Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Управление персоналом «Про бизнес» 6 апреля 2017

Не все «пугалки» имеют законную силу — как защитить коммерческую тайну

Фото с сайта news.sarbc.ru
Фото с сайта news.sarbc.ru

Многие компании обладают информацией, которая дает им преимущество, потому что о ней не знают конкуренты. К такой информации могут относиться как клиентские базы данных, маркетинговые стратегии, бизнес-процессы, так и более специфические объекты — например, секреты производства, рецепты, формулы. Тимофей Савицкий, юрист международной юридической компании COBALT, рассказал о том, как защищать коммерческую тайну и не допустить ее разглашения.

— Задача компании — обеспечивать конфиденциальность важной информации и не допускать, чтобы кто-либо (конкурент или даже собственный работник) ее использовал, разгласил, передал третьим лицам.


Тимофей Савицкий Юрист юридической компании COBALT
Тимофей Савицкий
Юрист юридической компании COBALT

Что такое коммерческая тайна

Законодательство позволяет защитить коммерческую тайну компании от незаконного использования и разглашения. В соответствии с законом о коммерческой тайне, коммерческая тайна — это сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям законодательства и в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

Такие сведения должны:

  • Не быть общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями
  • Иметь коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам
  • Не являться объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности
  • Не относиться к государственным секретам

Что не может быть коммерческой тайной

Если информация общеизвестна или не представляет коммерческой ценности, о ее правовой охране не может идти речи. Например, невозможно охранять как коммерческую тайну уже известные бизнес-процессы (конвейер), формулы и многое иное.

Коммерческой тайной также не могут быть некоторые объекты интеллектуальной собственности, на которые правообладатели имеют исключительные права, — например, запатентованные изобретения или товарные знаки. Связано это с тем, что в законодательстве существует норма о необходимости их опубликования по факту регистрации.

Фото с сайта today.kz
Фото с сайта today.kz

К коммерческой тайне также не может относиться информация:

  • Содержащиеся в учредительных документах и документах, дающих право на предпринимательскую деятельность
  • Информация в ЕГР и едином реестре недвижимого имущества
  • Врачебная, адвокатская, банковская и иная охраняемая законом тайна
  • Информация о подлежащих уплате суммах налогов и сборов, о численности и составе работников, условиях и охране труда, задолженности по выплате заработной платы, нарушениях законодательства и т.д.

Какие меры обеспечивают коммерческую тайну

Для поддержания режима коммерческой тайны компании необходимо принимать соответствующие меры:

  • Правовые — заключение соглашений о конфиденциальности и иных договоров
  • Организационные — оптимизация работы компании для недопущения утечки информации (от наличия охранника здания до принятия внутренних политик)
  • Технические — защита паролями, использование VPN и иных методов технической защиты

Рассмотрим их более подробно.

Положение о коммерческой тайне

Наиболее оптимальным методом защиты коммерческой тайны от разглашения работниками компании является принятие компанией внутреннего положения о коммерческой тайне.

Такое положение утверждается приказом директора компании. Необходимо также ознакомить всех работников и иных лиц (например, работающих по договору подряда) с ним под роспись. Желательно включать обязанность ознакамливаться с положением о коммерческой тайне и в трудовой договор (контракт) или договор подряда.

Фото с сайта www.menswork.ru
Фото с сайта www.menswork.ru

В положении о коммерческой тайне обычно закрепляют:

  • Объем охраняемой информации (как правило, максимальный охват — от размера заработной планы до ноу-хау компании, здесь многое зависит от отрасли)
  • Обязанности субъекта, которому предоставляют доступ к коммерческой тайне (например, не использовать ее в личных целях или в интересах иной компании, не разглашать третьим лицам, возвращать все носители коммерческой тайны перед уходом из компании и др.)
  • Лицо, которое уполномочено в организации на ведение дел по защите коммерческой тайны и расследованию инцидентов (может быть директор или любое уполномоченное им лицо)
  • Санкции в отношении субъекта, который разгласил коммерческую тайну (могут быть дисциплинарные в отношении работников, допустимы и штрафные санкции — их, однако, может быть тяжело в последующем взыскать в судебном порядке)
  • Необходимость маркировки носителей конфиденциальной информации

При этом можно закрепить и особенности, связанные с фотографированием или иным воздействием на коммерческую тайну работниками. Например, наложить запрет на распространение таких данных в социальных медиа.

Буквально на днях одна из американских баскетбольных команд выложила в социальную сеть Twitter фотографию с новичком команды на фоне доски с трансферными целями команды, которые являются коммерческой тайной команды.

Вполне очевидно, что такое разглашение информации может быть для компании чувствительным.

Использованию соцсетей и мобильных телефонов в компании следует уделять пристальное внимание. Возможно даже внедрение отдельных внутренних политик по использованию социальных медиа.

Соглашение о конфиденциальности

Соглашение о конфиденциальности (соглашение о передаче нераскрытой информации) — еще одна форма обеспечения сохранности коммерческой тайны. Может использоваться и с собственными работниками (вместо или в дополнение к положению о коммерческой тайне), либо с контрагентами и третьими лицами.

Фото с сайта belfast.by
Фото с сайта belfast.by

В соглашении о конфиденциальности прописываются ровно те же обязанности, что и в положении о коммерческой тайны, с учетом специфики полученной другой стороной информации. Наложение штрафных санкций при подписании соглашений о конфиденциальности также возможно и даже необходимо для стимулирования стороны не разглашать сведения.

Кроме того, с учетом того, что соглашение о конфиденциальности — гражданско-правовой договор, взыскать такие штрафные санкции легче, в том числе и в отношении работника (в сравнении с положением о коммерческой тайне).

Практика показывает, что даже прописав определенную штрафную санкцию в договоре и доказав факт разглашения коммерческой тайны контрагентом (что само по себе достаточно тяжело — необходимо собирать любые документальные подтверждения), можно столкнуться с ситуацией, когда суд ее все равно уменьшит.

Одной из причин может быть несопоставимость коммерческой ценности информации и прописанного в договоре штрафа.

Это следует учитывать при внесении определенного размера штрафа в соглашение о конфиденциальности.

Убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду) при разглашении коммерческой тайны доказать крайне тяжело, а порой невозможно. В некоторых случаях проще доказать даже упущенную выгоду, нежели реальный ущерб.

Например, если работник или контрагент разгласил ноу-хау, по которому вы вели переговоры и сделка тем самым сорвалась (вследствие разглашения утратился статус коммерческой тайны), сумму сорванной сделки можно предъявлять ответчику в качестве упущенной выгоды.

Соглашение о непереманивании сотрудников

Соглашение о непереманивании сотрудников (non-solicitation) — еще один способ контролировать распространение коммерческой тайны. По сути, представляет собой обязательство между компаниями не переманивать или не трудоустраивать определенных сотрудников друг друга. Речь может идти именно о тех сотрудниках, которые действительно обладают знаниями, которые нежелательно передавать конкуренту.

Белорусское законодательство на данный момент не признает такие соглашения и трактует их либо как ограничение конкуренции, либо как ограничение трудовых прав работника.

На практике в большинстве случаев такие соглашения не выходят за рамки джентльменских (например, в 2005 году такое соглашение было принято компаниями научно-технологической ассоциации «Инфопарк»).

Соглашение о неконкуренции

Соглашение о неконкуренции (non-compete) является любимой «пугалкой» многих компаний. В рамках подобных соглашений работнику запрещается работать на конкурентов или в какой-нибудь сфере в течение определенного времени.

Белорусское законодательство также не признает подобные соглашения в настоящий момент в связи с тем, что они ограничивают трудовые права работника, предусмотренные Конституцией. Их применение для защиты коммерческой тайны не рекомендуется в связи с возможностью признания недействительными.

Для того чтобы частично реализовать соглашение о конкуренции, необходимо прописывать в договоре о конфиденциальности невозможность разглашения коммерческой тайны после прекращения трудоустройства (например, в течение нескольких лет). Такая практика распространена во многих белорусских компаниях, в частности, связанных с технологическим производством и ИТ.

Фото с сайта expocom.ru
Фото с сайта expocom.ru

Выводы

Таким образом, наилучшим вариантом защиты коммерческой тайны являются проактивные действия:

  • Принятие положения о коммерческое тайне
  • Заключение соглашений о конфиденциальности
  • Принятие организационных и технических мер защиты

Устранить утечку конфиденциальной информации после ее разглашения будет крайне тяжело.

По общему правилу, как только информация становится публичной и общедоступной — ее невозможно больше квалифицировать как коммерческую тайну.

Если такая утечка происходит по вине третьей стороны, существует возможность возместить убытки (включая упущенную выгоду) и (или) привлечь нарушителя к ответственности в административном и даже уголовном порядке. Тем не менее, вернуть «первоначальный статус» информации будет уже невозможно.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.