Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 18 декабря 2015

Как управленцу побороть страх перед кризисом и не «залипнуть» – наблюдения Василия Проня

Многие менеджеры, как и несколько лет назад, остаются сегодня в привычной для себя роли. И поэтому им сложно адаптироваться к изменениям на рынке, которые произошли в 2015. Что делать – своим мнением делиться Василий Пронь, директор тренингового центра «Квадратный апельсин» (психологические тренинги и семинары).

Василий Пронь. Фото из личного архиваВасилий Пронь. Фото из личного архиваВасилий Пронь. Фото из личного архива
Василий Пронь. Фото из личного архива

Наша компания – небольшой бизнес, который занимается краткосрочным дополнительным обучением для физических лиц. Тренинги, семинары, практикумы (личностный рост и развитие лидерства, воспитание детей, тематика взаимоотношений, психологическое консультирование и проч.). Стык образования и психологии.

Мы работаем с 2004, прошли уже несколько кризисов. И видим, что проблемы у компаний возникают не только потому, что спрос на рынке падает. Многое зависит и от поведения руководителя – от того, как он адаптируется к изменениям.

Что поменялось в поведении потребителей

Конечно, в этом году рынок сузился. В первой половине 2015 люди занимали выжидательную позицию.

Фото с сайта reports.travel.ru

Фото с сайта reports.travel.ru

Потом было лето – не самое активное время в принципе. С осени идет небольшой сезонный рост спроса, однако реальная покупательская способность упала. В нашей компании, например, численность на тренингах упала примерно на 30-40% по сравнению с прошлым годом. По детским программам (воспитание, организация молодежных летних лагерей и др.) сокращение ниже – в пределах 10%.

 Падение спроса вызвано не только самими изменениями, связанными с кризисом, а неопределенностью, «параличом», ожиданием – как глубоко будет падение. Мы заметили, как только проходит первый стресс, спрос увеличивается. Хотя покупательская способность еще не начала восстанавливаться...

Как изменилось отношение к нынешнему кризису? В прошлые кризисы часто встречалось состояние – ну, немного подождем, и все будет ОК. Нынешний кризис более продолжительный, поэтому настроение у людей скорее унылое.

Фото с сайта forbes.ru

Фото с сайта forbes.ru

Сейчас не очень работают мотивационные подходы – скорее, смысловые и ценностно-ориентированные.

Клиенты больше не мотивированы поиском «белого» в противовес «черному». Это иллюзорно, но раньше как-то работало. Сейчас актуальнее становится тема «золотой середины», «чувства меры», баланса.Речь о балансе работы и дома, давать-брать – в отношениях, хороший-плохой – в оценке ситуации, балансе вложенной энергии и отдачи и т.п.

Почему управленцам трудно адаптироваться к изменениям

Заметно, что многие люди очень серьезно относятся к бизнесу. Даже больше – видят в этом смысл жизни. Противопоставляя бизнес – семье, хобби, друзьям, а иногда и здоровью. Такое отношение ведет к перекосу, «залипанию» в роли бизнесмена (бизнесвумен).

Такое залипание с одной стороны существенно «прокачивает» требуемые в бизнесе навыки. С другой – делает вас и бизнес уязвимым.

Каждый кризис – это и изменения правил игры. Как после партии в шахматы: кто-то берет, и хлоп по доске – все фигуры врассыпную. 

Фото с сайта freevideouroki.ru

Фото с сайта freevideouroki.ru

И если человек остается в одной и той же роли игрока в шахматы, каждый такой хлопок для него – стресс. И чем существеннее залипание в одной роли, тем стресс сильнее.

Старые правила привычнее, но они уже не работают. И часто сложность не в самом изменении правил игры, а в неспособности к ним адаптироваться. В попытках действовать старыми методами в новых обстоятельствах.

Способность менять роли, быть гибким, осознанно смотреть на происходящее, рисковать, действовать по-новому, влиять на людей, ошибаться и опять менять стратегии – это качества не просто бизнесмена, а лидера. Это личностные качества.

Как не «залипнуть» в кризис?

Фото с сайта wday.ru

Фото с сайта wday.ru

1. Задумайтесь – зачем вам бизнес. Это ведь средство для...? Часто люди считают, что бизнес нужен только (или в основном) для увеличения достатка. Мое устойчивое мнение  – бизнес чаще всего делается не для денег. А даже если для них, деньги – тоже только средство для чего-то большего. Мотивы могут быть разными – доказать что-то родителям/друзьям/самому себе. Самоутвердиться, жить в лучших условиях. А может быть, создать новые технологии, привнести качественную продукцию на рынок, создать рабочие места и т.д. Осознанность в понимании своих мотивов позволяет не залипать во время реализации. А значит, делает нас гибче.

2. Признайтесь, чего вы боитесь. Мы часто «залипаем» на привычном именно из-за страха, который даже не всегда осознаем.

Фото с сайта fresher.ru

Фото с сайта fresher.ru

И он нас парализует, сковывает.

Что делать, если вы чувствуете  отчаяние? Ответьте на вопрос: что самое страшное произойдет, если то, чего я боюсь, случится? После того, как вы признаетесь, чего именно боитесь, что за этим стоит, какие последствия могут возникнуть – подумайте, как вести себя в этой ситуации, что сделаете, и как справитесь с этой страшной картиной. Это уменьшает страх и дает возможность действовать гибче.

3. Ставьте цели не только в бизнесе. Попробуйте составить (да хотя бы на 2016 год) список целей и разбейте их по этим категориям:

  • Семья
  • Здоровье
  • Дружба
  • Отношения
  • Работа/развитие бизнеса
  • Финансовое благополучие.

Затем возьмите и оцените, каких целей у вас больше, а каких меньше. И, возможно, появится желание сбалансировать цели.

3. Больше общайтесь с другими людьми. С разными людьми. С интересными и необычными для вас. Общайтесь не для того, чтобы научить их вашей правде, а с целью понять их. Перенять что-то, что раньше вам казалось странным и, возможно, безумным. Лучше, если это общение будет не очень публичным – тогда будет меньше масок, а больше искренности. И с вашей, и с той стороны.

Фото с сайта professionali.ru

Фото с сайта professionali.ru

4. Больше путешествуйте, по разным странам, если есть такая возможность. Лучше не в формате пляжных отелей. Важно именно путешествовать, т.е. двигаться, смотреть, узнавать, пробовать другие культуры «на вкус». Это также позволяет расширять видение и в общем, и в контексте вашего бизнеса.

Фото с сайта aif.ru

Фото с сайта aif.ru

Возможно, для вас будут актуальны профессиональный обмен опытом и бизнес-путешествия, но не стоит себя ограничивать только своей сферой.

Какая стратегия наиболее выигрышная сегодня?

В прошлый кризис были созданы возможности для быстрых расширений – за счет компаний, которые замерли. Этот кризис – время «мягких, тихих улиток», если выражаться словами Ирины Хакамады. 

Недавно на Facebook один из коллег по бизнес-образованию  написал, что кризис – это марафон, а не спринт.

Скриншот со страницы Дмитрия Черноморца на Facebook

Скриншот со страницы Дмитрия Черноморца на Facebook

Я тоже так думаю. Вот несколько наблюдений:

1. Меняйтесь, но без резких движений. Не пытайтесь судорожно найти «волшебную» палочку и делать на это все ставки, в ожидании «чуда». Берегите ресурсы и силы. Свои, организации, сотрудников.

2. Поддерживайте связи с лояльными клиентами. Лояльные клиенты в кризис сохраняются.

Фото с сайта u-b-s.ru

Фото с сайта u-b-s.ru

Например, в нашей компании люди, которые проходили тренинги и достигли определенных результатов в своей жизни, сохраняют лояльность и во время кризиса. В самый «шок» они являются целевой группой, на которую можно опереться. Благодаря их поддержке, можно дождаться, когда шоковое состояние у людей закончится, и они привыкнут к изменениям.

3. Займитесь кооперацией – максимально превращая конкурентов в партнеров. Это может не сразу давать эффект, однако закладывает потенциал полезного сотрудничества на будущее.

Фото с сайта powerbranding.ru

Например, у нас есть  тренинговый зал, которым мы пользуемся в основном в выходные дни и по вечерам –  в будние. И больше года мы сотрудничаем с другими компаниями, предоставляя им зал для тренингов-семинаров, организуем совместные проекты.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.