Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Рынки «Про бизнес» 21 мая 2015

Чему и как обучается наш бизнес сегодня

Какие направления краткосрочного бизнес-обучения востребованы сегодня и на что обратить внимание при выборе программ и тренеров. Рассказывает управляющий партнер тренингового портала «Аспект» Елена Бекиш.

Фото с сайта gogreencollar.com
Фото с сайта gogreencollar.com

– Сегодня некоторые компании отказываются от краткосрочного обучения.

Масштаб этого явления оценить сложно, т.к. рынок у нас закрыт. Однако именно такую информацию мы получаем от наших клиентов и в разговоре с тренерами. При этом в отличие от предыдущих кризисов, когда образовательные бюджеты часто «резались» полностью, сейчас сокращение сопровождается перераспределением. Бизнес предпочитает вкладываться в обучение по наиболее приоритетным для себя задачам и тематикам.

Елена Бекиш

Управляющий партнер тренингового портала «Аспект»

В целом мы наблюдаем падение цен на обучающие программы на 20%.

По опыту нашей работы по сравнению с прошлым годом изменился спрос на тематики:

  • Лидируют программы, связанные с продажами и переговорами. Они всегда были одними из популярных. Сейчас их востребованность выросла еще больше. Очевидно, отделы продаж – «передовая линия» бизнеса, им и уделяют особое внимание в кризис.
  • Популярны программы блока «Личная эффективность». Ведь кризис – это вызов каждому, а особенно руководителям, лидерам.
  • Растет блок «Школа тренеров». Любопытно, что тренерским технологиям часто учатся руководители компаний. В кризис важно уже самим заниматься наставничеством, передавать знания.

Соотношение просмотров страниц по тематикам обучения на тренинговом портале «Аспект» в I квартале 2014 и 2015

Источник: ta-aspect.by
Источник: ta-aspect.by

Какие форматы обучения выбирает бизнес сейчас

1. Тренинги. Краткосрочное тематическое обучение, которое позволяет «прокачать» рабочие навыки и получить новые инструменты. Популярность его остается высокой.

2. Мастер-классы. Мы наблюдаем мощный тренд роста их популярности. Связано это, прежде всего, с экономической ситуацией: они доступны по цене, а часто – бесплатны. Мастер-классы инструментальны: участники могут получить полезные для них рабочие инструменты и сразу же поработать с ними.

3. Конференции. Этот формат получает новую жизнь. Если раньше они воспринимались как «слушание приглашенных спикеров», то сейчас – это инсайты, рождение новых идей, получение новых методик и технологий, обмен опытом, установление новых деловых связей. И как следствие – запуск новых проектов, взаимовыгодное партнерство.

Сравнение популярности форматов обучения в 2014 и 2015

Источник: ta-aspect.by
Источник: ta-aspect.by

4. «Проседает» семинарский формат. Сугубо теоретические выкладки все менее востребованы. В кризисной ситуации бизнес интересует, прежде все, практическая реализация тех или иных инструментов, отработка навыков для скорейшего их внедрения в производственный процесс.

Как подобрать программу обучения

Первое, чему нужно учиться в кризис – антикризисное управление. Это направление должно быть представлено практически во всех тематиках обучения. Получаемые знания и навыки должны помогать компаниям справиться со ступором, который приходит вслед за проблемами в экономике.

Далее программы обучения могут подбираться исходя из стратегии развития компании: маркетинг, управление персоналом и т.д.

Есть несколько рекомендаций, позволяющих повысить эффективность обучения:

1. Нужно четко знать, для чего ты идешь учиться. Какую цель преследуешь и каких результатов ждешь.

2. Нужно активно участвовать в обучении и хотеть учиться. Как говорил бизнес-тренер Радислав Гандапас о пассивности участников тренингов: «Отсутствие желания – оружие, против которого бессильны технологии тренеров всего мира».

3. Не нужно допускать переизбытка знаний. Иногда руководители хотят научиться всему и это вносит хаос в их работу. Сейчас есть специализированные программы для руководителей, например, по финансам, логистике и пр., дающие базовые знания, достаточные для управленца.

Все же основная функция руководителя – управлять. А сверхзадача – вдохновлять команду, быть лидером и вести за собой.

4. Обучение должно быть комплексным. Существует много междисциплинарных связей, влияющих на бизнес, а при изучении отдельных дисциплин их можно не понять и не увидеть. Компании, ориентированные на системный подход, остаются более защищенными от внешних воздействий.

Как правильно выбрать тренера

На рынке сейчас большое число специалистов. В профессию они приходят двумя путями:

  • Через практику. Такие тренеры имеют большой опыт в сфере, которой обучают, но при этом сами плохо владеют методиками передачи знаний.
  • Через теорию. Виртуозно владеют методиками обучения и управления групповой динамикой, но имеют небольшой практический опыт в сфере, которой обучают.

Поэтому следуйте простым рекомендациям для верного выбора тренера:

1. Изучите профессиональный опыт специалиста: и тренерский, и по обучаемой теме. Уточните, с какими компаниями он работал, было ли это сотрудничество долгосрочным или разовым.

Фото с сайта smiljanmori.si
Фото с сайта smiljanmori.si

2. Познакомьтесь с рекомендациями и отзывами на его программы.

3. Смотрите, чтобы у бизнес-тренера была специализация в определенных направлениях. Если он «швец и жнец», считает себя профессионалом и в финансах, и в маркетинге, и в управлении, и в коммуникации, и в логистике, то вы рискуете получить знания «по верхам».

4. Консультируйтесь со специалистами по подбору программ обучения.

5. Проверяйте, насколько ценности бизнес-тренера созвучны вашим. Смотрите его видео на YouTube, читайте записи в социальных сетях. И самое надежное – встретьтесь с ним, чтобы посмотреть, насколько вы сходитесь на уровне ценностей.

На встрече следует разобраться, насколько этот специалист гибок и может корректировать свою программу под потребности клиента. Это тоже показатель профессионализма, весьма значимый для корпоративных программ.

Сейчас уже практически сформировалась хорошая традиция: и бизнес-школы, и тренеры-фрилансеры проводят бесплатные или почти бесплатные мастер-классы. Это лучшая возможность увидеть специалиста в деле.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.