18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
3 | 1 |
О том, как шеринг становится бизнесом, нам рассказал Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и Украине. Также он поделился планами прихода в Беларусь.
– Экономика совместного потребления – глобальный тренд. Он захватил все развитые рынки и постепенно распространяется на остальной мир. Россия не в авангарде этого движения, но и далеко не аутсайдер, так же как, например, Украина или Беларусь. Наши страны активно перенимают опыт Северной Америки и Западной Европы.
И главными проводниками этой идеи являются крупные представители экономики совместного потребления. Например, в таких мегаполисах как Москва, Минск или Киев практически не осталось людей, которые ничего не слышали бы про сервисы Airbnb или BlaBlaCar. Уже сейчас создаются успешные аналоги западных компаний. Например, YouDo (российский сервис, помогающий найти личных помощников в быту и фрилансеров для бизнеса, – прим. «Про бизнес.») – прекрасная рабочая копия американской TaskRabbit. Ну и на бытовом уровне такое понятие как коворкинг, например, уже никого не удивляет.
На самом деле sharing economy – не новая идея. По сути каждый из нас давно вовлечен в процессы совместного потребления: мы скидываемся на что-то с друзьями, подвозим друг друга, одалживаем деньги и вещи, арендуем с друзьями загородный дом на Новый год и многое другое. Но до недавнего времени все это ограничивалось кругом близких и знакомых. А сегодня с помощью технологий такое совместное потребление просто расширяет свои границы от масштаба «семья/друзья» до мирового масштаба.
BlaBlaCar появился именно как следствие этого глобального тренда. И вырос он в первую очередь из желания более рационально использовать личные ресурсы. Я ездил на машине по городу, застревал в пробках, смотрел в окно на людей, мокнущих под дождем на остановках в ожидании транспорта – и однажды понял, что совершенно нерационально использую собственный автомобиль. Ведь кроме меня, в нем могли бы поместиться еще как минимум 3 человека.
Так в голову пришла идея создать сервис, помогающий в поиске попутчиков. Достойных площадок в Интернете не было – и это была благодатная почва. Я предложил другу-программисту сделать сервис, позволяющий «шарить» поездки: чтобы люди могли объединятся, скидываться на бензин и вместе добираться до нужного места. Ему понравилась идея. Затем к нам присоединился дизайнер-верстальщик. У каждого была основная работа, поэтому делали проект по ночам.
В 2010 году появилась первая бета-версия «Подорожников» – социального сервиса, объединяющего водителей и пассажиров, которым по пути. О нас стали писать в прессе – мы заинтересовали инвесторов. Благодаря первым инвестициям (от российского посевного инвестора Аркадия Морейниса – $100 тыс.) мы усовершенствовали сервис, сделали его более удобным.
Первой и главной задачей на первом этапе был рост пользователей. Т.к. рекламных бюджетов у нас не было, мы стали сотрудничать с различными фестивалями и мероприятиями (например, «Нашествие», «Казантип»). Множеству людей нужно было добраться в одну точку – сервис помогал в этом как нельзя лучше. Люди через BlaBlaCar искали попутчиков, скидывались только на бензин и ехали к месту фестиваля. У нас резко возросла критическая масса пользователей.
А потом нам стали поступать предложения от крупных компаний, которые просили нас разработать корпоративные «Подорожники». Эта бизнес-модель оказалась очень удачной. И это были первые наши доходы.
Но сервис нужно было развивать, масштабировать. Поэтому мы начали искать новые серьезные инвестиции. Тогда я обратился в фонд Accel Partners – он инвестировал во французский BlaBlaCar, который уже успел завоевать европейских потребителей. Представители фонда «свели» нас с представителями сервиса и в январе 2014 после долгих переговоров наш стартап присоединился к BlaBlaCar. В феврале мы полноценно заработали на территории России и Украины.
Пока в России и Украине проект исключительно социальный. Чтобы люди были готовы платить за поездки, нужно сначала сформировать сообщество, приучить его к сервису и завоевать его доверие.
Но мы, конечно, планируем зарабатывать. В странах Западной Европы люди платят за бронь места. Механизм прост:
С пассажира при этом взымается комиссия. Уже после поездки водитель получает свои деньги на карту. Такая система планируется и в нашем регионе.
BlaBlaCar и в Европе, и в России/Украине продвигается через одни и те же каналы. Разница в том, что на Западе используются еще и оффлайн каналы – мы пока их не задействуем. Мы же сконцентрировались на онлайн. Наши ключевые инструменты:
Но мы используем не только поисковое продвижение или контекст. С тем же Яндексом у нас есть и другие, партнерские, программы. Например, наш сервис интегрирован по API в поисковую выдачу Яндекс.Расписания. А при построении маршрутов длиннее 100 км на Яндекс.Картах водители видят предложение от BlaBlaCar сэкономить на поездке.
Многие сервисы с расписанием маршрутов и продажей билетов с удовольствием интегрируют нас в свою поисковую выдачу. Такое партнерство хорошо работает. И на сегодняшний день для нас это самый эффективный способ продвижения.
Ну и такой инструмент как «сарафанное радио» за последнее время набрал серьезные обороты.
BlaBlaCar планирует запуститься во всех странах, где развита транспортная инфраструктура. Проблема может заключаться только в:
Мы пока не изучали детально рынок Беларуси, но с учетом того, что наш сервис уже получил здесь такую популярность без маркетинговых активностей с нашей стороны, очевидно, что беларусы голосуют за BlaBlaCar. Думаю, в недалекой перспективе мы обязательно запустимся в вашей стране.
Хотя недавно местные стартаперы нас немного удивили. Осенью в Беларуси запустился проект Gocar. На наш взгляд, они просто скопировали сайт BlaBlaCar и даже сохранили наши фирменные иконки, демонстрирующие степень болтливости попутчиков – «blablabla».
Так выглядит сайт BlaBlaCar
А так выглядит сайт Gocar
Наши основные планы на ближайший год заключаются в том, чтобы:
Читайте также Uber рассказал, как будет продвигаться в Беларуси
18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
17 апреля
«Чего хотят женщины»: Белагропромбанк запустил пакет услуг для женщин в бизнесе
17 апреля
Выпадают волосы? В Турцию ехать не обязательно! Рассказываем о методиках медцентра «КОДЕРМ»
17 апреля
Пора на RACE! БНБ-Банк приглашает собственников и руководителей бизнеса на конференцию в Минске
16 апреля
Как выстраивать сильный бренд на белорусском рынке? Узнали у лауреатов премии «Бренд Года»
15 апреля
МТС в 2023 году: устойчивое развитие, инновации и новые вершины успеха
15 апреля
Элит Эстейт и Тинькофф заключили крупную сделку на рынке офисной недвижимости
12 апреля
Виртуальный офис по подписке: А1 предоставил доступ к услуге Яндекс 360 для бизнеса