Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2515 -0,0101
  • 3,46 EUR 3,4633 -0,013
  • 3,48 100 RUB 3,4844 +0,0032
  • 10 CNY 4,4747 -0,0127
Рынки «Про бизнес» 4 июня 2015

Досадные ошибки при запуске проекта и поиске финансирования, которых лучше не допускать

На рынке остаются предприниматели, которые думают над запуском новых бизнес-проектов, ищут инвесторов. Исполнительный директор инвестиционно-исследовательской компании AVI Investment Company Николай Ляховский рассказал о распространенных и досадных промахах при планировании проектов, а также дал рекомендации по работе с инвесторами.

Фото с сайта lookfor.org
Фото с сайта lookfor.org

– Больших инвестиционных проектов с участием европейского капитала и в прошлом году, и в этом очень мало. Сегодня они запускаются с участием российских инвесторов, иногда азиатских. 

Более 90% проектов ориентированы на экспорт продукции, причем не только в РФ.

Поделюсь наблюдениями, какие ошибки допускают предприниматели, и не только начинающие, на этапе проработки идеи и подготовке к запуску проекта.

Николай Ляховский

Исполнительный директор международной инвестиционно-исследовательской компании

AVI Investment Company

Что часто не учитывается при работе с источниками финансирования

Большинство бизнесов в сфере производства, торговли и недвижимости запускается с кредитным плечом. Структура финансирования выглядит следующим образом: 10%-20% вносит инициатор проекта, остальные 80% – это банковские средства. При этом вклад инициатора проекта может выражаться как в деньгах, так и в другом имуществе, а также в уже оплаченных услугах, например, проектировщиков.

Фото с сайта skyscrapercity.com
Фото с сайта skyscrapercity.com

Большинство бизнесменов, даже имея возможность самостоятельно проинвестировать создание производств, прибегают к долговому финансированию. Это объясняется просто – сроки окупаемости объектов, как правило, очень длинные, поэтому нет смысла замораживать большую сумму средств. Лучше их использовать в других направлениях. Безусловно, это в первую очередь касается бизнесов, которые в состоянии привлечь валютные кредиты белорусских или иностранных банков. То есть имеющие либо экспортный потенциал, либо выручку, привязанную к валюте (например, в сфере коммерческой недвижимости).

Планировать крупное производство с кредитной ставкой в 40%-50% годовых в белорусских рублях похоже на суицид.

К нам часто обращаются инициаторы проектов, которые хотят профинансировать бизнес за счет прямых инвестиций. Здесь следует понимать: инвестору важна не бизнес-идея. Его интересует доходность на вложенные средства.

При этом доходность не определяется лишь возможностью получать дивиденды. Инвестора часто может интересовать стоимость его доли в бизнесе, которую можно продать после выхода предприятия на эксплуатационную фазу. 

Сегодня очень важно, безусловно, рассчитывать валютные риски. Выручка может быть в долларах или белорусских рублях, а кредит – в евро. Валютный курс может меняться как по паре EUR/USD, так и по паре USD/BYR. Так, если выручка в долларах, а кредит в евро – при росте курса евро относительно доллара, обслуживание кредита становится гораздо сложнее. Что уж говорить о нестабильном белорусском рубле.

Поэтому всегда актуальная простая рекомендация: использовать кредитные ресурсы в той валюте, в которой выручка.

Если это невозможно (выручка в белорусских рублях), рекомендуем провести стресс-тест финансовой модели на возможность устойчивости бизнеса – при росте курса не менее чем наполовину. Например, смоделировать, что произойдет с проектом и всеми его показателями, если кредит на развитие взят в евро, выручка поступает – в рублях, и курс валюты кредита подскакивает на 50%.

При составлении бизнес-плана многие также почему-то не учитывают, что крупный бизнес запускается в течение длительного периода. Он может длиться как несколько месяцев, так и лет. И при этом не каждый банк, особенно сегодня, дает отсрочку погашения основного долга и процентов – не ждет  момента, когда объекты будут введены в эксплуатацию. При финансовом планировании не надо забывать об оборотных средствах, предназначенных на обслуживание кредита.

Что понимается под «пессимистичной» моделью

На этапе разработки бизнес-плана важно провести все расчеты, связанные с реализацией проекта. Желательно иметь 2 финансовые модели – одну оптимистичную, вторую более пессимистичную – если объем продаж и, соответственно, выручки не оправдает ожидания. Важно также понимать стоимость обслуживания кредитов и риски, с этим связанные.

Фото с сайта kacher.by
Фото с сайта kacher.by

Пессимистичная модель – та, которая позволяет работать безубыточно. То есть необходимо определить, какой объем продаж нужен для работы «в ноль». В условиях кризиса любой бизнесмен обязан держать эту цифру в голове.

На практике, конечно, прогнозы в любом случае корректируются. Многое зависит и от сферы бизнеса. В реальном секторе – производстве, торговле – попадание в план (если он, конечно, составлен грамотно), как правило, довольно высокое. В ИТ, особенно на ранней стадии, планирование практически бесполезно. Оно служит скорее ориентиром. Ремарка – это верно, когда речь идет о продуктовых моделях в ИТ. А не аутсорсинге, который по сути является разновидностью услуг.

Почему смета трещит по швам

Очень часто инвестиционных средств хватает только на оборудование и строительство здания. На запуск производства банально не хватает оборотных средств либо ощущается их острый недостаток. В результате бизнес работает не на полную мощность.

Фото с сайта investtalk.ru
Фото с сайта investtalk.ru

Основной ошибкой, допускаемой при формировании статей затрат, является не выделение графы «непредвиденные расходы». Особенно это касается инвестпроектов, в которых имеется довольно весомая часть издержек на строительство. Часто при оценке берется заниженная стоимость подведения коммуникаций: воды, газа, отопления и т.д.

По нашему опыту, 95% всех проектов никогда не попадают в изначально планируемую сметную стоимость строительства.Без преувеличения – сегодня 2-3 раза в месяца к нам обращаются клиенты на стадии, когда производство практически запущено или запущено частично. Но, например, инвестор столкнулся с проблемами в основном бизнесе. Поэтому финансировать новое начинание возможности нет.

Такие вопросы предпочтительнее оговаривать заранее и по возможности «блокировать» инвестиционные средства – так, чтобы партнеры или инвесторы не могли не выполнить собственных обещаний и дать задний ход.

На практике проще привлечь финансирование в абсолютно новый проект, нежели застрявший на промежуточном этапе. Как правило, таких проектов чураются как инвесторы, так и банкиры.И подобные ситуации образуются как раз по вине предпринимателей и их ошибок.

Чем грешит мелкий бизнес

Все хотят сразу организовать 50-миллионный завод. Забывая, что любой крупный бизнес всегда начинается с чего-то небольшого – цеха на 20 квадратных метров, например. Поэтому многие инициаторы «ходят» по рынку годами и не могут привлечь финансирование.

В основном, это люди, не имеющие серьезного бизнес-опыта. Не понимающие, что идея сегодня, как правило, ничего не стоит.

Фото с сайта novosti.rs
Фото с сайта novosti.rs

Они хотят, например, чтобы инвестор полностью финансировал проект. А предприниматель со своей стороны – лишь идею. Причем доли в таком бизнесе должны быть распределены 50 на 50. Это самообман чистейшей воды – в бизнесе так не бывает.

По своей глупости такой подход соперничает разве что с запросами найти инвестора, который бы дал в долг предпринимателю для покупки какого-либо действующего завода. Ответить на вопрос, что может служить обеспечением для инвестора, и почему инвестор не сможет купить предлагаемый завод сам, предприниматель не может.

Привлечь крупное финансирование в проект, не вкладывая при этом в него ни капли собственных средств, – скорее фантазии нежели здравый расчет.

Поэтому тут рекомендации 2 и очень банальные: нужно стартовать либо с другого бизнеса, с меньшими вложениями, и заработать первоначальный капитал. Либо попытаться запустить бизнес-план с другим оборудованием и с существенно меньшими затратами.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.