Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Мастер-класс «Про бизнес» 28 марта 2017

Как не дать «троллю» испортить ваше выступление — проверено на практике

Фото с сайта treda.ru
Фото с сайта treda.ru

Вечные скептики, непризнанные эксперты, выкрикивающие из зала — а попросту «тролли» — могут сорвать выступление не только неопытного, но и «бывалого» спикера. Константин Владимиров-Журавский, автор конференции по презентации PrezaToday, научился с этим справляться. В материале он делится опытом, как не дать «троллю» испортить выступление.

— Я часто выступаю — практически каждую неделю меня просят дать мастер-класс, прочитать лекцию, провести игровой тренинг либо практикум по презентациям. И постоянно в аудитории находятся смельчаки, которые пытаются сорвать мои выступления.


Константин Владимиров-Журавский
Константин Владимиров-Журавский
Автор конференции по презентации PrezaToday, разработчик бизнес-игр и игровых тренингов

К их сожалению, я знаю массу способов сохранить самообладание и продолжить выступление, не потеряв достоинства и интереса слушателей. А вот у многих других выступающих такого опыта еще нет. Могу поделиться несколькими простыми способами взаимодействия с аудиторией, которые помогают мне избежать неудач на публике.

Чем полезно понимание групповой динамики

Если вкратце, то групповая динамика означает, что в любой группе всегда возникают одни и те же явления. Сначала в общем количестве людей из-за потребности в сопричастности образуются подгруппы по интересам. В результате внутригрупповых конфликтов в них появляются и уходят в тень лидеры, идет изменение ролей. С развитием отношений в группе происходит выработка и принятие групповых решений. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных ее участников. Отсюда, в частности, и появляются выкрики из зала.

Кадр из фильма "Убей своих друзей". Фото с сайта startfilm.ru
Кадр из фильма «Убей своих друзей». Фото с сайта startfilm.ru

Если рассматривать выступления с точки зрения групповой динамики, то ваша первая задача — это присоединиться к уже существующей группе и дать ей понять, что на некоторое время вы стали ее лидером. Особенно если ваше выступление будет длительным.

Вначале задайте свои правила. Выйдите и скажите: «Мы с вами вместе собрались сегодня, чтобы обсудить…, а так как мы все люди занятые и любим свое время, то давайте…», — этим вы присоединяетесь к группе, показывая общую для всех проблему экономии времени.

Далее можете называть, что нужно для сохранения порядка (то есть экономии времени). Я, например, всегда прошу отключить мобильники, не разговаривать в аудитории и задавать вопросы в конце. Заканчиваю я вступительное слово примерно так: «Все мы с вами, конечно же, взрослые и воспитанные, адекватные и респектабельные люди. Таким как мы совсем не пристало, как базарным бабкам, кричать с места и прерывать друг друга. По окончании моего выступления вы сможете задать свои вопросы. Чтобы у нас была эффективная беседа, я предлагаю поднимать руку…»

Как правило, аудитория соглашается — ведь ей лестно быть респектабельной. А если человек начинает кричать из зала, то аудитория может сама объяснить ему правила вежливости. У меня были такие случаи.

Не допускайте появления других лидеров. Если вы видите, что кто-то начинает слишком активно перетягивать на себя внимание аудитории — напомните всей группе о правилах и попросите ее прерывать речи с места громкими аплодисментами. Один-два раза и «тролль» смолкает — ведь его все равно никто не слышит!

Если это не работает — попросите нежелательную персону удалиться из зала, вызовите охрану, сообщите организаторам о нарушении порядка. Как правило, одна только угроза уже действует успокаивающе, ведь позориться сильнее «стремно».

Если же и это не действует, то скорее всего в зале действительно неадекватный человек. И тут можно прервать свое выступление и подождать, пока сама аудитория не удалит его из зала.

Но обычно такие крайние методы воздействия применять не приходится. Так что я подскажу еще несколько легких решений.

Как заткнуть «тролля» — еще 6 простых способов

Сначала используйте мягкие методы по максимуму, а если человек не успокоился, то пускайте в ход «тяжелую артиллерию».

Будьте щедрыми — пообещайте «троллю» щедрый приз за его «чудесный» вопрос или мнение. Если кто-то в зале считает себя умнее и осведомленнее вас и с места готов спорить, не поддавайтесь! Постарайтесь аккуратно прервать его выступление словами: «Да-да! Скорее всего, и в ваших словах есть резон, однако люди должны знать и другое мнение. Именно потому меня и пригласили выступить. Давайте соблюдать правила этого мероприятия и не тратить мое и ваше время зря на бесполезные споры.

А с вами я с удовольствием побеседую сразу же после этой конференции. Давайте я угощу вас ужином сегодня вечером, и вы изложите свою позицию наедине?".

За все время своей ораторской карьеры я еще ни разу никого не сводил на ужин! Ведь «тролль» начинает чувствовать себя уязвленным и должным вам.

Будьте максимально учтивы и вежливы. Если «тролль» напрашивается на долгий диалог и выяснение интересующего лично его вопроса прямо здесь и прямо сейчас, а предыдущий метод не подействовал — станьте самой учтивостью. Скажите: «Я слушаю Вас, любезнейший!»

Сыграйте эдакого профессора Преображенского. Мило поддакивайте: «Да-да-да… Точно-точно… Что вы говорите?!» Улучите момент, когда он наберет воздуха для следующей тирады, и скажите: «Милейший! Мы с вами говорили уже несколько минут, а на мой доклад отведено всего Х минут. И впереди у меня именно те факты, которые вы так хотите услышать. Может быть, мы отложим диспут и продолжим?»

«Тролль», скорее всего, начнет настаивать. Снова задавайте тот же вопрос и после третьего раза попросите разрешения пообщаться с залом — как правило, он соглашается. И здесь вы говорите залу следующее: «Дорогие мои! Я подготовил информации ровно на Х минут, но мы потратили уже 5 минут на общение с вот этим замечательным человеком. Если вы не против, то мы сейчас еще минут 10 пообщаемся тет-а-тет с ним».

Сколько раз я так ни делал, зал всегда злорадно соглашается и начинает тихо ненавидеть «тролля». Ведь он ворует их время! Вскоре он начнет чувствовать напряжение аудитории и его уверенность падает. Вы же обращаетесь к нему и спрашиваете: «Милейший! Так что же вы там хотели еще разузнать?». Как только почувствуете слабину в голосе «тролля» — добивайте! Скажите: «Так может вы уже позволите мне продолжить?»

Кадр из сериала "Доктор Хаус". Фото с сайта spoilertv.com
Кадр из сериала «Доктор Хаус». Фото с сайта spoilertv.com

У меня был случай, когда я таким образом потратил минут 5 при 450 участниках. Когда женщина в конце концов разрешила мне продолжить, следующим слайдом был ровно ответ на ее вопрос! И все четыре с половиной сотни человек посмеялись над ней… Стоит ли говорить, что она замолчала до конца моего выступления и более того — никто в зале более не позволял себе ни одной реплики с места.

Покажите экспертность. Чтобы быть готовым к каверзным вопросам, заранее приготовьте несколько глубинных фактов из вашей сферы. И когда кто-то закричит с места: «Вы не правы!», отвечайте: «Да, возможно я ошибаюсь в этом вопросе. Но вот что странно… Как же я могу в нем ошибаться, если я знаю, что…» и приводите заготовленный пример.

На самом интересном месте сделайте паузу и… предложите продолжить! Если «тролль» не сможет — то он не эксперт в глазах аудитории. Если же он продолжит вашу заготовку, то лишь подтвердит вашу экспертность в глазах аудитории.

Поощряйте чужую экспертность. Если вы обнаружили, что в зале есть «тролль», который знает о предмете вашего выступления больше вас — давайте ему изредка и кратко комментировать ваше выступление. Используйте обороты «Вот-вот», «Вы абсолютно правы!» и «Это и есть то, что я имел в виду», чтобы прерывать его и иметь возможность продолжить далее.

Иногда можно позволять ему продолжать вашу фразу, как делают учителя в школе. И не переставать хвалить: «Умница! Вот человек в зале, который действительно схватывает все мои слова на лету!», «Как я рад, что в зале есть настоящие эксперты в этом вопросе помимо меня». Этим вы переводите его в положение «ребенка», а себя — в положение «родителя», обучающего неразумное дитя. Очень скоро человеку станет неприятно ощущать себя малышом, и он замолчит.

Кадр из сериала "Интерны". Фото с сайта geometria.ru
Кадр из сериала «Интерны». Фото с сайта geometria.ru

Уязвляйте самолюбие, хотя бы на пару минут. Вспомните ваши реальные и ощутимые достижения в любой сфере. И в ответ на мешающую и неуместную реплику из зала, задача которой принизить вашу экспертность и самоутвердиться за ваш счет, вы можете сказать: «Ваше замечание выглядит убедительно, но вот недавно мы смогли достичь таких-то показателей в такой-то сфере и это подтверждено. Так что, я думаю, и в данном вопросе мы сможем достичь не менее убедительных результатов. А вы чем можете похвастаться из достижений за последнее время?»

Пока он будет вспоминать, чем он может отличиться, вы можете получить до нескольких минут — и продолжить выступление. А если человек попробует наверстать, вы можете сказать: «Вот видите, мы уже далеко впереди, а вы все еще цепляетесь за старое!» и предложить ему поговорить в кафе вечером.

Пример. В моей практике был случай, когда в разговоре затронули мой вес. На что я ответил так: «Три года назад я весил 137 кг и сбросил больше 30. Я никогда не был маленьким, но мне удается удерживать вес на уровне 107−111 кг вот уже два года. А еще я занимался кроссфитом и пробежал полумарафон. А ты?». На этом все вопросы отпали.

Фото со страницы Константина Владимирова-Журавского в Facebook
Фото со страницы Константина Владимирова-Журавского в Facebook

И самое главное: никогда нельзя «подкармливать троллей». То есть спорить с ними, обижаться и ругаться. «Тролль» почувствует первую кровь, а на нее еще сплывутся и все пираньи в зале.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.