Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Менеджмент «Про бизнес» 19 ноября 2014

5 советов, которые помогут юристу компании взыскивать долги

О том, какие условия работы важно создать для юристов, которые занимаются взысканием «дебиторки» и других долгов, и на что следует обращать внимание самим юристам, рассказывает наш эксперт Василий Ряузов.

Фото с сайта hitechnoline.comФото с сайта hitechnoline.comФото с сайта hitechnoline.com
Фото с сайта hitechnoline.com

1. Разрабатывайте жесткие условия договора, проверенные в судебной практике

Очень часто должник пользуется банковскими денежными средствами, предоставленными в кредит на условиях жесткого кредитного договора. А средства, которые необходимо возвратить кредитору по договору с мягкими условиями (меньшие штрафные санкции в случае невозврата, отсутствие залога, страхования, поручительства и т.п.), могут отдаваться не вовремя.

Отсюда вывод: чем жестче условия договора с должником, тем больше вероятность, что платежи в адрес такого кредитора будут осуществляться им в первую очередь. Поэтому компании важно останавливаться на «своей» (а не контрагента) форме документа  – если организация заключает договор, текст которого подготовил ее собственный юрист, то в нем в первую очередь будут защищены интересы этой организации. 

Не стоит забывать, что не все нормы договора исполняются буквально. Суд зачастую признает те или иные условия недействительными в силу злоупотребления правом одной из сторон, либо уменьшает пеню и проценты за пользование чужими денежными средствами.

2. Обеспечьте юриста всеми необходимыми бумагами

Чтобы подумать над юридическими рисками контрагента необходимы время и документы. Если последних нет – то можно забыть об обращении к юристам или в суд.

Как правило, долг нельзя вернуть, если, например, потеряна товарно-транспортная накладная по поставке индивидуальному предпринимателю товара, который затем был продан на рынке за наличные.

3. Помните, что выигрыш суда не гарантирует взыскания долга

Если у кредитора есть все документы, чтобы выиграть суд, то это не значит, что нужно всегда обращаться в эту инстанцию. Судебный исполнитель обязан забирать последний сломанный стул должника, но для организации это не имеет смысла, если долг равен сотне миллионов. Поэтому еще до стадии обращения в суд стоит подумать, окупятся ли расходы по оплате государственной пошлины.

Заявления на предварительный акцепт в банке должника требований кредитора, обращение для взыскания задолженности по налогам, сборам, взносам в ФСЗН –  это методы, которые доступны каждому. Данные способы оперативной работы со средствами дебитора не требуют затрат по государственной пошлине, необходимой для обращения в суд, поэтому должны быть использованы в первую очередь.

4. Не нагружайте юриста, который работает с «дебиторкой», всем подряд

Как и врачи, юристы не являются специалистам по всем болезням. Поэтому если в организации один юрист и он занимается договорной, претензионно-исковой, кадровой работой, поддержанием в порядке инструкций по охране труда, ведет исходящую корреспонденцию и отвечает на звонки – на работу непосредственно с судебным исполнителем у него не будет времени.

Поэтому, чтобы воспользоваться помощью юриста, нужно поручить ему исключительно судебную «дебиторку» либо выделить для решения этого вопроса определенное время.

5. Разработайте ЛНПА

ЛНПА (локальный нормативный правовой акт) – это документ, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. По сути это алгоритм действий всех заинтересованных служб по работе с дебиторской задолженностью. ЛНПА по ключевым вопросам обязан быть, и юрист может его разработать.

А руководитель должен обеспечить соблюдение этого нормативного акта.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.