Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Рынки «Про бизнес» 5 ноября 2015

У белорусских производителей водки проблем стало меньше, но одна большая осталась

Не исключено, что некоторые ликеро-водочные заводы станут банкротами. К такому выводу пришел наш экономический обозреватель Дмитрий Иванович, изучив данные Белстата и пообщавшись с представителями отрасли.

Фото с сайта euroradio.fmФото с сайта euroradio.fmФото с сайта euroradio.fm
Фото с сайта euroradio.fm

– Производство водки в этом году заметно снизилось.

Помесячная динамика производства водки и пищевого спирта в январе-сентябре 2014, 2015, тыс. дал

 

Реализация водки в крупных торговых организациях составила 4,2 млн дал (-13,8% к тому же периоду 2014).

Финансовая ситуация в отрасли крайне тяжелая. Все восемь предприятий ликеро-водочной промышленности, по которым были опубликованы отчеты о финансовых результатах за I полугодие 2015, показали убытки. Наибольший чистый убыток – у Гомельского ликеро-водочного завода «Радомир» (24 млрд рублей).

Основная причина хронических убытков в отрасли – акцизная политика. В цене бутылки водки налоги составляют 76%. Сближение ставок акцизов на алкоголь в Беларуси со ставками в России привело к росту цен в рознице и снижению объемов продаж.

Еще один фактор: в 2013 году произошли изменения в бухучете, все заводы перешли на уплату НДС и акцизов по факту отгрузки (а не оплаты) товара. В 2014 году это  решение было изменено. Но за время действия нормы заводы вынуждены были брать коммерческие кредиты для уплаты начисленных налогов в бюджет. Это быстро и резко ухудшило их финансовое состояние.

Положение в отрасли потребовало административных решений. По мнению опрошенных нами представителей водочной отрасли, после августовского совещания на высшем уровне ситуация улучшилась по нескольким направлениям:

1. Расчеты. До августа отдельные розничные сети допускали возникновение просроченной задолженности за поставленный алкоголь. После совещания вся просроченная задолженность была погашена, текущие расчеты за поставленный алкоголь на условиях 30-дневной отсрочки платежа происходят своевременно.

2. Улучшился доступ предприятий к торговым полкам. Сети стали охотнее вести переговоры о представлении региональных торговых марок в своих магазинах.

3. Были заморожены акцизы на IV квартал 2015. Это позволит замедлить дальнейшее падение продаж алкоголя.

4. Постепенно сокращаются складские запасы. Это стало возможным, в основном, благодаря спросу в июне со стороны торговых организаций (в ожидании увеличения акцизов и минимальной отпускной цены на водку с 1 июля 2015).

Динамика складских запасов водки и пищевого спирта в январе-сентябре 2015, тыс. дал

Также не наблюдается роста складских запасов алкоголя в торговой сети. Предприятия постепенно выходят на режим выпуска продукции, который соответствует спросу на рынке. 

Ключевой проблемой остается цена на алкоголь.  Растут поставки дешевой контрафактной продукции. На ситуацию с продажами алкоголя в Брестской и Гомельской областях дополнительное давление оказывает низкая цена на алкоголь в Украине, что приводит к неорганизованному ввозу украинской водки физлицами.

Тенденции:

  • Без снижения акцизов продажи алкоголя, считают участники рынка, продолжат падение. При этом уровень потребления алкоголя существенно не уменьшится (за счет контрафакта).
  • Возможны банкротства среди ликеро-водочных предприятий.
  • Не исключено увеличение присутствия на полках белорусских сетей российских производителей алкогольной продукции (имеют бóльшие финансовые и маркетинговые возможности).
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.