Войти
Мастер-класс
«Про бизнес.» 31 октября 2016

Поменяли светильники в магазине — продажи выросли на 30%. Как освещение влияет на эффективность

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

От правильного освещения в магазине, ресторане, отеле зачастую во многом зависят финансовые показатели компании. Как освещение влияет на продажи и что нужно учитывать при световом оформлении торговых объектов — рассказывает Михаил Гусманов, основатель и генеральный директор компании NLT (New Light Technology), Москва.

— В современном визуальном мерчендайзинге правильный свет — это 60% успеха, то есть больше половины!

Но многие до сих пор думают, что затраты на свет, например, в магазине — это серьезная статья, именно за счет которой можно резать «косты». А результатом такой экономии на свете в помещении становится темный магазин, который в итоге работает плохо.

Нужно учитывать: с приходом кризиса конкуренция на рынке усилилась, а покупательская способность снизилась. Покупатель стал капризным — он не купит вещи, которые «не видит» и не зайдет в магазин, где темно и душно. Человек не готов тратить деньги, если ему оказывают сервис 90-х годов. И отсутствие профессионального света играет здесь не последнюю роль.

Я часто бываю в командировках по России и странам СНГ — к сожалению, только в топовых ТРЦ Москвы и Санкт-Петербурга, по моим наблюдениям, арендаторы используют качественный свет.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Что такое «правильный» свет

Основа правильного света — не только подсветка витрин, высокая освещенность товара, но и подобранная цветовая температура, зонирование, равномерность засветки и т.д. Все то, что создает общую атмосферу в магазине. Покупатель на интуитивном уровне выбирает место для покупок, исходя из ощущений. Темное, холодное помещение не привлечет к себе большое количество клиентов. Очень многое зависит также от сегмента ваших покупателей и от того, что вы продаете. К каждому товару — свой свет, к каждому клиенту — индивидуальный подход.

Даже спроектировав и купив хорошие светильники, можно получить темный магазин. Как правило, это происходит потому что не соблюдается схема расстановки светильников и удаление источников света от торгового пространства (полок, стеллажей, манекенов).

Когда строители вешают шинопровод или потолок на полметра-метр выше, уровень освещенности может измениться на 15−20% от рассчитанного.

Специальное программное обеспечение — Revolux или Dialux — позволяет в 3D-формате воспроизвести в деталях интерьер магазина и оптимально расставить светильники, не забыв ни одной зоны.

Нет лишних светильников — нет лишних затрат, но важно внимательно расставить и направить светильники в готовом магазине, так как любое отклонение от запроектированной зоны ухудшает качество освещенности.

Почему освещение — это важно

Одно только освещение способно существенно изменить восприятие магазина и/или товара.

Например, недавно у нас был кейс с детским магазином. В торговом центре произошла реконструкция парфюмерного магазина, который находился рядом. Владельцы ТЦ решили, что такой шикарный магазин теперь не может соседствовать с «магазином из 90-х» и попросили владельцев детского магазина также провести реконструкцию, чтобы соответствовать соседу.

Мы исследовали существующее освещение и разработали новую систему — на основе трековых светильников с теплым оттенком (температура цвета — 3000К). И детские цветные товары стали выглядеть ярко, магазин приобрел совсем другой вид. Результат хорошо виден на фото.

До:

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

После:

Фото предоставлены автором
Фото предоставлены автором

Еще один интересный кейс получился с магазином «Терволина» (сеть магазинов обуви и аксессуаров).

Торговая точка расположена на первом этаже торгового центра. Общая площадь магазина 300 м2. Он условно поделен на мужскую и женскую зону. Общая освещенность в магазине в отдельных участках составляла 100−150 лк (люкс — единица измерения освещенности — Прим. «Про бизнес.»), при минимальном нормативе 800 лк. Исходя из поставленного заказчиком бюджета, мы подобрали светодиодные светильники. Уже в момент замены светильников в мужской зоне мы заметили, что покупателей стало больше, чем в остальном магазине. За час работы по реконструкции света было куплено сразу 4 пары мужских ботинок. Магазин работает с этого момента уже третий год и показывает стабильный результат — продажи выросли на 30%.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

В освещении важно учитывать все:

  • Освещение торгового зала, зонирование
  • Подсветка полок и товара
  • Свет в витринах
  • Освещение кассовой зоны
  • Свет на складе

У каждого участка свои особенности и требования. Выделить что-то одно невозможно, потому что только комплексный подход к освещению в магазине может создать нужную атмосферу для покупателя. И каждый магазин требует индивидуального подхода.

Часто в отделах декоративной косметики, например, используют светильники с низким CRI (коэффициент цветопередачи). Бедные девушки бегают на улицу, чтобы понять, какой же на самом деле они покупают оттенок помады или теней. В целом, по нашим наблюдениям, в России 90% магазинов косметики имеют такие проблемы со светом.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Мы наблюдаем и проблему с освещением в офисах. К сожалению, практически все производители офисного света заточены на высокую эффективность светильников и их низкую стоимость. В результате мы получаем светильники холодного несбалансированного спектра, с низким CRI — обычно 65−75. Офисные сотрудники, которые работают при таком свете, очень быстро утомляются и теряют работоспособность. Работодатель экономит на электроэнергии, на стоимости самих светильников, а по факту теряет в эффективности своего бизнеса. И думаю, это значительно бóльшие деньги, чем он экономит и планирует экономить на электроэнергии.

Ошибки в освещении торговых объектов

Основные ошибки размещения трекового света (подсветка для выделения объекта, товара):

1. На большой высоте ставят светильники с широким углом освещения.

2. На шинопровод (конструкция, которая легко поддается конфигурации или модификации для подачи электроэнергии) ставят много светильников небольшой мощности, пытаясь добиться высокой освещенности.

3. Шинопровод монтируют далеко от края полки (должно быть не далее 1,2 метра), светильники не обеспечивают высокой освещенности с большого расстояния до товара.

4. Используют светильники с низкой эффективностью, но увеличенным током, что позволяет разгонять светильники до высокого светового потока, но они быстро выходят из строя, деградирует световой поток (снижение до 70% от первоначального) и цветовая температура (смещение в фиолетовый, синий и зеленый оттенки).

5. Используются весьма громоздкие корпуса от старых МГЛ светильников (металлогалогенные лампы), которые не оптимизированы под эффективный отвод тепла от кристалла.

6. Потолок белый, но используют черный шинопровод и светильники или наоборот — потолок черный — светлый корпус у светильников и шинопровода. Иногда, конечно, это может быть дизайнерской задумкой. В других случаях это плохо.

7. Неправильное размещение шинопровода в витринах (неправильное освещение манекенов), около зеркал (ослепление покупателя), в примерочных зонах (недостаточная освещенность), во входных группах (не соблюдается зонирование).

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Общий заливающий свет:

1. Неправильно подобранная цветовая температура.

2. Неправильно подобранная мощность и световой поток при использовании высоких (нестандартных потолков) — в результате, недостаточная освещенность.

3. Неправильное использование светорассеивающих материалов (потери светового потока могут достигать 50%).

4. Неправильные углы освещения (слишком узкие дают пятна, слишком широкие — недостаточную освещенность или неравномерность засветки).

5. Неправильное расположение светильников в торговом зале.

Вот примеры неправильного расположения светильников в торговом зале:

Темные полки, холодный свет в книжном магазине

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Офисные светильники на высоком потолке холодного цвета в детском магазине

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Очень часто при освещении полок используются светодиоды с низким индексом цветопередачи (CRI 60−65). На практике 80% ленты, которую можно купить на российском и белорусском рынках имеет такие показатели. Товар на полке имеет один цвет, но когда его берут в руки и товар освещается общим или акцентным светом с хорошим показателем — мы получаем другой оттенок.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
  • Мощная лента используется без алюминиевого канала, который эффективно отводит тепло, в результате лента быстро деградирует и выходит из строя
  • Используется некачественная лента, которая деградирует и уходит в фиолетовый или синий цветовой диапазон — получаем «синие магазины»
  • Светодиодная лента недорогая и имеет низкий световой поток, не достаточный для освещения товара на полках

Пример: светодиодная лента «ушла» в фиолетовый диапазон

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Советы: что учесть при освещении товара

Стиль осветительного прибора определяется его качеством, внешним видом и технологией исполнения.

1. Современный осветительный прибор использует светодиодный источник света, для обеспечения долговечности и эффективности важно правильно отводить тепловую энергию (радиатор) и обеспечивать качественное питание (источник тока).

2. Важно иметь оптимальный отражатель, обеспечивающий минимальные потери светового потока на внутреннем отражении.

3. В месте крепления светодиода и радиатора необходимо обеспечивать максимальную теплопроводность, что достигается специальной термопастой. Некачественная паста высыхает через несколько месяцев и светильник выходит из строя. Современные термопасты должны обеспечивать эффективную теплопроводность до 5 лет.

4. Стильные световые приборы разных типов, используемые в одном помещении, должны иметь стабильную цветовую температуру в одном из выбранных значений.

Например, если теплая гамма — 3000К, все приборы должны иметь отклонения не более ±100К!

5. Цвет корпуса трекового светильника должен совпадать с цветом шинопровода. Большинство дизайнеров требуют, чтобы светильник был весь одного цвета, а производители красят радиатор черным цветом, а корпус — белым. Такую композицию дизайнер никогда не утвердит.

6. Элементы крепления в потолок, на шинопровод или стену должны обеспечивать многократный монтаж и демонтаж, исключать неправильное подключение и соблюдение правил ПУЭ (правила устройства электроустановок).

7. Лакокрасочное покрытие должно обеспечивать эффективный отвод тепла.

Михаил Гусманов

Михаил Гусманов

Основатель и генеральный директор компании NLT (New Light Technology), Россия.

Эксперт в области светодиодного освещения сферы retail. На сегодняшний день компания NLT обслуживает более 2000 клиентов в России и странах СНГ, постоянно принимает участие в разработках новых решений в области средств отображения информации и освещения.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент