18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
5 | 2 | 3 | 2 |
Для оптимизации любого бизнес-процесса рекомендуется составлять подробные схемы выполняемых внутри него потоков работ. Бизнес-тренер Александр Сагалович рекомендует делать это при помощи нотации eEPC и раскрывает новые подробности работы с ней.
– В Части 1 были описаны основные («Функция» и «Событие») и дополнительные элементы нотации eEPC. В этой статье я расскажу, как размещать все элементы на схеме бизнес-процесса. Для этого используются 2 типа линий:
Посмотрите на рисунок 5. То, что на нем изображено, на реальном примере можно описать следующим образом: специалист отдела продаж по наступлению события «Поступила заявка от клиента» изучает данную заявку. Она подается от клиента на вход данной функции. Затем специалист отдела продаж, согласно «Инструкции по работе с 1С», делает запрос в программу 1С и получает необходимую выписку об остатках товара, указанного в заявке.
Рисунок 5. Использование различных элементов в нотации eEPC и отображение их связи
Для входа выбран элемент «Документ» – так как предполагается, что заявка поступает в виде электронного письма, которое отправляет робот интернет-магазина. Отмечу, что для обозначения электронного письма на схеме можно и даже рекомендуется использовать отдельный графический элемент.
Для отображения выхода (выписки об остатках товара) используется элемент «Кластер информации». На практике он представляет электронный документ, который получается в результат запроса в базу данных 1С.
Каких-либо жестких требований по расположению элементов нет. Но рекомендуется располагать их однообразно на всех схемах. Для этого можно зафиксировать такой принцип в регламентирующем документе.
Некоторые возможные правила размещения элементов на схеме:
Ограничений по количеству входов и выходов для функции нет. Но если их много, то, скорее всего, функцию можно легко декомпозировать на несколько более детальных и распределить входы и выходы между ними.
Важно. Входы и выходы не должны быть «подвисшими». То есть, входы на схеме должны «откуда-то» поступать, а выходы должны поступать «куда-то». Источниками и получателями входов и выходов могут быть:
Рисунок 6. Примеры «передачи» выходов различным получателям
Вспомним приведенный в Части 1 фрагмент процесса обработки заявки клиента и замечания о важности документирования выходов функций. На примере с получением заявки (письма от робота сайта), о котором мы сказали в начале материала, расскажу, как вы можете документировать и автоматизировать другие фрагменты процесса.
Итак, сразу по получении заявки (письма от робота сайта) рекомендуется создавать запись в программе для работы с заказами клиентов. Делать это можно при помощи специального ПО, документов Excel или Access и т.д. В ходе выполнения процесса можно работать с этой записью: добавлять информацию об остатках, уточненную информацию от клиента, возможное время доставки.
Вторым оптимальным вариантом может стать автоматическое создание такой записи сразу после того, как клиент оставит заказ на сайте. Современные технологии позволяют сделать это легко. Достоинства такого подхода не только в том, что все шаги процесса можно отследить, перевести в цифры статистики, проанализировать. Кроме этих плюсов, в ходе выполнения других процессов, например, «Отгружать товар» или «Доставлять товар» можно пользоваться тем же самым, уже выработанным программным инструментом, сведя таким образом к минимум лишние действия.
Составляя схему элементов, надо помнить о времени, отведенном на выполнении каждой из функций и, соответственно, наступления событий. Сама по себе нотация eEPC не содержит элементы для определения временных характеристик. То есть последовательность операций может быть отражена, а вот время начала их выполнения и их длительность – нет.
Чтобы увидеть процесс во времени, оценить его длительность и загрузку персонала я рекомендую использовать вот эти решения:
Как и сама нотация, элементы логики довольно просты, но при этом имеют определенные особенности:
Для каждого элемента возможны различные варианты использования.
Рисунок 7. Элементы логики
Последовательно разберем все варианты использования элемента «И»
Пример, когда после выполнения функции обязательно возникает несколько событий:
Рисунок 8. По окончании отгрузки товар размещен в кузове автомобиля, а накладные документы подписаны и переданы водителю
Вот ситуация, когда для выполнения функции необходимо наступление нескольких событий:
Рисунок 9. Печать накладных документов начинается тогда, когда счет оплачен и наступило плановое время отгрузки товара
Часть схемы, когда в результате выполнения двух функций наступает одно суммарное событие:
Рисунок 10. После подготовки счет-фактуры и договора пакет документов для оформления купли-продажи товара готов
Вариант, когда после наступления события необходимо выполнить несколько функций:
Рисунок 11. После прибытия товара на склад необходимо произвести его разгрузку, в приходные данные внести в учетную программу
Продолжение следует.
18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
17 апреля
«Чего хотят женщины»: Белагропромбанк запустил пакет услуг для женщин в бизнесе
17 апреля
Выпадают волосы? В Турцию ехать не обязательно! Рассказываем о методиках медцентра «КОДЕРМ»
17 апреля
Пора на RACE! БНБ-Банк приглашает собственников и руководителей бизнеса на конференцию в Минске
16 апреля
Как выстраивать сильный бренд на белорусском рынке? Узнали у лауреатов премии «Бренд Года»
15 апреля
МТС в 2023 году: устойчивое развитие, инновации и новые вершины успеха
15 апреля
Элит Эстейт и Тинькофф заключили крупную сделку на рынке офисной недвижимости
12 апреля
Виртуальный офис по подписке: А1 предоставил доступ к услуге Яндекс 360 для бизнеса