18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
Туристическая сфера, по мнению наших экспертов, является одной из самых перспективных в нынешней экономической ситуации. Правда, с оговоркой – при условии развития въездного туризма. Какие еще тенденции наблюдаются на рынке туруслуг и что ждет эту сферу – своими мнениями делятся представители рынка.
Сегодня эксперты отмечают несколько факторов, которые влияют на ситуацию на туристическом рынке Беларуси.
1. Снижение доходов белорусов в валютном эквиваленте и как результат – вынужденный отказ от поездок на отдых за границу.
2. Определенную роль играют введенный в прошлом году запрет на работу с иностранной валютой для турфирм. Он вызывает большие неудобства: белорусские компании должны расплачиваться со своими зарубежными контрагентами твердой валютой.
3. Еще один вызов рынка – все возрастающее количество путешественников, которые пользуются онлайн-сервисами бронирования в обход турфирм.
Мы попросили представителей двух белорусских турфирм проанализировать эти факторы, рассказать о своих антикризисных мерах и сделать прогноз на предстоящий сезон.
Светлана Шелег: Экономическая ситуация тяжелая, это ни для кого не секрет. Мы сократили полетную программу: рейсов в Грецию в этом сезоне будет меньше, чем в прошлые годы. Это связано со спадом бронирования. Падение продаж сейчас составляет 15-16% от уровня марта прошлого года. Обнадеживает то, что сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Потихоньку люди активизируются.
Игорь Мищенко: В прошлом году нам не удалось выйти на запланированные объемы. Одни направления сработали хорошо, но другие не смогли выполнить план. Не бывает так, чтобы кризис совсем не затронул. Конечно, когда в стране люди стали зарабатывать меньше, это отразилось на туризме.
И все же я бы не сказал, что мы сильно ощутили уход клиентов. Наши клиенты – в основном люди с достатком выше среднего, они продолжают бронировать и ездить отдыхать.
Светлана Шелег: Работа с валютой была прозрачной, удобной и более практичной. И все же за прошедший год мы смогли приспособиться к работе без валютной лицензии. Принимаем у туристов белорусские рубли, в тот же день покупаем в банке ту же сумму и переводим оплату своим контрагентам. Оплаченную часть сразу же фиксируем: по той сумме, которая была внесена, впоследствии изменений не случается.
Недавно мы проводили акцию: если туристы при раннем бронировании оплачивали 100% суммы, мы предоставляли 10-процентную скидку. Если клиент оплатил полную стоимость тура зимой, это не подлежит пересмотру. И все же многие туристы используют привычную систему рассрочки, оплачивая 30% стоимости при раннем бронировании, и 70% – за месяц до вылета. Это позволяет им поднакопить денег к началу сезона.
Игорь Мищенко: Эта мера удорожает услуги как для въездных, так и для выездных туристов. Происходит лишняя конвертация валюты, и дополнительные затраты ложатся на плечи клиента.В Беларуси нет моря и пальм, а людям хочется съездить в отпуск туда, где белорусские рубли не принимают.
Светлана Шелег: Есть категория туристов, которая предпочитает лоукосты. Но обычно это те, кто любит переезды и приключения, путешествует налегке. Ведь лететь нужно из соседней страны, с минимумом багажа. Но наши направления – Греция и Кипр – страны в основном для семейного отдыха. А те, кто едет в отпуск с маленькими детьми, предпочитают комфорт. Конечно, прямой рейс из Минска длиною всего в два часа, для них гораздо удобнее, чем переезды и перелеты с пересадками. Плюс для многих важен трансфер.
Игорь Мищенко: Люди, которым важен комфорт и которые дорожат своим временем и ресурсами, все равно предпочитают обращаться в туркомпании с хорошей репутацией. Потому что те могут оперативно подъехать и на месте разрешить проблемы, которые возникли у туриста. Иностранцы, которые пользуются электронным бронированием, идут на определенный риск. Бывает, например, что уже на границе выясняется, что им нужна виза. Или на месте оказывается, что забронированный через Интернет номер не соответствует ожиданиям. Это их выбор, они едут на свой страх и риск. Мы работаем с людьми, которые предпочитают хорошее обслуживание и готовы за это платить.
Светлана Шелег: Идея одна – качественный уровень обслуживания. Мы не считаем нужным вступать в торговые войны и переманивать туристов, такие вещи всегда возвращаются бумерангом. Мы предлагаем хорошие, по нашим оценкам, отели, которые предоставляют нам скидки. Поэтому наша цена часто более привлекательна, чем в электронных системах бронирования.
Периодически мы проводим акции. Одна из них, на раннее бронирование, закончилась совсем недавно.
Еще один инструмент – гарантия от невылета: если туристы внезапно заболевают перед отъездом и предоставляют медицинскую справку, мы возвращаем им полную стоимость тура. И это тоже позволяет конкурировать с лоукостами, которые не возвращают деньги за билет при отмене бронирования. Да и не каждый отель вернет предоплату, сделанную при электронном бронировании.
К тому же мы вышли на рынок с новым направлением. До сих пор мы продавали только Грецию, теперь работаем еще и с Кипром.
В кризисные времена нужно уметь рисковать: кто выстоит и выдержит в кризисный год, тот и выиграет. Рынок ждал новинок – и мы их предложили. Мы сделали ставку на то, что Кипр – хорошее направление для белорусов, он более теплый: сезон там раньше начинается и позже заканчивается, чем в Греции.
Игорь Мищенко: По всем нашим направлениям мы ставим задачу увеличить свои объемы. Направления четыре: выездной и въездной туризм, бронирование, продажа авиабилетов.
Самый крупный отдел занимается въездным туризмом: мы работаем с иностранными туристами, которые приезжают в Беларусь индивидуально и группами, организуем бизнес-туры, выставки, форумы. Именно это направление является приоритетным для нас, на него мы делаем ставку.
Но я сомневаюсь, что многие белорусские турфирмы смогут сейчас переориентироваться на этот сегмент рынка. Въездной и выездной туризм – это совершенно разные вещи. Турагенты, которые специализируются на выезде, просто формируют пакеты и продают их.
Въездной туризм – это совсем другой уровень обслуживания. Ты выступаешь гарантом перед иностранными партнерами, что клиент будет принят в соответствии с той ценой, которую он заплатил, что ему будет обеспечены питание, экскурсии, переводчики, транспорт. Зарубежные партнеры относятся к этому очень серьезно. Прежде, чем отправлять сюда туристов, они приезжают сами, проверяют, смотрят уровень сервиса. Чтобы переориентироваться на въездной туризм, нужно серьезно вложиться в обеспечение высокого уровня сервиса. Я предполагаю, что этим направлением смогут сейчас заняться немногие.
Светлана Шелег: Мы рассчитываем, что к началу сезона придет больше туристов. Ведь сегодня многие не бронируют туры заранее, опасаясь, что ситуация изменится, и им срочно понадобятся деньги. Решение будет приниматься ближе к дате отъезда.
Игорь Мищенко: Очевидно, в этом сезоне произойдет перераспределение туристических потоков. Турция и Египет, я думаю, будут практически закрыты в связи с безопасностью и изменением отношения к туристам из России. То, что наши туристы из Беларуси – вряд ли сыграет роль. Можно предположить, что там будет неприятно находиться людям, которые говорят по-русски. Поэтому те, кто ездил в дешевые туры, теперь вряд ли будут выбирать эти направления. Они или откажутся от отдыха совсем, или выберут альтернативные направления.
Остальные изменения и тенденции надеемся увидеть на весенней ярмарке туристских услуг «Отдых-2016», в которой скоро планируем принять участие.
18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
17 апреля
«Чего хотят женщины»: Белагропромбанк запустил пакет услуг для женщин в бизнесе
17 апреля
Выпадают волосы? В Турцию ехать не обязательно! Рассказываем о методиках медцентра «КОДЕРМ»
17 апреля
Пора на RACE! БНБ-Банк приглашает собственников и руководителей бизнеса на конференцию в Минске
16 апреля
Как выстраивать сильный бренд на белорусском рынке? Узнали у лауреатов премии «Бренд Года»
15 апреля
МТС в 2023 году: устойчивое развитие, инновации и новые вершины успеха
15 апреля
Элит Эстейт и Тинькофф заключили крупную сделку на рынке офисной недвижимости
12 апреля
Виртуальный офис по подписке: А1 предоставил доступ к услуге Яндекс 360 для бизнеса