Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,27 USD 3,2663 +0,0023
  • 3,48 EUR 3,4803 +0,0006
  • 3,49 100 RUB 3,4903 -0,0004
  • 10 CNY 4,4983 +0,0083
Менеджмент «Про бизнес» 3 декабря 2014

Как белорусские компании попадают в банкротство

Об основных причинах, которые ведут к банкротству бизнеса в Беларуси, и о простых вещах, которые нужно делать, чтобы минимизировать риски экономической несостоятельности, рассказывает наш эксперт, антикризисный управляющий Михаил Кирилюк.

Фото с сайта wiadomosci.onet.plФото с сайта wiadomosci.onet.plФото с сайта wiadomosci.onet.pl
Фото с сайта wiadomosci.onet.pl

– Как сообщают различные источники, до 80% компаний закрываются в течение первых трех лет работы. Компании, попавшие в процедуру банкротства, объединяют определенные общие черты. 

  • Отсутствие финансового планирования.
  • Отсутствие финансовой грамотности руководителя и как следствие – его неспособность выбрать бухгалтера и оценить его работу.
  • Беспорядочность документооборота и общее хаотичное состояние дел.
  • Низкая квалификация бухгалтера, приводящая при проверках к доначислению критичных сумм санкций.
  • Несамостоятельность бухгалтера, подстраивающегося под интересы руководителя (а вот эти «оборотки» мы «рисовали» так, как нас сверху попросили).
  • Малая, недостаточная работа с дебиторской задолженностью либо ее отсутствие.
  • Погруженность директора в решение текущих проблем, отсутствие внятного плана действий – «работаем, как работается».
  • Отсутствие плана по выручке и ответа на вопрос «где мы возьмем деньги завтра на то, что мы потратили сегодня».
  • Управление компанией путем «тушения пожаров».
  • Финансирование текущей деятельности компании из «доходов будущих периодов» по принципу финансовой пирамиды.
  • Дистанцирование собственника компании от бизнеса, отсутствие контроля менеджеров компании со стороны собственника, как результат – создание наемным директором «компании-клона» с перетягиванием в нее ключевых клиентов и сотрудников.

 В этой статье рассмотрю некоторые сценарии, каждый из которых предшествовал банкротству как минимум нескольких компаний – примеры из нашей практики. 

1. Неумение управлять дебиторской задолженностью

Пример. Не один раз в производстве управляющего по банкротству встречалась следующая ситуация: компания, назовем ее «подрядчик», работающая третий-пятый год, но уже уверенно чувствующая себя среди конкурентов, берется, наконец, за крупный проект (заказчик – известный государственный строительный трест или крупная частная компания, например, сеть гипермаркетов). Вкладывает в проект силы, время и ресурсы. Но по мере выполнения проекта от заказчика идет все меньший поток денежных средств. Объясняется это разными причинами:

  • реальными или надуманными недостатками заказа (заплатим, когда все доделаете и переделаете);
  • временными финансовыми трудностями заказчика (сейчас мы рассчитываемся с теми и с этими, а вам заплатим в будущем месяце).

В результате деньги, выделенные заказчиком на проект, постепенно проедаются на ежемесячные постоянные издержки (аренда, зарплата, налоги). Новых проектов, которые могли бы обеспечить поддержание компании, руководство не берет и взять не может в виду загруженности – занято исправлением недостатков «главного» проекта и «выбиванием» средств с заказчика. Средств постепенно перестает хватать даже на текущие нужды. В юридическую компанию за взысканием долга подрядчик не обращается, опасаясь, что это обращение испортит ему отношения с заказчиком и последний, используя свои деловые связи, лишит его возможности получать в дальнейшем аналогичные заказы.

Далее в один момент подрядчик понимает, что если заказчик не заплатит прямо сейчас, то речь будет идти уже не о закрытии проекта, а о существовании его собственной компании. А уже обратившись к юристам, он выясняет, что срок от направления обязательной досудебной претензии до возбуждения исполнительного производства, которое позволит принудительно списать средства со счета заказчика, составит несколько месяцев.

К этому моменту субподрядчики и поставщики, потеряв надежду получить свои средства добровольно, подают в суд.

Работники, устав от многомесячных задержек зарплаты, увольняются и подают в суд за взысканием компенсаций, в результате чего сумма долга по заработной плате вырастает в 2-3 раза.

Руководство компании обращается в юридическую фирму и передает ей работу с дебиторской задолженностью. Долг с заказчика успешно взыскивается, но для погашения всех накопленных за время бездействия долгов компании его уже недостаточно, и дело передается в процедуру банкротства. 

Рекомендации:  

  • Осознать, что получение судебного решения и получение денег – разные, иногда отстоящие друг от друга на многие месяцы вещи.
  • Работать с дебиторской задолженностью «на опережение».
  • Представлять сроки судебного взыскания дебиторской задолженности. 

Сроки рассмотрения дел в приказном производстве  


Сроки рассмотрения дел в исковом производстве

2. Неправильный расчет кредитных выплат 

Банки являются кредиторами в достаточно большом проценте дел о банкротстве. Этот факт, полагаю, говорит о том, что большое количество получателей кредитов неправильно оценивают и сопоставляют ожидаемые выгоды от кредита с нагрузкой на бизнес в виде ежемесячных платежей по нему. 

3. Непонимание сути лизинга, невнимание к условиям договора 

Лизинговые компании, как и банки, часто встречающийся кредитор в деле о банкротстве. Причины: достаточно жесткие условия лизинговых договоров, «скрытая» дороговизна лизинговых платежей, неумение лизингополучателя читать условия договора и рассчитывать нагрузку на бизнес от лизинговых платежей.

Кроме того, многие лизингополучатели изначально не понимают суть лизинговых отношений, представляя себе лизинг какой-то разновидностью кредита. В то время как лизинг – это аренда и, как правило, до самого последнего платежа, который меньше 1% полной суммы выплат, объект лизинга остается в собственности лизинговой компании. 

Пример. Компания берет в лизинг новый автомобиль стоимостью $30 000. В течении первых 1,5 лет пользования выплачивает порядка $18 000, большая часть из которых – плата за пользование объектом лизинга. В тот момент, когда финансовые дела компании становятся настолько плохи, что средств гасить долг по лизингу уже нет – лизингодатель изымает автомобиль у пользователя и выставляет его на продажу за $25 000. При этом, средства от реализации автомобиля принадлежат лизинговой компании. Уплаченные же лизингополучателем $18 000 – представляют собой арендные платежи за пользование автомобилем в течении полутора лет (18 месяцев) и возврату не подлежат ввиду правовой природы лизинга и того факта, что договор расторгнут по вине лизингополучателя – неоднократной просрочки платежей.

В случае, если бы для финансирования сделки использовался банковский кредит, стоимость кредитных ресурсов, скорее всего, была бы дороже. Но при невыплатах остаток от продажной стоимости автомобиля мог бы получить кредитополучатель.

4. Попадание в зависимость от единственного поставщика товара 

Пример. Компания долгое время работала розничным продавцом известной марки одежды. Пожелав получить статус фирменного магазина и сопутствующие ему выгодные цены и статус в глазах покупателей, заключила с производителем договор франчайзинга. При ближайшем рассмотрении, однако, данный договор представлял собой слегка видоизмененный договор поставки, составленный так, чтобы в одностороннем порядке защищать интересы производителя.

В результате владелец магазина обнаружил, что в обмен на право разместить над дверями фирменную вывеску он вынужден распродавать прошлогоднюю коллекцию без права снижения цен, в то время, как магазины, находящиеся в собственности производителя, реализуют товары новой коллекции по цене ниже его. Не имея возможности поменять условия договора в одностороннем порядке и без рычага влияния на производителя (чтобы сделать это по договоренности), владелец терпел убытки от низких продаж до того момента, пока не был вынужден закрыть магазин.  

Рекомендации здесь самые банальные: не «читайте внимательно договор». Лучше дайте его прочесть юристам, квалификации которых вы доверяете. Мне приходилось несколько десятков раз рассказывать людям, что финансовых потерь в десятки и сотни тысяч долларов можно было избежать ценой консультации у корпоративного юриста в несколько сотен долларов. Причем необходимость была не в консультации «высшего юридического пилотажа», а в разъяснении некоторых стандартных шагов и их последствий. 

5. Открытие второго непрофильного вида деятельности 

Уже несколько раз за последний год в процедуру банкротства попадают компании, где повторяется следующая ситуация. Компания долго и успешно занимается одним видом деятельности. Собственнику предлагают открыть новое направление (скажем, торговать другим видом товара). Учредитель видит в новом направлении одни плюсы, бросается в бой и этим новым видом деятельности вводит компанию в такой убыток, что даже основное направление уже не может ее спасти. 

Пример. Торговцу бытовой техникой предлагают партию китайских автозапчастей по очень выгодной цене. Учредитель, сравнив цены, не может удержаться от искушения приобрести товар за 10-20% от розничной цены и приобретает партию, тратя на сделку значимую часть своей «оборотки». И в течение следующих двух лет не может их реализовать ни за какие деньги, ввиду того, что немаркированные запчасти люксовых автомобилей не пользуются спросом у розничных продавцов даже по крайне низкой цене предложения. 

Рекомендации: прежде чем заключить сделку, которая внешне кажется крайне выгодной, но относится к тому рынку, который вы не знаете, поговорите заранее хотя бы с несколькими известными вам игроками, узнайте специфику рынка.  

6. Дистанцирование от бизнеса учредителя. Отсутствие контроля наемного директора со стороны собственника 

Самое безобидное, к чему такая политика может привести – это воровство. То, что серьезнее – смена реального собственника компании. 

Пример. Собственник компании организует производство строительных материалов. Закупает новое дорогостоящее оборудование, подбирает штат, нарабатывает клиентов. Через какое-то время, когда компания на плаву, нанимает директора с мыслями о том, что отойдет от оперативного управления и будет снимать сливки. В результате директор спустя несколько месяцев обнаруживает полное отсутствие контроля над своими действиями и начинает реализовывать часть продукции за наличный расчет.

Спустя год, когда размер недостачи приобретает угрожающий характер, увольняется. Учредитель же остается наедине с кредиторами, сумма долгов перед которыми уже превышает стоимость производственного комплекса.  

Другой пример. Ситуация имела место в сфере оптовой торговли строительными материалами. Иностранный инвестор, вложив средства в закупку товара и обучение персонала, поручает все дела компании вести своему партнеру, а сам уезжает в свою страну и погружается в свой основной бизнес.

Партнер же, некоторое время поработав в общих интересах, решает, что после того, как он вник во все нюансы – а инвестор уже не оказывает прежней поддержки – нет причин работать в паре. Открывает новое юридическое лицо и уходит со старого места работы, попутно забрав клиентскую базу и оставив инвестору долги по аренде за несколько месяцев. 

Рекомендации очень простые:  

  • Для составления соглашений между собственником и директором обратитесь к квалифицированным юристам.
  • Проводите инвентаризацию при смене материально ответственных лиц на складе, а не «на бумаге».
  • Отсутствие контроля со стороны собственника может спровоцировать нечистоплотное поведение директора. 
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.