Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2515 -0,0101
  • 3,46 EUR 3,4633 -0,013
  • 3,48 100 RUB 3,4844 +0,0032
  • 10 CNY 4,4747 -0,0127
Блог SAP «Про бизнес» 19 декабря 2016

Как оставить конкурентов далеко позади. Boeing, Harley Davidson, «БЕЛАЗ»: примеры Интернета вещей в машиностроении

Фото предоставлено компанией SAP
Фото предоставлено компанией SAP

«Про бизнес.» и компания SAP начинают серию совместных материалов о том, как современные ИТ-решения повышают эффективность бизнеса. Мы расскажем о самых актуальных трендах, новых подходах и технологиях. Эти материалы, полагаем, будут полезны и тем белорусским компаниям, которые уже активно используют современные ИТ-решения в своем бизнесе, и тем, кто еще только задумывается об этом.

Наш первый материал посвящен теме Интернета вещей (IoT). Он уже сейчас меняет промышленность в целом и сферу машиностроения в частности. Как IoT помогает в конкурентной борьбе — рассказывает Александр Храмцов, менеджер по работе с клиентами промышленного сектора компании SAP.

— Еще недавно и представить было сложно, что машины смогут «общаться» между собой, за считанные секунды обмениваться и анализировать данные. Интернет вещей казался фантастикой. Сейчас же IoT — это не просто увлекательное новшество, а инструмент, без которого уже в ближайшем будущем не сможет обойтись ни один бизнес.


2
Александр Храмцов
Менеджер SAP по работе с клиентами промышленного сектора

Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что общее количество IoT-устройств к 2020 году превысит 34 миллиарда. И в то время, как треть этих устройств составят уже привычные для нас смартфоны, планшеты, фитнес-трекеры и прочие девайсы, львиная доля придется на промышленное оборудование, «умные» машины и инфраструктуру. Взять, например, отрасль машиностроения: здесь Интернет вещей может способствовать развитию сразу ряда направлений, представляющих ценность для бизнеса. Например:

  • Повышение уровня сервиса
  • Аналитика и контроль состояния оборудования
  • Координация производства и соблюдения стандартов качества

Кому нужен Интернет вещей

Какие же индустрии с наибольшей вероятностью первыми обратятся к IoT? Скорее всего, этими компаниями станут производители сложного оборудования, машин и механизмов, то есть те, кто наиболее остро ощущает натиск глобальных конкурентов — для них это неоспоримый стимул для внедрения инноваций. Такие компании, как правило, располагают достаточным объемом ресурсов и готовы инвестировать их в свое развитие. Машиностроительную отрасль как раз характеризуют высокий уровень конкуренции и затрат, и длительность и сложность производственных циклов.

При этом в отрасли уже наметился тренд перехода к сервисной модели: сейчас для компаний мало выпускать одно оборудование — гораздо более перспективно предоставлять услуги клиентам, увеличивая тем самым их лояльность.

Примером сервисной модели может служить известная служба такси Uber, у которой нет собственного автопарка. Клиенту, по сути, не так важно, на чьей машине его везут, ведь он платит за услугу.

То же становится актуальным и для производственных отраслей. Здесь ярким примером может служить компания Boeing, заключившая долгосрочный сервисный договор с одним из заказчиков. В рамках этого договора клиент вместо покупки двигателя получает услугу: Boeing отвечает за всесторонний комплекс работ по поддержанию технического состояния всего парка самолетов заказчика.

Фото с сайта japantimes.co
Фото с сайта japantimes.co

Каков же результат такого перехода? За период с 2004 по 2011 год стоимость летного часа самолетов С-17, о которых шла речь в контракте, сократилась на 29%, что позволило сэкономить более $ 1 миллиарда. В то же время экономия самой компании Boeing за аналогичный период составила $ 64 млн.

Еще пример — компании Kaeser Kompressoren, с 1919 года создающей оборудование для производства сжатого воздуха. После долгих лет работы в сегменте продаж пневмосистем, компания осознала, что еще большим спросом у покупателей будет пользоваться сам воздух. В Kaeser Kompressoren подсчитали, что переход к новой модели, сопровождаемый использованием прогнозной аналитики на основе решений SAP, которая позволяет контролировать работу оборудования, помог на 50% увеличить скорость создания персонализированных систем для клиентов. Стоит отметить, что изначально идея перехода к оказанию услуг возникла в компании по инициативе руководства. Как показывает практика, проекты, инициированные собственниками и топ-менеджментом, имеют больше шансов на успех и выполняются в меньшие сроки.

Одна из наиболее инновационных отраслей с точки зрения клиентоориентированности — автомобильная.

Уже не первый год крупные игроки этого рынка трудятся над созданием так называемого Connected car, автомобиля, ежесекундно предоставляющего водителю разные данные — от информации о ближайшей парковке или заправке до персональных акций в кафе и торговых точках. Таким образом, машина превращается из простого механизма в источник ценной информации и удобных сервисов.

Эти идеи уже реализовываются BMW и другими крупными представителями рынка. В ближайшие 5−7 лет этот тренд распространится и на промышленные предприятия. Для производства это может означать дополнительный источник средств, так как по статистике в сервисном бизнесе маржа на 20% выше, чем в прямых продажах.

Другой пример из автомобильной отрасли — «КамАЗ», стратегический партнер SAP.

Конечным продуктом компании «КамАЗ» на данный момент являются грузовики, но, как показывают приведенные выше примеры, заказчики охотнее приобретают сервис, в данном случае речь идет о грузоперевозках, нежели необходимое для его оказания оборудование.

Зная это, «КамАЗ» может сейчас предоставлять заказчикам услуги ремонта, кастомизации параметров автомобиля, контроля и прогноза поломок и неисправностей.

Фото с сайта krechetavto.ru
Фото с сайта krechetavto.ru

Но такой переход подразумевает непрерывную работу с данными. Для предоставления адекватного сервиса компании необходимо в режиме реального времени получать информацию о состоянии каждой машины. Здесь и вступают технологии IoT: данные о конкретном автомобиле собираются в единую базу для последующего анализа и работы с ними.

Еще одна область, в которой технологии Интернета вещей способны демонстрировать быстрые результаты, — мониторинг сложного производственного оборудования, особенно актуальный для предприятий тяжелого и транспортного машиностроения, атомной энергетики, добывающей промышленности. Установка датчиков на ключевые части оборудования обеспечивает компании объективной и точной информацией о работе машин. В свою очередь эта информация может использоваться для прогноза поломок, мониторинга соблюдения режимов работы и проведения плановых ремонтов. Это помогает предотвращать нежелательные сбои, своевременно осуществлять заказ запчастей, планировать повышенные нагрузки.

Особенность многих предприятий СНГ — крайняя изношенность используемого оборудования. Именно поэтому применения подобных технологий здесь может сыграть ключевую роль и предотвратить крупные аварии.

Примером может служить проект внедрения решения SAP для предиктивного техобслуживания и ремонта в итальянской железнодорожной компании TrenItalia. На составах компании были уставлены датчики, позволяющие им непрерывно следить за актуальным состоянием поездов, прогнозировать ремонтные работы и, при необходимости, оповещать диспетчеров о замене вышедших из строя элементов. Так компания имеет возможность в кратчайшие сроки принимать информированные решения.

В результате внедрения технологий Интернета вещей TrenItalia ожидает сокращения расходов на техобслуживание на 8−10%.

Сейчас бюджет компании на этот вид работ составляет € 1,3 млрд.

Внедрение технологий IoT требует одноразовых инвестиций, но может стать залогом продолжительной стабильности в работе оборудования компании. Для промышленности это дополнительный стимул для инвестиций в совершенствование производимой продукции.

Фото с сайта chipolletto.com
Фото с сайта chipolletto.com

Еще один пример из мирового автомобилестроения: компания AMG Mercedes, подразделение Mercedes-Benz по производству более мощных и спортивных серийных моделей. Компания занимается анализом работы и технического состояния двигателей, для чего на двигатель устанавливают до 100 датчиков, ежесекундно поставляющих более 30 000 терабайт данных в аналитическую систему на базе SAP HANA. Такой подход значительно сокращает время, необходимое для тестирования двигателей, и увеличивает их качество.

Технологии Интернета вещей помогают производственным компаниям автоматизировать множество различных процессов, повышая точность и снижая затраты. Это касается как операций по обработке, сборке и проверке качества производимой продукции, так и по отслеживанию расходования деталей, брака и хищений.

IoT может решить и другую знакомую многим белорусским компаниям проблему — оптимизировать энергопотребление.

Пример культового бренда Harley Davidson наглядно демонстрирует IoT в действии. Компания столкнулась сразу с несколькими проблемами: высокий уровень брака и слишком длительный цикл выпуска мешали дальнейшему развитию бизнеса. Бороться с этим было решено с помощью инноваций: на всех этапах производства в Harley Davidson начали использовать аналитику.

Фото предоставлено компанией SAP
Фото предоставлено компанией SAP

Решение, реализованное на платформе SAP HANA, помогло компании на 2% сократить количество брака, что, кстати, является минимальным показателем по отрасли, а также в десятки раз ускорить производственный цикл. Если раньше на сборку эксклюзивного мотоцикла тратилось три недели, то теперь она занимает всего шесть часов — полностью кастомизированные мотоциклы сходят с конвейеров производителя каждые 89 секунд.

Есть ли IoT в Беларуси?

Тема Интернета вещей только набирает популярность в Беларуси, но и у нас есть компании, которые уже начинают двигаться в этом направлении. Например, «БЕЛАЗ» устанавливает датчики на свои грузовики, чтобы понимать, как происходит износ оборудования и прогнозировать необходимость закупки запчастей и ремонта. Таким образом компания убивает сразу двух зайцев: получая как тактическую, так и стратегическую выгоду. Благодаря технологии IoT клиенты компании могут оптимизировать использование своих машин, своевременно проводя техобслуживание и необходимые замены запчастей.

А с точки зрения стратегии, получаемая информация представляет ценность для конструкторов компании: сведения об эксплуатации машины в реальных условиях помогают вносить качественные изменения в механизмы, что в свою очередь может стать конкурентным преимуществом. Установленные датчики и информация, которую они дают, открывает новые возможности для улучшения качества продукта.

Фото с сайта Automanas.lt
Фото с сайта Automanas.lt

Уже готовы использовать технологию IoT и белорусские производители товаров народного потребления. Сейчас, например, реализуется проект, в рамках которого крупный производитель обуви планирует снабдить каждую пару производимой обуви специальной меткой, чтобы отслеживать продукцию. Это позволит сделать их бизнес более клиентоориентированным — за счет получения дополнительной информации о продажах и использовании.

Легко ли внедрить технологию IoT

Одно из преимуществ технологий Интернета вещей — скорость внедрения. Проекты могут реализовываться за считанные месяцы, в то время как достигаемая оптимизация бизнес-процессов способна значительно экономить и время, и средства предприятий. Примеры европейских компаний показывают, что на подобные проекты в среднем уходит около двух лет, что включает в себя все стадии — от разработки идеи и стратегии до непосредственной реализации.

Концепция IoT становится частью повседневной реальности. Уже сейчас аналитики прогнозируют широкое распространение технологий Интернета вещей в следующие 3−5 лет.

Многие эксперты говорят о способности IoT менять целые индустрии, создавать новые конкурентные преимуществ для компаний, вовремя проявивших дальновидность и продемонстрировавших технологическую зрелость. Ведь в современных реалиях важно не просто предугадывать изменения на рынке, а быть готовым незамедлительно отвечать на эти изменения, прогнозировать действия конкурентов, приносить дополнительную пользу заказчикам.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.