Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Рынки «Про бизнес» 12 января 2017

Apple и Google должны будут стать на учет в нашу налоговую — при продаже в Беларуси электронных услуг напрямую

Фото с сайта ebook.tkat.ru
Фото с сайта ebook.tkat.ru

C января 2018 года в Беларуси вводится так называемый Google tax: иностранные компании, оказывающие электронные услуги покупателям — физлицам в Беларуси, должны будут платить 20% НДС.

О том, какие компании будут платить этот налог, какие услуги считаются электронными, как считается в этом случае НДС, как это повлияет на белорусские компании-посредники рассказала Ольга Холодцова, юрист VILGERTS Legal & Tax в Беларуси.

Изменения касаются только B2C-сделок, в которых конечными покупателями являются физлица. В отношении модели B2B правила исчисления НДС не изменяются.

В результате введения в стране Google tax будут облагаться НДС в размере 20%:

  • Продажа электронных книг на Amazon
  • Игр или приложений в Play Market
  • Музыки и фильмов в iTunes
  • Подписок на новостные порталы и стриминг-сервисы
  • Объявления в AdWords
  • Аккаунт Dropbox
  • Оказание электронных услуг через посреднические сервисы PayPal, FastSpring и т.п.

Под Google tax, как правило, подразумевают не только НДС, но и различные правила налогообложения, которые препятствуют уменьшению сумм уплачиваемых налогов «big tech» компаниями (Google, Apple, Microsoft, Facebook, и т.д.).

С 2015 года в Европейском союзе НДС взимается по ставке государства конечного пользователя (destination principle). Место расположения поставщика услуг при этом не имеет значения.

Более того, НДС платится с помощью специально созданной системы Mini One Stop Shop (MOSS), где плательщик самостоятельно распределяет НДС по ставкам государств пользователей.

НДС платится с помощью MOSS, где плательщик самостоятельно распределяет НДС по ставкам государств пользователей.
НДС платится с помощью MOSS, где плательщик самостоятельно распределяет НДС по ставкам государств пользователей.

Что такое электронные услуги

Электронные услуги — это услуги, оказанные иностранной компанией через Интернет с помощью информационных технологий.

К электронным услугам относятся:

  • Предоставление права на использование ПО, баз данных, включая дополнительный функционал и обновления (игры и приложения в App Store или Play Market, подписки на PlayStation Plus или Xbox Live, офлайн-словари)
  • Предоставление права на использование книг, изданий, публикаций (подписки Kindle Unlimited, Scribd)
  • Предоставление права на использование музыки, фильмов, изображений (подписки в Netflix, Apple Music, Hulu Plus, YouTube Music, Tidal)
  • Рекламные услуги (площадки Google AdWords, Google AdSense)
  • Поисковые услуги
  • Онлайн-перевод (Duden, Promt, Langenscheidt)
  • Онлайн-аукционы (продажа доменных имен через аукцион)
  • Поиск информации о потенциальных покупателях («Лидсканер», сервисы для поиска клиентов в соцсетях)
  • Посреднические услуги площадок (сервисы онлайн-выплат UltraCart, FastSpring)
  • Услуги по хранению и обработке информации с возможностью онлайн-доступа к ней (аккаунты в iCloud, Dropbox, SoundCloud)
  • Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга
  • Ведение статистики на сайтах (Google Analytics)

К электронным услугам не относятся:

  • Поставка товаров в реальном времени, даже если товары или услуги были заказаны через Интернет (онлайн-продажа билетов, бумажных книг)
  • Продажа программ, игр, баз данных на материальных носителях (CD, DVD)
  • Консультирование и оказание услуг по e-mail
  • Оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет

Как физические лица становятся покупателем электронных услуг

Покупатель приобретает электронные услуги, если соблюдается хотя бы одно из нижеуказанных условий:

  • Покупатель фактически находится в Беларуси
  • Банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты электронных услуг, находится в Беларуси
  • IP-адрес устройства, использованного покупателем при приобретении электронных услуг, зарегистрирован в Беларуси (или относится к ее адресному пространству)
  • Международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Беларуси

Какие компании должны платить Google tax

1. Иностранные компании, которые оказывают электронные услуги покупателям в Беларуси без посредников.

 иностранные компании, которые оказывают электронные услуги покупателям в Беларуси без посредников
Google tax должны платить иностранные компании, оказывающие электронные услуги покупателям в Беларуси без посредников.

2. Иностранные компании — посредники в расчетах между оказывающими электронные услуги иностранными компаниями и покупателями в Беларуси.

Google tax должны платить иностранные компании - посредники в расчетах между оказывающими электронные услуги иностранными компаниями и покупателями в Беларуси.
Google tax должны платить иностранные компании — посредники в расчетах между оказывающими электронные услуги иностранными компаниями и покупателями в Беларуси.

3. Если расчетах принимают участие несколько иностранных компаний, то НДС будет уплачивать иностранная компания, которая непосредственно участвует в расчетах с покупателем.

Google tax должны платить
Google tax должны платить иностранные компании, которые непосредственно участвует в расчетах с покупателем.

Если иностранная компания попадает под вышеперечисленные критерии по уплате Google tax, она должна стать на учет в инспекцию Министерства по налогам и сборам по Минску.

Например, если Netflix или Google напрямую осуществляют расчеты с покупателями в Беларуси, то да — они должны стать на учет в налоговую инспекцию.

При постановке на учет выдается номер учетной записи и пароль для входа в личный кабинет плательщика (ЛКП). Декларация по НДС должна подаваться с помощью ЛКП ежеквартально.

Сумма НДС рассчитывается по следующей формуле: налоговая база (стоимость услуг с учетом НДС) умножается на налоговую ставку 20% и делится на 120:

Это общая формула расчета НДС, которая должна быть применена любым плательщиком Google tax.

На что обратить внимание компаниям, работающим в Беларуси

Иностранная компания не уплачивает НДС, если посредником в расчетах между ней и покупателем выступают белорусская организация или ИП или постоянное представительство иностранной организации. В этом случае именно они осуществляют функцию налогового агента и уплачивают НДС.

НДС уплачивает посредник, который напрямую получает оплату за электронные услуги от покупателя из Беларуси. Двойной НДС в этом случае не возникает.

Влияние Google tax на конечную цену для покупателя зависит от ценовой политики конкретной компании. Однако зачастую налоговые издержки компаний оплачивают покупатели.

Выводы. Переход к «destination principle» при взимании НДС является мировой тенденцией, поэтому введение соответствующих изменений в Беларуси было ожидаемо. Аналогичные правила уже действуют в Австралии, Индии, Японии, Южной Корее, России. Соответственно, практика уплаты НДС за электронные услуги для иностранных компаний не будет новой и существенного влияния на рынок не окажет.

Вместе с тем обязанность по уплате НДС влечет дополнительную нагрузку как для компаний, так и для пользователей в виде возможного повышения цен.

В соответствии с существующими формулировками, определение места нахождения покупателя может быть затруднено. Например, если оплата приложения фактически осуществляется в Беларуси, но используется банковская карточка другого государства с аналогичными правилами.

Поскольку изменения вступают в силу с 2018 года, вероятно, что до вступления в силу они будут корректироваться с оглядкой на практику применения аналогичных требований в России.

Ольга Холодцова, юрист VILGERTS Legal & Tax в Беларуси

Ольга Холодцова

Юрист VILGERTS Legal & Tax в Беларуси

Помогает команде Минского офиса в выполнении ежедневных юридических задач в сфере энергетики, недвижимости, телекоммуникаций и технологий, пищевой и табачной отрасли, оказания профессиональных услуг.

Практики: корпоративное право, недвижимость и строительство, регулирование, трудовое право.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.