Войти
Мнение
«Про бизнес.» 17 февраля 2016

Как повлияют на наш e-commerce пошлины на покупки в зарубежных интернет-магазинах: мнение эксперта

Чего ожидать белорусским интернет-магазинам после вступления в силу Указа №40 (при получении по почте товаров из-за рубежа нужно будет платить пошлину – если их таможенная стоимость в совокупности превысит €22, и общий вес будет более 10 кг). Как зарубежные конкуренты влияют на наш рынок онлайн-торговли. Своим мнением делится Евгений Данилик, эксперт по e-commerce, экс-руководитель направления B2C транспортной компании DPD в России.

Евгений Данилик. Фото Анастасии Бондарович, probusiness.by

Евгений Данилик. Фото Анастасии Бондарович, probusiness.by

– E-commerce в Беларуси только набирает обороты и очень напоминает российский лет 6-8 назад, с поправками на объем рынка, покупательскую способность населения и инвестиционный климат. Думаю, что у белорусской электронной коммерции свой путь развития. Обусловлено это законодательной базой, географией, ассортиментом товаров и доходами населения.

Белорусов, как прежде россиян, нужно «приучать» к онлайн-покупкам. Это начал делать «Евроопт», когда ввел бесплатную доставку при покупке на определенную сумму.

Белорусы бережнее относятся к деньгам, здесь большого объема продаж не будет. У нас немного другое отношение ко времени, чем у тех же москвичей. Мы живем в другом ритме, сами можем собраться и съездить в торговый центр.

Как повлияет Указ № 40 на белорусские интернет-магазины

Каждый год количество заказов из Китая в Россию растет. По  данным Таможенного комитета, в 2015 число посылок из-за рубежа выросло почти в 2 раза. Объем рынка по кросс-бордеру (форма торговли, при которой товары перемещаются с таможенной территории одной страны на таможенную территорию другой страны – прим. «Про бизнес.») составил 11,8 млн посылок.

И это не китайские ритейлеры стали продавать больше, а белорусы стали больше покупать. Клиент готов ждать полтора-два месяца, ожидать «кота в мешке», отказаться от возможности возврата… Мне кажется, местному бизнесу стоит задуматься, что происходит. Клиент «голосует рублем» за, на самом деле, довольно жесткие условия.

Фото с сайта flippost.com

Фото с сайта flippost.com

Указ №40, подписанный в феврале – вполне закономерный шаг государства по уравниванию правил игры, чтобы поставить в ряд внешних ритейлеров с внутренними.

Но называть китайский ритейл угрозой белорусскому я бы не стал. На рост спроса на товары в белорусских интернет-магазинах Указ №40 не сильно повлияет. На это есть несколько причин:

1. Стоит учитывать целый ряд ограничивающих факторов не только с точки зрения законодательства, но также и логистики, сервиса.

Диваны, телевизоры в Китае не покупают – из-за стоимости доставки теряется целесообразность. Если задуматься, какие товарные категории едут из Китая? Активно покупают одежду, товары для дома, недорогие гаджеты, аксессуары. То есть остаются лишь товары мелкие, легкие, дешевые.

Скриншот с сайта youtube.com

Скриншот с сайта youtube.com

Средний чек составляет до $30. К примеру, порог покупки из иностранных интернет-магазинов в европейских странах варьируется от €24 до €150.

2. Также важен фактор сервиса – если товар не подошел, вернуть обратно дорого либо невозможно. Думаю, что еще год-два и покупательский опыт покажет, что из того же Китая можно заказывать только проводки и чехлы к мобильным телефонам – покупатель «наиграется». Я утрирую, но тенденция будет приблизительно такая.

Посмотрим, как поведут себя наши партнеры по Таможенному союзу. Если порог пошлины не уравняется во всех странах, то уже в этом году мы увидим развитие мэйлфорвардинга (почтовая пересылка) из иностранных интернет-магазинов через Россию и Казахстан – белорусским покупателям. Первый такой пример уже есть – московский ресурс Shopfans несколько дней назад предложил белорусам московский адрес для заказа товаров из зарубежных интернет-магазинов.

Сколько стоит выход на российский рынок

Безусловно, выходить на российский рынок стоит. Мы исторически интегрированы в российскую экономику, это огромный рынок в сравнении с белорусским. В прошлом году «Евроопт» запустил агрессивный эксперимент – в тестовом режиме открыл свой интернет-магазин в Москве.

Но важно понимать уровень конкуренции и стоимость «входного билета». Еще 4 года назад запустить онлайн-канал продаж бренду стоило, по моим оценкам, порядка €500 000-700 000. Не уверен, что белорусский e-commerce может себе это позволить. Сейчас сумма, конечно, меньше, поскольку ввиду внутриотраслевой конкуренции снизилась стоимость логистики, маркетинга и других составляющих, но белорусам выходить на рынок России крайне затратно.

Стоит ли опасаться российских игроков, которые работают в Беларуси

В российской экономике сейчас непростые времена, поэтому те, кто уже не вышел на белорусский рынок, отложат это до лучших времен и сфокусируются на других направлениях:

  • На внутрироссийском рынке
  • На экспорте за валюту
  • На худой конец, на Казахстане. Там гораздо больше денег и больше население, к тому же казахи гораздо проще расстаются с деньгами

Выходу на белорусский рынок препятствует ряд проблем. Все еще существует некий психологический барьер, но гораздо важнее изъяны в законодательной базе. Это касается наложенного платежа (когда покупатель может оплатить заказ в момент доставки). Это – ключевой драйвер роста.

Что мешает развитию белорусского е-commerce

Доставка наложенным платежом является сдерживающим фактором для развития внутренних игроков.

Фото с сайта moskva.doski.ru

Фото с сайта moskva.doski.ru

Еще два года назад в российском e-commerce 90% заказов оплачивались в момент доставки. Это было связано с рядом причин:

  • Недоверием покупателя к интернет-магазину
  • Отсутствием товара в наличии
  • Длительным возвратом денежных средств

Сейчас идет перетекание в оплату банковской картой в момент доставки, но не более 1-3% в год, а также наблюдается рост доли предоплаты у крупных интернет-магазинов, которые заработали доверие и имеют лояльных покупателей.

В Беларуси сторонние курьерские службы не могут принимать денежные средства у покупателей в момент доставки. Это сдерживающий фактор.У белорусских интернет-магазинов сейчас есть два варианта:

1. Работать с почтой Беларуси.

2. Строить свою службу доставки.

Собственная логистика дорогая, а у почты нет стимулов развиваться, потому что нет конкурентов. Складывается патовая ситуация для покупателя, повлиять на это он не может и в конечном итоге за неэффективную логистику вынужден платить.

Фото с сайта e1.ru

Фото с сайта e1.ru

Изменение законодательства по этому вопросу простимулирует более быстрый рост отрасли и создаст конкуренцию среди доставщиков, что повлияет на стоимость доставки и уровень сервиса – в конечном итоге от этого выиграет рядовой покупатель.

Тренды в белорусском e-commerce на 2016/17

  • Белорусы идут в интернет за лучшей ценой и ассортиментом. Тот, кто даст первое и второе – получит наибольшую долю рынка
  • Консолидация рынка, усиление позиции лидеров. Мелким игрокам будет все сложнее конкурировать с крупными, так как затраты у них выше – на маркетинг, контакт-центр, клиентский сервис, складскую и исходящую логистику

Поэтому они вынуждены будут продаваться крупным игрокам либо покидать рынок.

  • По мере развития сетей, доля областных заказов будет расти, особенно в средних и мелких населенных пунктах
  • Активней всего будут расти сегменты товаров для детей, fashion, косметики, автозапчастей, товаров для дома, аксессуаров. Успех будут иметь нишевые магазины со своей лояльной аудиторией
  • Доля кросс-бордера с дешевыми товарами будет расти.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент