Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Менеджмент «Про бизнес» 25 июля 2017

Что требовать от руководителя, если вы впервые его нанимаете: простые советы

Фото с сайта loveopium.ru
Фото с сайта loveopium.ru

Как оценить потенциал наемного управленца и ответить на вопрос, способен ли он эффективно справляться с задачами? Собственникам и директорам небольших или молодых компаний, которые не имеют достаточного опыта работы с руководителями, найти ответ бывает сложно.

Алена Шипош, управляющий партнер компании «Высоцкий Консалтинг» приводит несколько простых правил и примеров, которые помогут оценить работу руководителей, а также выстроить систему их подготовки — в случае, если вы планируете растить топ-менеджеров внутри своей организации.


Алена Шипош
Алена Шипош
Управляющий партнер компании «Высоцкий Консалтинг»

В подготовке, работе, успехе руководителя любого уровня есть 3 ключевые области: персональная эффективность, лидерские качества и навыки и инструменты административного управления. В этом материале расскажу про их развитие подробнее.

1. Персональная эффективность

Собственную эффективность можно оценивать по:

  • Мотивации на достижение успеха, результата
  • Персональным целям и тому, насколько они соответствуют целям компании
  • Навыкам тайм-менеджмента — способности управлять своим временем.

Если топ-менеджер ориентирован, скажем, на сохранение теплых отношений с подчиненными, он не сможет потребовать от них результата. А если же цель человека — в личных достижениях, он будет ориентирован на быстрое завершение проектов и «запись» их на свой счет, но никак не на командный результат, ценность которого ощутит вся компания.

И, разумеется, если руководитель не может управлять своим временем, он не сможет рационально распределять задачи и ресурсы компании и своего отдела, не справится с планированием на день и неделю вперед, не выполнит KPI.

Задача. Начиная обучение менеджера новому, давайте ему сложную проблему и наблюдайте за тем, сможет ли он найти решение. Результат — это единственно важный показатель. А способность находить решение нестандартных проблем — одна из основополагающих для управленца. Если сотрудник не может найти решение в рамках обучения, то не сможет решать проблемы и во время работы.

Пусть ваш подчиненный сам определит, где и чему он хочет обучиться, обоснует это и опишет, в какой области его деятельности он реализует полученные знания и навыки. Если желания обучаться нет, это значит, что на определенном этапе он может стать некомпетентным.

Фото с сайта uprzapasami.ru
Фото с сайта uprzapasami.ru

2. Лидерские качества

Про важность лидерских качеств говорят все управленцы. Но что конкретно под этим подразумевается, рассказывают не все. Топ-менеджеру для успешной работы важно:

  • Способность добиваться от подчиненных результатов и успеха
  • Умение вести за собой людей, мотивировать их
  • Способность раскрыть максимальный потенциал подчиненных
  • Конечно, навыки управления подчиненными

Если эффективность сотрудника зависит от результатов его оперативной деятельности и только, то результат руководителя, разумеется — от совокупности всех результатов его сотрудников. И уметь добиться этого — важный лидерский навык.

Задача. Пусть каждое утро 5−10 минут ваш топ-менеджер посвящает координации действий со своими подчиненными. Он должен знать планы на день и требовать конкретный список результатов, которых его сотрудники добьются. Если сотрудник по какой-то причине не выполняет написанный им же план, значит, нужно проверить, насколько грамотно он планирует, ставит ли реальные цели. Необходимо также проверить, куда уходит его время: попросите вести хронометраж — отмечать время, ушедшее на выполнение каждой отдельной задачи, запланированной на день.

Очень часто у сотрудников такой подход вызывает возражение: «Зачем меня контролировать?». Однако, по моему опыту, контролю больше всего препятствуют те люди, которые не любят работать эффективно. Вам нужны игроки топ-класса, которые кайфуют от побед и нацелены на достижение результата.

Кадр из фильма "Самый лучший босс"

3. Навыки и инструменты административного управления

Для административного управления важны не только организация себя и подчиненных, но и бизнес-процессов компании. Для этого необходимы такие навыки как:

  • Постановка задач
  • Написание программ и задач по проектам
  • Проведение совещаний, координация действий подчиненных
  • Финансовое планирование и распределение ресурсов компании
  • Управление работой и результатом всего отдела

Позвольте руководителю взять ответственность за свое направление и работать на результат — делегируйте ему эти задачи. Если весь контроль над оперативной деятельностью сосредоточен в руках владельца, у подчиненных нет свободы и мотивации для того, чтобы проявлять инициативу. А когда человек личностно эффективен и мотивирован, когда он умеет управлять подчиненными и добиваться результата вместе с командой, то, обладая навыками административного управления, он сделает свой отдел высококлассным.

К сожалению, многие руководители не имеют четкой системы управления, далеко не все предприятия соответствуют даже стандартам ISO. Поэтому для владельца, в первую очередь, важно обучаться самому и получать знания и навыки.

Задача. Идя на обучение или отправляя на обучение своего топа, продумайте, что конкретно вы получите на практике. Выбирайте такие курсы и программы, которые гарантируют навык, а еще лучше инструмент.

Фото с сайта event.ru
Фото с сайта event.ru

P. S. Как нанять (или повысить) в «топы»

Есть три главных критерия, в соответствии с которыми советуем нанимать топ-менеджера или повышать до этой должности своего специалиста.

1. Соответствуют ли цели компании личным целям человека. Лучший способ это сделать — спросить об этом. Если топ-менеджер не готов работать 3 года и больше в компании, есть ли смысл вкладывать в его обучение и развитие?

2. Готов ли человек добиваться результата, любит ли он побеждать. Главный критерий — умение признавать свои достижения. При найме обязательно узнайте, какие достижения были у сотрудника на прошлой работе. Если человек не может назвать результат своей деятельности, возможно, он его не видит.

3. Умеет ли сотрудник руководить другими людьми. Достигать результата самому для руководителя мало: он должен уметь добиваться результата от других, быть лидером и брать на себя ответственность за все направление, которым руководит.

Все это определяется результатами работы, и только. К примеру, если маркетолог эффективен и приносит компании множество заявок, это не значит, что он будет эффективен как руководитель отдела маркетинга.

«Топ» в первую очередь должен управлять и контролировать результат подчиненных. Если руководитель выполняет обязанности своих подчиненных, значит, некому управлять рабочими процессами: по сути, мы получаем машину без руля, и это так или иначе приведет к аварии.

Известный советский философ Мераб Мамардашвили в одной из своих лекций высказал основополагающую идею управления: любой закон и правило внедряется только по вертикали и успешно приживается только при исполнении его сверху вниз. Поэтому каждый владелец бизнеса в первую очередь обязан показывать и подтверждать все личным примером. И если он обладает всеми необходимыми навыками и успешен в их применении, то сможет обучить своих сотрудников тому же.

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.