Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Мнение «Про бизнес» 24 сентября 2015

Игорь Маханёк: Через 5 лет стартапов, которые стоят больше $1 млрд, будет тысячи

Как найти идею для стартапа на миллиард. Как технологии изменят уклад нашей жизни. Об этом на конференции «Бизнес Будущего» размышлял Игорь Маханёк, бизнес-ангел и инвестор из Беларуси, в прошлом – ведущий инженер Google, сейчас работает в офисе Facebook в Нью-Йорке.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Игорь Маханёк, Facebook, и Александр Чекан, . Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

О готовности к изменениям

– Для меня был очень важный момент – понять, что изменения необходимы. После чего я перешел из Google в Facebook. И жалею, что не сделал этого раньше. Ничего плохого не могу сказать про Google. Но не оставайтесь 8 лет в одной компании.

Для тех, кто думает, куда пойти работать, в Facebook или в Google, могу сказать – обе компании замечательные.

Facebook – компания интересная, молодая, была создана лет на 6 позже, чем Google. Чувствуется, что средний возраст людей – моложе. Все немного более динамично, еще не такие сильные и серьезные бизнес-процессы и иерархия. Больше свободы в принятии решений и развитии проектов.

Об эффективности ИТ-команд

Когда я был в Google, то чувствовал: он стал очень большой. Людей много, они занимаются много чем. И разбитие корпорации на несколько компаний (в августе 2015 было объявлено, что подразделения Google станут самостоятельными компаниями и войдут в состав холдинга Alphabet – прим. «Про бизнес.») позволяет «построить» стены. Работники будут чувствовать, что они опять в маленькой компании, которая похожа на стартап. И в целом у них у всех скорость роста получится гораздо выше, они не будут «замедлять» друг друга. Плюс можно создавать разную корпоративную культуру, могут быть разные подходы к системе поощрения, мотивации и т.д.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Facebook с самого начала придерживался разделения на отдельные подкомпании и не слишком большого слияния [своих бизнесов]. Он купил мессенджер WhatsApp, разработчика очков виртуальной реальности Oculus, которые оперируют практически как отдельные компании. Instagram более-менее интегрирован, потому что он маленький. Когда его купили, там было около 80 человек.

Если Facebook купит еще одну компанию, она продолжит оставаться более-менее отдельной.

Я могу сказать, что сейчас в Facebook есть достаточно грамотный баланс, нет ощущения слишком большого бизнеса. Хотя, надо сказать, по сравнению с Google – это достаточно маленькая компания, там работает где-то 10-15 тысяч человек. 

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Как возникают миллиардные стартапы

Это все результат глобализации. Интернет, глобализация, приводят к тому, что можно создать компанию, которая за достаточно быстрое время завоевывает мир. Начинает действовать везде. Почему Uber стоит такие огромные деньги – $50 млрд? Не потому, что он делает приложение для такси.Вот причины:

1. Инвесторы верят: сервис будет работать во всех городах мира, и благодаря этому у него будет огромная выручка. И, скорее всего, это время наступит. Сейчас компания достаточно маленькая, и работает в каком-то энном проценте городов мира.

2. Совершенно понятно, что Uber может вырасти в соседнем сегменте, и он это уже показывает. Например, в Нью-Йорке доставляет еду. Так он может завоевать новый огромный рынок.

3. Это будет практически первая компания, которая, когда появятся самодвижущиеся машины, станет еще прибыльнее, потому что не надо будет платить водителю. Естественно, вызывать такие автомобили через Uber будет проще, чем «ловить» их на улице.

Модель самодвижущейся машины, Фото с сайта zackkanter.com

И все это работает за счет того, что рынок растет вверх, и инвесторы знают и верят, что капитализация будет еще больше. Хотя при этом Uber до сих пор является убыточной компанией. Где-то недавно была утечка данных: сервис теряет чуть ли не по полмиллиарда долларов в год. Но совершенно понятно, что его до сих пор не могут догнать конкуренты в Америке и Европе, поскольку он так быстро растет. 

Как найти стартап на миллиард

Замечательное время, в котором мы живем. Еще 10-20 лет назад не было вариантов инвестировать в компанию, которая за 5 лет вырастет до миллиарда. Сейчас – есть. И если сегодня компаний-единорогов (речь о стартапах, которые стоят более чем $1 млрд – считается, что найти их так же трудно, как и встретить единорога – прим. «Про бизнес.») около 140, то через 5 лет таких компаний будет тысячи.

Китай, Индия создают своих собственных «единорогов» – конкурентов Uber, Facebook и т.д. И многие из них выходят на западный рынок. Я не так давно инвестировал в компанию, которая оперирует на рынке Индии. Я верю, что работая только на нем, она вырастет до миллиарда. Это Zoom – сервис, который предоставляет автомобиль в аренду с помощью мобильного приложения. Подходишь к машине, нажимаешь кнопку «Арендовать», пользуешься, возвращаешь – с тебя снимаются деньги. Очень просто.

Фото с сайта enidhi.net
Фото с сайта enidhi.net

Сервис оперирует на рынке, на котором не было полноценной конкуренции. Я увидел его в первый раз, когда он стоил $6 млн. Через полгода компания стоила $18 млн, и я уже решил, что пора инвестировать. Еще через полгода стартап уже оценивался в $100 млн. Я надеюсь, что он вырастет до миллиарда через года два.

Интересно, что компания была основана двумя американцами, которые посмотрели на рынок Индии и решили, что вот тут же пусто. 

И все это происходит благодаря тому, что люди могут получать информацию отовсюду.

То есть можно выделить два аспекта в развитии стартапов:

  • Новые компании могут быстро вырасти и завоевать весь мир.
  • Инвесторы со всего мира могут инвестировать в эти самые компании. 20-30 лет назад такого не было. Тогда считалось, что если ты вкладываешь в компании – это нужно делать в своей стране.

Как найти идею для стартапа

Идей надо генерировать много. Я рекомендую упражнение: вечером придумать 10 идей и записать их.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

На следующий день придумать 10 новых, посмотреть на вчерашние и вычеркнуть те, которые кажутся глупыми.

У всех людей есть возможность придумать идеи, просто нужно не стесняться и записывать даже самые глупые.
Это первое.

А второе – нужно пробовать реализовать идеи, которые понравились. Поговорить с друзьями: что они думают об этом. Запустить куда-то в Сеть. Спросить мнения.

Следующий этап – сделать маркетинг-тесты идей, которые выглядят многообещающими: попытаться найти на них клиентов, сделать какую-нибудь лендинговую страницу в Интернете и т.д.

Но на этом этапе денег вам обычно не дадут. Если вы докажите инвестору, что идея востребована рынком, что ваша команда может ее реализовать, для этого есть операционные возможности – тогда вы можете привлечь финансирование.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Как ИТ-технологии поменяют будущее

Виртуальная реальность затронет не только игры и развлечения. Она будет служить и бизнес-задачам, точно так же, как сотовый телефон сегодня используется не только для игр, но и для дела. Лет через 10 не надо будет лететь на конференцию из Нью-Йорка в Минск. Эффект полного присутствия будет достигаться за счет технологий виртуальной реальности.

Роботы. Они заменят профессии, в которых люди не хотят работать. Например, вместо человека, который переворачивает бургеры, будет робот. Кстати, я разговаривал с основателем стартапа, который создал технологию по переворачиванию бургеров. Так вот человек, работающий в фаст-фуд заведении, будет счастлив, что ему не надо будет заниматься этой монотонной работой. И он сможет получать те же 10 долларов в час в качестве поддержки от государства.  Или найдет работу, которая будет занимать пару часов в день.

Сейчас мы привыкли к понятию 40-часовая неделя – 5 дней по 8 часов. Я думаю, что лет через 40 она превратится в 15-часовую. И у людей будет достаточно денег, чтобы все равно летать на пляж отдыхать. Конечно, будет много профессий, которые связаны с сервисом, с развлечениями. И меньше профессий, связанных с производством.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.