Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Мнение «Про бизнес» 17 августа 2015

Дело «PR квадрат», финансовые результаты экономики, новая модель бизнеса EPAM. Неделя с Павлом Паращенко

Актуальные новости и события прошлой недели комментирует Павел Паращенко, соучредитель и директор ООО «МедиаСтройИмидж» (дистрибуция и проектирование систем мультимедийного оборудования).

Павел Паращенко. Фото из личного архиваПавел Паращенко. Фото из личного архиваПавел Паращенко. Фото из личного архива
Павел Паращенко. Фото из личного архива

Расследование дела рекламного агентства «PR квадрат»

В первом приближении – ситуация с рекламным агентством «PR квадрат» представляется довольно-таки простой и очевидной. Руководство компании, стремясь минимизировать налоговую нагрузку, оформляло фактически штатных менеджеров компании как ИП.

Выгоды от такой схемы очевидны. Вместо того, чтобы производить отчисления в ФСЗН, Белгосстрах и перечислять подоходный налог, выплаты в бюджет ограничиваются 5% с выручки (по УСН), которые платили индивидуальные предприниматели-сотрудники. По версии следствия, реальной предпринимательской деятельностью они не занимались. И это легко проверить. Сколько контрагентов было у этих ИП-работников? Если они обслуживали только рекламное агентство – факт уклонения от уплаты налогов, вероятнее всего, очевиден.

Но степень вины каждого из обвиняемых будет определять суд. А я, воспользовавшись информационным поводом, хотел бы обратить внимание на две темы:

1. Как быть компаниям, которым оказывают услуги ИП?

Я глубоко убежден, что, осуществляя предпринимательскую, да и любую другую деятельность, необходимо всегда оставаться в правовом поле. Всегда. И не только де-юре, но и де-факто. А ведь именно в этом и состоит вопрос с «PR квадрат». По информации, которую мы знаем из СМИ, де-юре все было правильно – договор, акт оказанных услуг... Но де-факто, по мнению следствия, это была схема уклонения от уплаты налогов.

Будут ли в конечном итоге привлечены к ответственности сами работники-ИП? Если вина организаторов будет доказана – по сути, они как минимум, принимали в схеме участие. И я не думаю, что они не отдавали отчет в том, что совершают нечто незаконное.

Вывод из всего вполне очевиден: а) изучайте законодательство; б) покупайте только реальные услуги и никогда не участвуйте в сомнительных схемах. Тем самым вы защитите себя от ошибок, последствия которых многократно перечеркнут полученную выгоду от незаконных действий. Dura lex, sed lex.

Фото с сайта sputnik.by
Фото с сайта sputnik.by

2. Выплата налогов – конфликт интересов

По данным Министерства по налогам и сборам, в 2014 налоговая нагрузка на экономику Беларуси составила 24,3% к ВВП. 

На первый взгляд, это не так уж и много – по сравнению с другими странами. Известно, например, что в странах ЕС уровень налоговой нагрузки выше. Однако, если рассматривать структуру налоговых поступлений – налоговая нагрузка там более сбалансирована между юридическими и физическими лицами. Во многих странах существует система прогрессивного подоходного налога – чем больше человек зарабатывает, тем больший процент он платит государству от своего дохода.

В нашей стране основной доход от налогов бюджет получает за счет отчислений юридических лиц. Физлица платят только небольшую часть от всех сборов. Но, разумеется, налоговая нагрузка все равно оказывается на плечах гражданина – только за счет косвенного изъятия средств: в виде налогов компаний, закладываемых в цену на товары и услуги.

Фото с сайта z-p-p.com
Фото с сайта z-p-p.com

По моему мнению, низкая пока еще культура уплаты налогов (да-да, именно культура) белорусских предпринимателей и подобная «косвенная» система налогообложения неизбежно влекут попытки уклониться от столь несправедливого распределения налогов.

И горьким примером сложной ситуации с налогообложением в стране как раз и является ситуация с рекламным агентством «PR квадрат». С одной стороны, «играть нужно по правилам» и закон соблюдать. С другой – ситуация, в которой сегодня находится малый и средний бизнес, достаточно сложная. Несмотря на постоянные разговоры о создании условий для улучшения предпринимательской деятельности. Над улучшением системы налогообложения нам предстоит работать очень много.

Убытки предприятий выросли более чем в 2 раза

Опубликованы финансовые результаты работы предприятий за I полугодие. На 40% выросло число убыточных предприятий, чистая прибыль организаций снизилась. При этом данные о финансовых результатах за январь-июнь Белстат приводит без учета банков, страховых, бюджетных организаций, частных малых предприятий.

Статистика еще раз подтверждает сильную зависимость нашей экономики от российской.

РФ – наш основной торговый партнер, находится, как известно. под санкциями США и ЕС. Опять опустились мировые цены на нефть. Российская экономика испытывает сложности, предприятия сокращают объемы закупок товаров и услуг, в том числе и белорусских.

Фото с сайта zp-avto.ru
Фото с сайта zp-avto.ru

Нам еще предстоит узнать итоги 2015. Но, думаю, кардинально улучшить ситуацию и переориентировать белорусские предприятия на другие рынки не удастся. Многолетние поиски покупателя производимой в нашей стране продукции по принципу «купите что есть», приводит к прогнозируемым результатам. Это вместо того, чтобы создавать товары и услуги, соответствующие запросам не только российского, но и западного покупателя, уменьшать долю государства в основных бюджетообразующих предприятиях, проводить масштабную приватизацию, либерализацию экономики, мы все эти годы «клали яйца в одну корзину».

Быстрых решений тут нет. Хочется надеяться, власть сделает соответствующие выводы из нынешней ситуации и произведет необходимые реформы в экономике.

Опыт работы нашей компании показывает – в ситуации, когда российский рубль нестабилен, а курс доллара опять растет, бизнесу следует принять следующие меры:

  • Прописать в договорах с клиентами пункты, в которых подробно описывается корректировка отпускных цен при изменении курса белорусского рубля к доллару, евро, российскому рублю.
  • Если поставка товара осуществляется не со склада в Беларуси, а закупается у производителя либо дилера за рубежом – после заключения контракта с покупателем, дистрибьютору необходимо оптимизировать и ускорить все процессы. Это покупка валюты, оплата и доставка товара, таможенная очистка. Чем быстрее исполняются обязательства продавца по договору, тем минимальнее могут быть курсовые потери.

Сегодня необходимо быть изобретательным. Универсальный рецепт вывести нельзя. Но, очевидно, нужно быть бдительным, следить за тем, что происходит в компании и вокруг, не пускать на самотек бизнес-процессы. Постоянно совершенствоваться, учиться у профессионалов и – еще раз подчеркну – нужно быть всегда начеку.

Новая модель EPAM

Фото: Сергей Балай, probusiness.by
Аркадий Добкин. Фото: Сергей Балай, probusiness.by

Из тезисов, прозвучавших во время Встречи Про бизнес. с участием президента EPAM Systems Аркадия Добкина и сооснователя стартапа Kino-mo Кирилла Чикеюка, я для себя отметил слова Аркадия Добкина о концепции PDS 2.0.

Как я понял, EPAM – компания, которая очень чутко реагирует на тенденции и запросы рынка software в B2B-сегменте.

Казалось бы, совсем недавно компания SAP заявляла, что их ERP-решения, хоть и из «коробки», масштабируются и подстраиваются под любого пользователя.

Казалось, что такие системы комплексного управления охватывают весь спектр возможных задач и придумать что-то лучшее уже нельзя.

И вдруг мы узнаем, что это не совсем так. Оказывается, что можно разрабатывать системы управления, которые гораздо больше соответствует сегодняшним запросам, чем «старые» ERP-системы.

Концепция PDS 2.0 показывает: разработка системы управления для нужд конкретного предприятия начинается не с доработки базовой «коробки», а с нуля. С создания идеи, с «мозгового штурма». В конечном счете, это может дать гораздо более качественный результат. Получается, что EPAM включился в «игру» по созданию софта уже не как разработчик «кусочка ПО» (части уже существующего софта, создаваемого неким крупным разработчиком, где какой-то кусок работы отдавался на аутсорсинг EPAM), а как компания, предоставляющая полноценное решение бизнес-проблемы.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.