Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2809 +0,0055
  • 3,49 EUR 3,4927 +0,0108
  • 3,48 100 RUB 3,4771 -0,0075
  • 10 CNY 4,523 +0,0222
Рынки «Про бизнес» 11 июля 2017

О приходе SPAR в Беларусь узнали из объявлений о найме, но потом они исчезли. 4 факта о ритейлере

Фото с сайта ptzgovorit.ru
Фото с сайта ptzgovorit.ru

В Беларусь приходит крупный международный ритейлер SPAR — такие заголовки появились на днях в медиа. Выводы были сделаны после того, как на одном из сайтов по поиску работы появились вакансии этой компании. Развивать сеть в Беларуси будет компания «Юнифуд» (супермаркеты «Алми»).

Мы разобрались в подробностях и собрали несколько интересных фактов о SPAR.

SPAR — нидерландская сеть магазинов-супермаркетов со штаб-квартирой в Амстердаме. Представляет собой закупочный кооператив: розничные торговцы группируются под единым брендом с целью получения наиболее выгодных условий от поставщиков.

SPAR International объединяет под своей вывеской более 12 000 магазинов в 44 странах мира (в основном страны Европы, а также ЮАР, Австралия, Аргентина).

Источником информации о начале работы сети в Беларусь стали вакансии, размещенные на сайте rdw.by. Некоторые СМИ успели сделать скриншот:

Скриншот с сайта citydog.by
Скриншот с сайта citydog.by

Однако сегодня этой информации уже не было. Как нам удалось выяснить, компания «Юнифуд» сняла все вакансии с указанием SPAR в качестве работодателя. Было принято решение зарегистрировать сначала новое юридическое лицо — и уже потом набирать штат для новой сети и размещать вакансии.

Одна из форм развития бизнеса SPAR — продажа франшизы. В Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» нам сообщили, что они в сделке не участвовали. 

4 факта о SPAR

1. Результаты.

В течение 2016 SPAR была запущена в пяти новых странах и расширена через новых региональных партнеров в Китае и России. За прошлый год открылось 369 новых магазинов и 224,956 м2 чистой торговой зоны. Мировой оборот компании в 2016 составил € 33,1 млрд. В 2016 году SPAR выросла на 4,5%.

Скриншот с сайта spar-international.com
Скриншот с сайта spar-international.com

2. Соседние рынки.

В России в 2013 компания поставила перед собой цель войти в пятерку лидеров по выручке среди российских розничных сетей к 2020 году (тогда она была во второй двадцатке). За 2014 российскому SPAR удалось войти в топ-10 и стать самым быстрорастущим регионом по всему миру. Но в 2015 из-за кризиса темпы роста замедлились в 1,5 раза. К концу 2016 года под брендом SPAR в России работало 430 магазинов.

В Украине у компании было 3 попытки выхода на рынок. Первая случилась еще в 2002 году — к 2004 сеть насчитывала 12 магазинов. В 2005 году собственник киевских торговых точек продал их российской компании X5 Retail Group, которая выводила в столицу Украины сеть «Перекресток». Развитие SPAR на этом остановилось.

Вторая попытка расширить сеть в Украине была предпринята в 2006. До 2008 года удалось открыть 35 магазинов по всей стране. Но с кризисом 2008 возникли финансовые проблемы, право развивать сеть стало переходить от одной компании к другой — в результате в стране осталось только 4 магазина Spar. В начале 2017 появилась информация, что нидерландский ритейлер в третий раз попробует закрепиться в Украине. Цель — открыть 50 магазинов за 3 года.

Фото с сайта rau.ua
Фото с сайта rau.ua

3. Форматы магазинов.

Существуют четыре основных формата магазинов SPAR.

1. SPAR Express — экспресс-покупки. Это магазины быстрого обслуживания с расширенным ассортиментом продуктов для употребления на месте и на вынос, торговая площадь — 100−200 м2. Главное отличие — круглосуточный режим работы.

2. SPAR — супермаркеты, располагающиеся в основном в жилых микрорайонах, торговая площадь — 200−1000 м2. Самый распространенный формат.

3. EUROSPAR — большой супермаркет для покупок на всю неделю, торговая площадь — 1000−3000 м2. Помимо продовольственных товаров, в отличие от первых двух форматов, предлагает и непродовольственные.

4. INTERSPAR — гипермаркет, где можно купить все необходимое, торговая площадь — более 3000 м2.

Скриншот с сайта spar-international.com
Скриншот с сайта spar-international.com

Судя по появившейся фото магазина, в котором разместится первый объект сети, это будет именно самый популярный формат — SPAR.

Фото с сайта marketing.by
Фото с сайта marketing.by

4. Условия партнерства

Необходимые инвестиции для того, чтобы стать партнером SPAR, например, в России — от 50 000 000 российских рублей (около $ 830 тыс.).

На получение прямой (эксклюзивной) лицензии SPAR может претендовать успешная региональная розничная и/или дистрибуционно-логистическая компания, основной бизнес которой расположен на территориях, на которые на данный момент лицензия не выдана. SPAR International по лицензионному соглашению передает право на использование товарного знака SPAR на согласованной территории эксклюзивно. При этом допускается сублицензия. 

Судя по информации на сайте SPAR, в Беларуси сеть будет развиваться по прямой лицензии. 

Получить сублицензию SPAR на территории, на которую уже выдана прямая лицензия SPAR, может региональная розничная компания (от одного магазина), отвечающая следующим основным условиям:

  • Формат магазинов может быть приведен к одному из форматов SPAR
  • Имеет стабильное финансовое положение

Тем, кто, приобретая лицензию, вступает в международную группу SPAR, компания предоставляет:

  • Стандарты ведения бизнеса
  • Концепцию и руководство по дизайну
  • Меморандумы на закупку ведущих брендов на условиях национальной сети
  • Регулярную информацию о закупочных ценах на товары
  • Информацию о последних разработках SPAR в области развития маркетинга и менеджмента.
  • Проведение совместных акций по национальным брендам
  • Бесплатную стажировку персонала на торговых объектах
  • Единая национальная дисконтная система.
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.