Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Менеджмент «Про бизнес» 11 июля 2016

Научитесь включать «думалки» ваших сотрудников – простая методика

Фото с сайта showbaza.ru
Фото с сайта showbaza.ru

Бизнес-тренер Андрей Карпенко уверен: если задавать своим сотрудникам правильные вопросы, то они начнут мыслить в нужном вам и компании направлении. О том, как подтолкнуть команду к правильным действиям, Андрей рассказывает в этом материале.

— Каждый руководитель хочет, чтобы сотрудник приходил к нему с готовым решением вместо бесконечных отговорок и проблем. Кратчайший к этому путь — научиться задавать сотрудникам правильные вопросы, активизировать их мыслительный процесс. Важно отметить, что интонация и манера, в которой вы эти вопросы задаете, играет не последнюю роль.

В своей практике я многократно проверял эффективность метода, которым собираюсь поделиться.

1. Какая задача стоит перед тобой на сегодняшний день?

С помощью этого вопроса вы узнаете приоритетные для сотрудников задачи и то, совпадают ли они с вашими собственными приоритетами. И выясните, насколько сотрудники ориентированы на решение этих задач и достижение целей.

Чтобы проверить совпадение мыслей и приоритетов:

  • Составьте список «подопытных» сотрудников
  • Напишите на листке бумаги по 3 задачи, которые, по вашему мнению, важны для каждого из них
  • Попросите их назвать приоритетные задачи и сравните с вашими предположениями
Фото со страницы Андрея Карпенко в Facebook
Фото со страницы Андрея Карпенко в Facebook

2. Какие действия ты предпримешь для выполнения этой задачи?

Наверняка он ответит, что не знает, и попросит совета, перекладывая на вас ответственность. Не ведитесь на это и сразу попросите у сотрудника самостоятельно внести ряд предложений.

3. Что ты будешь делать, если не получится с первого раза?

Этот вопрос стоит задать хотя бы потому, что сотрудник может вмиг придумать решение ко второму вопросу и бросить вам ничем не подкрепленную идею, чтобы от него отстали. Например:

— Как ты будешь выполнять план?

— А, свяжусь с клиентами, делающими серьезные заказы, и сделаю план.

Но так вы запланируете дополнительные действия как подушку безопасности — на случай, если идея вдруг не выгорит.

4. Что еще?

Что еще ты сделаешь, чтобы решить поставленную задачу? Этим вопросом вы настроите сотрудника на поиск вариантов.

5. Что ты получишь в итоге выполнения для себя?

Такая формулировка вопроса разбудит спящую внутреннюю мотивацию сотрудника. Он сопоставит действия с теми результатами, которых сумеет достичь. Эти результаты, возможно, не окажутся красочными. В данном случае используем фразу «лучшее поощрение — это ненаказание». Сотрудник получит для себя заработок или хотя бы ненаказание, что тоже является стимулом для части сотрудников.

6. Как это скажется на развитии компании?

Этим вопросом вы переводите сотрудника на следующий уровень мышления, подталкиваете думать о влиянии его действий на успех компании, а не только о личной выгоде и результатах.

Тут сотруднику уже сложно спорить, потому что с вами как с руководителем он еще поспорит, а вот с результатами компании — нет.

7. Что тебе интересно в твоей работе?

Вопрос нацелен на то, чтобы вы поняли либо, опять же, разожгли мотивацию. Задайте этот вопрос как другу, обратитесь по имени:

— Сергей, что тебе интересно в твоей работе? Что тебя привлекает?

8. Какие варианты ты бы предложил, если бы знал решение?

Вопрос крайне уместен и хорош, когда сотрудник утверждает, что не знает, что делать, что он уже перепробовал возможные варианты и идеи у него закончились. Он позволит запустить модель мышления, при которой станет вести себя как в случае, если бы решение было ему известно. Таким образом вы снимаете ограничение «я не знаю».

Случай из жизни: Руководитель отдела продаж говорил, что не знает, как себя вести с сотрудниками. Тогда я задал ему вопрос — а что бы он предпринял, если бы был менеджером по налаживанию взаимоотношений между сотрудниками. Через минуту человек уже писал себе, какие меры предпримет.

9. Какая задача для тебя лично важна сегодня? либо Что сильнее другого влияет на твой результат?

Этот вопрос призван прояснить для вас и сотрудника, на что ориентироваться, какие у вас приоритеты, и сфокусировать усилия.

10. Как ты оцениваешь результаты своей работы?

Лучше вам как руководителю задать этот вопрос в начале беседы. Ответ желательно получить в цифрах и проследить, насколько эти цифры соответствуют ожидаемым со стороны руководителя и компании результатам.

Если результаты положительные, вы подбадриваете человека, а если результаты неудовлетворительные — обсуждаете меры, которые он предпримет, чтобы в кратчайшие сроки эти результаты улучшить.

Фото с сайта kino.prim.land
Фото с сайта kino.prim.land

11. К чему приведет повторение твоих действий?

Этот вопрос призван усилить эффект 10 вопроса.

Если сотрудник получил положительные результаты и ими похвалился в ответ на 10 вопрос, вы задаете следующий: «К чему это приведет?». Так сотрудник сам для себя найдет дальнейшую мотивацию. Что он получает, если продолжает повторять эти результаты с течением времени? Это может быть карьерный рост, повышение зарплаты, дополнительные опции, удовлетворение, звание профессионала и т.д.

Если же сотрудник не выполняет планы и не достигает результатов, когда вы задаете вопрос: «К чему это приведет?» — он сам для себя выстроит цепочку последствий с конечным пунктом.

Тренируйтесь задавать эти вопросы: выпишите их себе, практикуйтесь по дороге на работу, задавайте на собраниях и в беседах с сотрудниками, чтобы включить их «думалки».

Андрей Карпенко
Андрей Карпенко

Андрей Карпенко

Профессиональный тренер

16 лет в продажах, управлении, практическом обучении.
Эксперт по развитию профессионального капитала
Опыт работы в Philip Morris, Henkel, Danone, RTL-holding
Клиенты: Colgate&Palmolive, BelorDesign, Garsia, Oasis Group, ПО Белоруснефть, Conte Trade и другие.
Провел оценку более 1200 продавцов и 180 Руководителей.
Лучший результат в стране по совместным полевым тренингам — более 800 (продажи, переговоры, управление).
Организатор тренинга HotSalesDay
Основатель проекта и сообщества «Работа Как Хобби»
Автор книг: «Решебник для Руководителя», «Хочу нормальную работу», «Собеседование на отлично»

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.