Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2543 +0,0028
  • 3,47 EUR 3,4694 +0,0061
  • 3,48 100 RUB 3,4845 +0,0001
  • 10 CNY 4,4775 +0,0028
Менеджмент «Про бизнес» 27 декабря 2016

Если работа становится «слишком личной» — как не перегнуть в отношениях с коллегами и подчиненными

Фото с сайта sutra.ba
Фото с сайта sutra.ba

Что делать, если сотрудники компании слишком перешагнули границы делового общения? В чем позитивная и негативная стороны интимных отношений между коллегами и между начальником и подчиненным. Своим мнением делится коуч, консультант по управлению знаниями и компетенциями Андрей Мирошниченко.

— Наступила пора корпоративов — а это чаще всего именно то место и время, когда могут проявиться личные отношения между коллегами. По сути, это «легальная возможность» выйти за границы формальных отношений, выразить тайные симпатии человеку, с которым не было повода пообщаться по рабочим вопросам.

Чем опасны личные отношения на работе и как их контролировать?

Почему работа без личных отношений невозможна

Всем известно такое явление, как «итальянская забастовка». Это когда работа в компании осуществляется строго по установленным правилам, регламентам, стандартам, инструкциям и т.п. И тогда производительность резко падает, потому что учесть в инструкциях мельчайшие детали каждой производственной ситуации невозможно.

Так вот, формальные отношения — это всегда рамки для неформальных. То есть неформальные отношения первичны, без них не может быть никакой реальной производительности, да и вообще никакой деятельности.

Любой предприниматель скажет, что доверие с партнерами — это фундамент деловых отношений, что по-настоящему серьезные проекты начинаются с прояснения взаимных намерений и собственного интереса, с доверия к партнеру. А в юридических документах все возможные рисковые ситуации не пропишешь. Значит, и здесь личные отношения первичны относительно юридически оформленных.

К тому же ничто так не сближает людей как совместная деятельность. Большую часть дня мы проводим на работе, среди коллег, в горестях и радостях, делимся своими мыслями и переживаниями о личной жизни, находим поддержку, чувство локтя и настоящую дружбу. Неудивительно, что наша потребность в близости часто удовлетворяется через коллег, которых мы знаем с различных сторон и с которыми сталкивались в различных ситуациях. И это приводит иногда не только к рабочему флирту, но часто и к романам на рабочем месте. И хорошо, если служебный роман только положительно скажется как на коллегиальных отношениях, так и на работе. А если нет?

Фото с сайта sharlotka.com.ua
Фото с сайта sharlotka.com.ua

Ведь существует весьма распространенный феномен — сексуализация эмоционального напряжения, возникающего в рабочих ситуациях. Что это и как это распознать?

Сексуализация эмоционального напряжения на работе

Сексуализация — это механизм психологического самосохранения в экстремальных для психики человека ситуациях. Например, сотрудника изводит начальник — конца и края этому нет. Чтобы как-то пережить эту невыносимую ситуацию, сотрудник начинает сексуализировать отношения с ним и даже находит некоторое удовлетворение от складывающейся ситуации. В принципе секс является одним из самых сильных механизмов избавления от эмоционального напряжения. А сексуализация возникает в тех случаях, когда проще подменить сексуальным возбуждением (тоже вид эмоционального напряжения) тяжелые чувства от непростой ситуации или отношений.

В чем здесь проблема? Снять эмоциональное напряжение и «дальше работать» люди не могут. Секс, как правило, включен в более сложные отношения с долгосрочными взаимными обязательствами. И весь вопрос, надо ли проблему, возникшую внутри деловых отношений переводить в плоскость личной жизни, со всеми последствиями для семей и для компании в целом?

Однако, в сексуализации есть и еще одна существенная проблема — отвлечение внимания от решения реальных проблем.

Разладились отношения в семье, хочется сходить налево с коллегой? Решайте семейные проблемы — сами, с психологами… «Наезжает» начальник из-за вашей плохой работы? Вместо того, чтобы пытаться сменить его гнев на милость, пытаясь ему понравиться лично — учитесь, совершенствуйтесь, работайте лучше. Устали от вечной «борьбы за рынок» и хочется отвлечься — например, закрутив роман с кем-то из подчиненных? Лучше переключитесь на другой вид деятельности — но в рамках своих служебных обязанностей.

Вообще, если вы внезапно для себя начинаете на работе думать на сексуальные темы — поразмыслите, от решения каких реальных проблем вы хотите таким образом сбежать?

А что же делать с эмоциональным напряжением? Правильно использовать мобилизацию организма, проявляющуюся в эмоциональном напряжении — для решения проблем, его породивших.

Фото с сайта body-forming.ru
Фото с сайта body-forming.ru

Соблазны руководителя

Особые соблазны возникают у любого руководители организации. И чем выше статус руководителя, тем больший у него соблазн вступать в неуставные отношения с подчиненными. С чем он связан?

1. Руководители — это часто люди амбициозные, активные, сильные и харизматичные. Эти качества сами по себе достаточно привлекательны для окружающих. Более того, способность воздействовать на подчиненных помимо инструментов формальной власти — одна из ключевых характеристик лидера. А согласитесь, вести за собой «влюбленных» (во всех смыслах) в вас людей, гораздо проще, чем тех, кому до лампочки как вы сами, так и ваши цели.

2. Руководители обладают властью, а подчиненные должны им подчиняться. Активность подчиненных ограничена функциональными обязанностями, разного рода правилами и спускаемыми «сверху» целями. Все это вызывает поляризацию: подчиненные оказываются в позиции, когда они должны подчиняться взрослым — руководителям. А руководители могут отныне вершить судьбы — они, благодаря статусу, становятся гораздо более значительными, чем раньше.

Чтобы справиться с зависимым положением некоторые подчиненные сексуализируют отношения с руководителем. Они пытаются добиться особого расположения начальника — в частности через особое общение с ним.

3. У руководителя есть право выбирать себе подчиненных, и он имеет возможность выбирать не только профессионалов, но и приятных себе людей. Эта приятность может выражаться и в сексуальной привлекательности.

4. Любой руководитель сталкивался с таким явлением, как «одиночество лидера». Как только вы становитесь руководителем, а ваши бывшие коллеги подчиненными, вы испытываете проблемы с удовлетворением одной из своих базовых потребностей — потребностей в душевной близости. Раньше вы могли поговорить о своих проблемах с коллегой, поделиться переживаниями или заботами. А у начальника это принято считать признаком слабости, неравного отношения к подчиненным — и вы вынуждены выстраивать дистанцию.

Но потребность-то осталась: и чем выше степень неопределенности начальника, тем большую потребность в близости он испытывает. Часто это выливается в неуставные отношения с подчиненными. Но руководитель должен понимать, что чаще всего не он сам по себе, а его организационная роль делает его более привлекательным для окружающих.

Негативные последствия от неуставных отношений руководителей с подчиненными тоже хорошо известны. Это, например:

  • Несправедливая оценка работы подчиненных с последующей потерей лояльности
  • Включение личных факторов в принятие не только управленческих решений, но и стратегических
  • Манипуляции подчиненными, имеющими «особые» отношения с начальством
  • И, в конце концов, компромат в руках подчиненного после разрыва отношений с ним

Вывод тут один: я думаю, руководителю в первую очередь нужно задуматься о собственной безопасности и безопасности собственного бизнеса, прежде чем заводить связи с подчиненными.

Как найти баланс между личными и деловыми отношениями на работе

Если вы подчиненный — подумайте о том, от какой проблемы на работе или в личной жизни вы хотите уйти в интимные отношения на работе. Если таких нет, подумайте о последствиях, которые могут настигнуть вас в случае негативного сценария развития (проблемы как дома, так и на работе).

Фото с сайта psychologytoday.com
Фото с сайта psychologytoday.com

Если вы руководитель, подумайте над следующими рекомендациями:

1. Хочется страстей, эмоциональных взрывов, интриг, фейерверка чувств, сердечных трагедий и любви? Выделите на это время вне работы. Не хватает времени на личную жизнь? А на интриги на работе времени хватает? Займитесь совершенствованием системы управления с конкретной целью — высвобождением времени на личную жизнь.

Помните, что единственной стоящей валютой в бизнесе является время вашей жизни. Живите насыщенной, удовлетворяющей вас личной жизнью вне работы.

2. Правильно расставляйте людей. Пусть человек, который способен затуманивать взор другого и ваш в том числе, работает там, где ему это необходимо делать по должности (например, в продажах). А рядом с собой держите того, кто будет держать ваш разум в тонусе — зануду, критика, нестандартно мыслящего человека и т.п.

3. Сделайте для себя выбор, ради чего вообще вы работаете: чтобы получать сопутствующие пряники (в виде симпатии и любви сотрудников) или чтобы получать конечный результат, который сформулирован в миссии вашей компании.

4. Ориентируйтесь на создание в компании зрелых отношений, когда сотрудники не становятся в позицию зависимого ребенка. Не компенсируйте ваши психологические дефициты результативностью вашей фирмы и тупиковыми стратегиями, основная цель которых — косвенные эффекты. Разберитесь в себе.

Андрей Мирошниченко

Андрей Мирошниченко

Коуч, консультант по управлению знаниями и компетенциями

Кандидат философских наук, профессиональный коуч ICU.

Автор статей по управлению знаниями, разработке бизнес-моделей, стратегии и т.д., а также автор электронных курсов «Управление персоналом», «Организационное поведение».

Участвовал в консалтинговых проектах для таких заказчиков, как РЖД (Россия), Нацбанк РБ, «Дайнова», Itransition, Fasionzone.by, СТА Логистик и др.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.