Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,27 USD 3,2663 +0,0023
  • 3,48 EUR 3,4803 +0,0006
  • 3,49 100 RUB 3,4903 -0,0004
  • 10 CNY 4,4983 +0,0083
Менеджмент «Про бизнес» 15 марта 2017

Продаете подарочные сертификаты? Убедитесь, что у вас все законно

Фото с сайта cs1.livemaster.ru
Фото с сайта cs1.livemaster.ru

Каждый год после прошедших праздников актуальным становится возврат подарочных сертификатов, которые оказались ненужными. Нередко компании устанавливают срок, в течение которого их можно обменять на деньги, а вот после этого времени отказывают в возврате. Правомерны ли их действия? Об этих и других моментах рассказывает юрист REVERA Валентин Аникин.

— Что стоит иметь в виду компании, которая решила разработать подарочные сертификаты:

  • Они должны быть отражены в бухгалтерском учете
  • В дизайне сертификатов лучше использовать отличительные элементы, которые сложно подделать (не обязательно печать или подпись)
  • Покупатели могут претендовать на возврат денег. Чтобы защитить свои права, компаниям нужно знать особенности договорных отношений по разным сертификатам (на товары, услуги)
  • Внутренние правила обращения сертификатов, которые разработала компания, могут противоречить законодательству. Если по внутренним правилам сертификаты не подлежат возврату, то это не означает, что покупатель действительно не сможет их вернуть

О последних двух пунктах поговорим подробнее.


Валентин Аникин Юрист REVERA
Валентин Аникин
Юрист REVERA

Свои правила компании иногда прописывают прямо на сертификате. Например:

  • Если стоимость выбранных товаров меньше номинальной стоимости сертификата, разница покупателю не возвращается
  • Сертификат не отоваривается после истечения срока его действия
  • Сертификат нельзя обменять на деньги
  • Поврежденный или утраченный сертификат не восстанавливается, не отоваривается, деньги за него не возвращаются

В некоторых случаях такие правила противоречат законодательству и не могут быть применены. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, когда компании могут нарушать права обладателей сертификатов.

Ситуация 1. Сертификат на покупку товаров на определенную сумму

Например, сертификат на 50 руб. в сети магазинов X.

В момент, когда продавец выбивает чек на покупку товара, с покупателем автоматически заключается договор купли-продажи.

Фото с сайта zakonimy.ru
Фото с сайта zakonimy.ru

Необходимое условие для такого договора — конкретная единица товара: конфет, пылесоса или книги определенного производителя и наименования. В случае с сертификатом на 50 руб. это априори невозможно: на момент покупки сертификата конкретный товар не выбран — значит, договор купли-продажи товара не заключен.

Юридически перечисленные в отсутствие договора купли-продажи деньги могут быть признаны неосновательным обогащением продавца (ст. 971 ГК).

И в этом случае покупатель имеет право:

  • Вернуть деньги в течение 3-х лет, даже если срок действия сертификата истек
  • Вернуть часть стоимости сертификата, если товаров куплено на меньшую сумму, чем указано в сертификате

Ситуация 2. Сертификат на оказание услуг

Например, на скалолазание или день в SPA на X руб.

Пока срок действия сертификата не истек, обладатель может в любое время обменять его на деньги (т.е. отказаться от договора). Единственное — исполнитель услуги имеет право запросить компенсацию расходов, которые он понес.

Например, под сертификат на прыжок с парашютом исполнитель предварительно арендовал вертолет у стороннего подрядчика. Если отмена вертолета платная, то эту сумму исполнитель вправе удержать с обладателя сертификата.

Стоит помнить о том, что разница в стоимости не выплачивается. Если сертификат на 100 руб., а услуг выбрано на 80 руб. — то эту разницу исполнитель услуги имеет право не возвращать (п. 132 Правил бытового обслуживания потребителей).

Если срок сертификата истек, а услугой обладатель сертификата так и не воспользовался, то он вправе потребовать деньги по логике «деньги уплачены, но услуга не оказана».

Суд может установить неосновательное обогащение на стороне продавца сертификата и взыскать деньги. С другой стороны, суд также может признать вину обладателя сертификата в том, что услуга не была оказана. На практике по усмотрению суда возможен и тот, и другой вариант.

Фото с сайта im1.asset.yvimg.kz
Фото с сайта im1.asset.yvimg.kz

Интересно, что возврат билетов в кино и театр законодательство регламентирует совершенно определенно:

  • Билет в кино можно вернуть не позднее 10 минут до начала киносеанса, при этом возвращается полная стоимость билета (постановление № 684 «Об утверждении Правил оказания услуг по показу фильмов»)
  • Билет в театр или на концерт — не позднее 5 календарных дней до мероприятия. Вернуть обязаны не менее 75% стоимости входного билета (указ № 542 «Об организации и проведении культурно-зрелищных мероприятий»)

Ситуация 3. Сертификат на определенный товар

Например, на покупку платья, сковороды и т.п.

Такие сертификаты редкость, но все же есть. Юридически их можно рассматривать как договор купли-продажи с внесением предоплаты за товар. Соответственно:

  • Пока действие сертификата в силе — покупатель имеет право получить товар
  • После получения товара — в течение 14 дней вернуть неиспользованный товар и получить деньги (это не относится ко всем продовольственным и некоторым непродовольственным товарам по постановлению Совмина от 14 июня 2002 № 778)

Если срок действия сертификата истек, покупатель может отоварить его в течение 3 лет. Отказ продавца может быть признан неосновательным обогащением: здесь действует тот же принцип, что в предыдущей ситуации.

Фото с сайта nadezhin.ru
Фото с сайта nadezhin.ru

Подарочные сертификаты и налоги

Не будет лишним напомнить получателям сертификатов о таком важном моменте. В 2018 им нужно будет заплатить подоходный налог с общей суммы сертификатов, если в течение 2017 их подарят больше чем на:

  • 5555 руб. — от физлиц кроме родственников
  • 1678 руб. — от нанимателя
  • 111 руб. — от другой компании

Это напоминание может помочь вашим покупателям стать более лояльными.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.