Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Рынки «Про бизнес» 6 января 2016

Эти HR-технологии неизбежно придут в Беларусь, когда кризис закончится

В сфере найма персонала произойдут серьезные изменения после того, как экономика восстановится. На наш рынок придут европейские тренды – считает Игорь Кочетов, директор HR-провайдера КИАТ.

Фото с сайта fotkidepo.ru
 
Фото с сайта rimamedia.ru

Фото с сайта rimamedia.ru

– Нынешние проблемы белорусских кадровых агентств, классических B2B-компаний, связаны с падением локального рынка и экономическим кризисом. Причем кризисом региональным.

Игорь Кочетов

Игорь Кочетов

Директор компании, HR-провайдера КИАТ

В соседней Европе никакого падения нет – там хоть и небольшой, но общий рост все-таки очевиден. За исключением Греции, хотя и ее экономика уже дает первые поводы для осторожного оптимизма. Поэтому в то время, как наши специалисты говорят о серьезном падении кадрового рынка, в Европе он развивается бурными темпами. Но по нашему прогнозу, и в Беларусь с улучшением ситуации, неизбежно должны прийти европейские, мировые тенденции.

О состоянии европейского HR-аутсорсинга мы можем судить по сотрудничеству с литовской HR-компанией Alliance for recruitment и итальянской GI-group (компания с офисами в 44 странах, КИАТ – ее официальный партнер в Беларуси). Регулярные саммиты, встречи, скайп-митинги в «GI-group» позволяют составить свое представление о состоянии этого рынка и сравнить с нашим.

Фото с сайта mediaudar.net

Фото с сайта mediaudar.net

Глобальная работа

Многие европейские HR-провайдеры работают глобально, имея десятки и сотни офисов во многих регионах и странах. Причем филиалы вполне достойно существуют и в небольших городах. Безусловно этому способствуют:

  • Политика Евросоюза с отсутствием виз и свободным перемещением рабочей силы.
  • Массовое присутствие мультинациональных компаний (потенциальных заказчиков) во многих странах и городах.

В Беларуси пока нет кадровых агентств с несколькими представительствами по стране. Областные города они не рассматривают – понимая, что просто не найдут там заказчиков.

Пакетные услуги

Компании всегда предлагают пакеты услуг. Чем крупнее компания – тем он шире.

В такие пакеты могут входить:

  • Рекрутинг
  • Аутстаффинг
  • Payroll service (аутсорсинг расчета заработной платы)
  • Temporary staff (предоставление временного персонала)
  • Независимая оценка персонала
  • Массовое передвижение рабочей силы, в основном по рабочим специальностям – international mobility
  • Рекрутинговый процесс в офисе заказчика – RPO (Recruitment Process Outsourcing)
  • Исследования денежных компенсаций – CORE (COmpensation REsearch).
Фото с сайта kestler-wolf.ru

Фото с сайта kestler-wolf.ru

Большинство кадровых агентств в Беларуси предлагает не более 3-4 из названных услуг. Остальные пока просто не востребованы.

Открытость информации

Работая по вакансиям, кадровые агентства, как правило, названия своих заказчиков и брендов свободно указывают в открытых источниках. 

В Беларуси такая практика используется крайне редко – многие боятся, что кандидаты сами напрямую обратятся к работодателю.

Специальный софт

Все европейские компании активно используют специальный софт – CRM и ERP-системы, различные приложения. Большинство отказались от «железных» серверов и работают с облачными технологиями.

Мы тоже пытаемся автоматизировать свои бизнес-процессы, но пока собственными эффективными системами в Беларуси вряд ли кто-то может похвастаться.

Фото с сайта ooinfo.ru

Фото с сайта ooinfo.ru

Работа с «blue collar»

Некоторые крупные международные компании активно работают с «blue collar» – синими воротничками, т.е. рабочими специальностями.

Большинство же белорусских кадровых компаний специализируются на «белых воротничках». Браться за подбор рабочего персонала у нас пока не принято из-за сложившихся традиций и локального законодательства – в нашей стране оно на стороне соискателя, а не работодателя. Об особенностях подбора низкоквалифицированных специалистов в нашей стране говорить не приходится. Если рабочий, подобранный кадровым агентством, не вышел на работу или вышел в «нерабочем» состоянии – вся ответственность ложится на работодателя и рекрутера.

HR – мужской бизнес

Еще одна из замеченных нами особенностей: в Европе в HR-компаниях работает много мужчин. Возможно, это связано с тем, что в Европе, в отличие от Беларуси, этот бизнес считается серьезным, высокотехнологичным и очень доходным.

Фото с сайта ilmservice.com

Фото с сайта ilmservice.com

Вот какие показатели работы у Alliance for Recruitment за 2015 год:

Оборот: €1 900 000

Было закрыто 610 вакансий

На аутстаффинге – 23 человека

Все эти данные – по кадровому агентству в «областном», по нашим меркам, городе Вильнюс.

Для сравнения: одно из крупнейших кадровых агентств Беларуси в докризисные 2013-2014 закрывало порядка 300-400 вакансий в год. Это считалось очень классным показателем.

Кроме классического рекрутинга, Alliance for Recruitment зарабатывает на аутстаффинге (вывод сотрудника за штат компании и оформление его в штат другого предприятия. При этом специалист продолжает выполнять часть работы на прежнем месте – прим. «Про бизнес.»), HR-аналитике и RPO (Recruitment Process Outsourcing) – технология, при которой рекрутер, работая в офисе у клиента, подбирает персонал, используя базу кандидатов, технологии и инструменты агентства.

Кроме того, в Европе разработаны специальные сервисы для инвесторов и стартапов.

Создание универсальных центров

Можно предположить, что приходит время глобального аутсорсинга – когда крупные компании выводят многие второстепенные бизнес-процессы за внешний контур, т.е. отдают их профильным и универсальным аутсорсинговым компаниям.

И, возможно, мы тоже в скором времени придем к созданию универсальных центров общего пользования – «shared services center». Суть их в том, чтобы предоставлять линейку сервисов по многим непрофильным, «бэк-офисным» бизнес-процессам. Они одновременно предлагают юридические, бухгалтерские, маркетинговые, HR-услуги, а также Call-сервисы.

Фото с сайта_yandex.ru

Фото с сайта_yandex.ru

Такие универсальные центры позволяют:

  • Сократить операционные затраты
  • Оптимизировать штат сотрудников
  • Унифицировать и стандартизировать бизнес-процессы
  • Исключить дублирующие функции
  • Повысить качество функций за счет специализации

Это заметно в прибалтийских странах – там сейчас период международных стартапов. На рынок активно приходят известные международные компании – отсюда и спрос на различный аутсорсинг, в том числе на кадровые услуги. Люди, почувствовав оживление экономики, меньше уезжают за границу в поисках работы. Многие возвращаются назад.

В Вильнюсе уже сейчас действует 40 подобных центров, в которых работает около 12 000 человек. Можно обратиться в аутсорсинговый колл-центр, например, чтобы его сотрудники обзвонили потенциальных клиентов, продвинули ваши услуги или продали товары. Или обратиться с заказом: обзвонить руководителей компаний, подготовить встречи с ними (для меня, например, это потенциальные клиенты). Знаю, что в Беларуси уже есть опыт создания подобного колл-центра.

Фото с сайта imageshack.us

Фото с сайта imageshack.us

Именно приход крупных международных игроков мог бы стать серьезным импульсом для развития белорусского HR-рынка.

Главным остается вопрос: когда эти тенденции на рынке рекрутинга придут в Беларусь?

По моим ощущениям, локальный кризис в нашей стране продлится еще как минимум год. Поэтому говорить о том, что все эти тенденции появятся у нас очень скоро, было бы слишком рано.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.