Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Рынок труда «Про бизнес» 24 апреля 2017

Почему бесят соискатели и как косячат наниматели — наша подборка советов и историй с рынка труда

Фото с сайта terakopian.files.wordpress.com
Фото с сайта terakopian.files.wordpress.com

Мы собрали более 30 полезных материалов о том, что происходит на рынке труда, как и где соискателям найти работу, а компаниям — специалистов. Как косячат наниматели на собеседованиях, почему «подбешивают» ответы соискателей о зарплате, и как правильно оценить себя при поиске работы. «Про бизнес.» даже проводил собственный эксперимент по трудоустройству выпускниц БГЭУ. Он тоже вошел в эту подборку. Изучайте и берите на заметку!

Наши материалы — база рекомендаций с ответами на эти и другие вопросы:

  • С чего начать поиск работы, где и как ее искать, как грамотно составить резюме и сопроводительное письмо, как не провалиться на собеседовании, как «назначить» себе цену и можно ли ее отстоять
  • Как ведут коммуникацию специалисты по подбору персонала в компаниях, как организованы и проходят собеседования в белорусских компаниях, сколько компании готовы платить сотрудникам

Наша статистика утверждает, что все статьи этой подборки читались выше среднего и активно обсуждались в соцсетях — тема ситуации на рынке труда стоит остро.

Эксперимент «Про бизнес.»

Чтобы лучше понимать ситуацию на рынке труда, мы проводили эксперимент, который показал, как ведут себя работодатели и действительно ли так сложно найти работу, особенно если вы — недавний студент без опыта работы в высококонкурентной сфере.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

5 месяцев Алена и Татьяна, выпускницы БГЭУ по специальности «Маркетинг», искали работу с помощью нашего эксперта — Дмитрия Новицкого. Промежуточные этапы эксперимента и его результат мы проанализировали и подробно описали:

1. Да, на рынке мало вакансий. Но если эти выпускницы без опыта найдут работу, то и вы сможете. Истории девушек похожи: «Мы только вышли на рынок труда, нас никто не возьмет. Мы такие никому не нужны. Что делать?». Обе участницы проекта не понимали, чем хотят заниматься и какую специализацию в рамках маркетинга выбрать. За неуверенностью всегда стоит страх. Страх поиска работы. Страх не найти достойное предложение. Страх делать что-то новое: составлять резюме и сопроводительные письма, проходить собеседования.

Разница между ожиданием и реальностью выбивает из зоны комфорта. Алена и Татьяна — «классические» студенты. «Нормальные» студенты работают со второго-третьего курса. А «классические» думают, что после университета придут на работу и «всех научат».

Реальность — это всегда низкий старт, исполнительская работа. Это куча руды, надо взять лопату и ее раскидать. Нужно «спуститься в шахту» как минимум на год.

2. Чтобы «жить», ориентируюсь на зарплату от $ 300. Две недавние студентки ищут работу — наш эксперимент продолжается. Девушки составили «план жизни» — определились с конкретными целями на будущее, в том числе и с ожиданиями от работы и зарплаты, а также оценили рынок труда и первые вызовы, с которыми пришлось столкнуться.

3. Вчерашние студентки ищут работу: Алена отказалась, а Таня «пролетела». Наш эксперимент продолжается. Девушки рассказывают, как рассылали резюме и сопроводительные письма потенциальным работодателям. И делятся первыми результатами собеседований.

4. Финал нашего эксперимента — одна из этих выпускниц «нархоза» получила работу. Алена вкладывалась и получила хороший результат: если человек хочет, он найдет возможность, если не хочет — причину. В целом ее кандидатуру рассматривали 5 компаний — лидеров рынка. В финале она выбирала из предложений двух ведущих белорусских компаний. С Татьяной все было сложнее. Она смогла сформулировать, что хочет, но, как оказалось, работа как таковая ей была не нужна…

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Где и как найти хорошую работу

Действительно, соискатели могут искать работу месяцами. Часто ситуация усугубляется тем, что многие кандидаты не знают, как правильно это делать.

Поиск работы — это конкретный набор действий, который при желании обязательно приведет к нужному результату. То есть важно не только хотеть, но и делать.

Первый и самый главный шаг — определение целей. Соискатели часто этим пренебрегают, начиная поиски нового места с составления резюме.

Составьте вот такую таблицу и честно ответьте на вопросы в ней :

После того, как вы определите список важных для вас и вашего ближнего круга желаний, появятся критерии, которым должна соответствовать будущая работа. Что делать дальше? Советуем изучить эти 7 правил поиска работы. И помните, что к поиску работы стоит относиться как к самой работе. Чем больше вы вложите сил и ресурсов в этот процесс, тем выше будет результат.

А если во время собеседования вам говорят что-то неуместное (к примеру, брюнетке предлагают стать блондинкой) или спрашивают о чем-то для вас неприятном, не принимайте это близко к сердцу и не включайте свои эмоции. Советуем предварительно почитать, как отбиться от неудобных ситуаций на таком собеседовании (стресс-интервью).

Где и как найти хороших специалистов

Кстати, наниматели часто используют метод стресс-интервью. К сожалению, не все понимают, когда этот он действительно оправдан при найме на работу, и как создать стрессовую ситуацию правильно.

Фото с сайта mingers-kreuzer.de
Фото с сайта mingers-kreuzer.de

Главное не довести до истерики — говорит одно из правил проведения стресс-интервью при найме. Ни одно, даже самое грамотное стресс-интервью не даст на 100% ответ, как поведет себя человек в работе. Одно дело — проверять кандидата, погружая его в стрессовые ситуации, а другое — реальная рабочая обстановка.

В Интернете огромное количество статей и постов о том, какие плохие соискатели, что они не готовятся к интервью с нанимателем, неадекватно оценивают себя и свои знания, требуют больше, чем стоят. Но работодатели, проводя собеседования, тоже совершают ошибки. Порой грубые и обидные.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются наниматели, в том, что компетентные специалисты любого уровня зачастую не ищут работу сами, этот вопрос редко бывает актуален для них. Как привлечь в компанию профессионалов? Где и как искать редких специалистов и высококлассных профессионалов, которые не размещают резюме в открытом доступе? Вот несколько полезных советов и несколько источников поиска таких сотрудников.

Помните, что работающий топ-менеджер готов рассматривать предложения о переходе в другую компанию при увеличении дохода не менее, чем на 20−30%. Практика также показывает, что нанимателям иногда приходится брать на работу сотрудников с недостаточными опытом, знаниями и навыками. Мечты о том, чтобы привлечь в компанию лучших из лучших собственники и управленцы откладывают в долгий ящик: настоящих профессионалов действительно найти трудно. Речь не только о топ-менеджерах.

Мы также проанализировали, при помощи каких приемов и способов компании ищут сотрудников через объявления в Facebook. Управленцы и топ-менеджеры также участвуют в поиске сотрудников, размещая информацию о поиске кандидатов на своих страницах в этой соцсети. Оказывается, в России и за рубежом вакансии на своих страницах размещают и собственники компаний. В Беларуси это делается реже. Наверное, потому, что у нас бизнесмены менее публичные.

Хотите больше материалов на эту тему? Открывайте нашу подборку и ищите то, что вам интересно. Анализируйте, делайте выводы, прокачивайтесь.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.