сочетает в себе функции базового и стратегического проектного офиса. И как мне известно, этот Проектный офис функционирует на уровне всего банка. 

3. В ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) Проектный офис создан в 2011 году. Основными его задачами являются:

  • Создание, внедрение и совершенствование системы проектного управления (методология, регламенты, организационная структура системы управления проектами, выстраивание взаимодействия с коллегиальными органами банка)
  • Формирование и сопровождение портфеля проектов (сбор и анализ инициатив, оформление подготовка материалов на рассмотрение коллегиальных органов, курирующих проектную деятельность в банке, отчетность по портфелю проектов, создание базы знаний по проектам)
  • Инициирование проектов общебанковского направления и их реализация (руководство проектами)
  • Участие в проектах, инициированных структурными подразделениями (администрирование проектов, контроль сроков и бюджета, ведение реестра рисков проекта, мониторинг выполнения проектных мероприятий, участие в качестве аналитика)
  • Создание, внедрение и совершенствование системы управления процессами
  • Анализ требований на доработку программного обеспечения на предмет неконфликтности с взаимосвязанными процессами, анализ наличия пересечения и дублирования инициатив, соответствия требований законодательству и локальным нормативным правовым актам
Фото с сайта vtb-bank.by

Фото с сайта vtb-bank.by

В этом банке проектный офис представляет 3 типа офиса в функциональном измерении, и, насколько мне известно, является корпоративным, т.е. обслуживает все подразделения банка.

Выводы

Исходя из результатов краткого исследования, могу сделать выводы:

1. В банковской сфере Беларуси на Проектные офисы возлагают функции базового проектного офиса (связанные с развитием методологии управления проектами и контролем ее использования, администрированием проектов банка).

2. Как правило, к этим функциям добавляют либо функции управления отдельными проектами, либо функции организации и поддержки портфельного управления проектами.

3. Некоторые Проектные офисы в банках выполняют еще и функции, связанные с оптимизацией процессов банка.

Фото с сайта yvek.ru

Фото с сайта yvek.ru

Как будут развиваться в Беларуси

О трендах в развитии проектных офисов во всем мире можно почитать здесь

Что же касается Беларуси, на мой взгляд, у нас будет расти интерес к Проектным офисам в строительстве, производстве и торговле.

Если говорить о темах, которые будут вызывать интерес у существующих Проектных офисов в Беларуси, можно ожидать повышения интереса к следующим:

  • Разработка и внедрение методологии управления портфелями проектов. Связка стратегии с портфелями проектов
  • Использование agile-подходов для управления проектами
  • Разработка методики оценки эффективности работы Проектного офиса
  • Внедрение информационных систем для управления проектами и управления портфелями проектов (ИСУП)
  • Внедрение методик управления загрузкой ресурсов на проектах.
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.