Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 22 августа 2014

Юрий Гурский: 10 причин, по которым израильские стартапы проваливаются гораздо реже белорусских

Страна, в которой достаточно много неработающих (дети, старики, ортодоксы, арабское население), формирует потрясающее количество инноваций и стартапов, особенно сфере ИТ. Почему так происходит, размышляет бизнесмен Юрий Гурский.

Фото с сайта beinisrael.comФото с сайта beinisrael.comФото с сайта beinisrael.com
Фото с сайта beinisrael.com

1. Культура знаний и тяга к новому

Особенность еврейской культуры в целом – высокая ориентация на знания и обучение. Это, вероятно, пошло еще с тех времен, когда Тора была не записана и ее надо было учить на память. Затем тренд усилился в средние века и позже, когда евреи выполняли роль банкиров, ремесленников и докторов. Такой традиционный навык нашел очень хорошее применение в наши дни, когда наступила информационная эпоха. По сравнению с нами, израильтяне действительно гораздо более усердно учатся, причем не только в университете, но и всю жизнь. Навык к культуре знаний и тяга к новому позволяет израильскому бизнесу очень четко держать нос по ветру. Я люблю говорить, что если хочешь запустить бизнес: посмотри, сколько в отрасли евреев. Если нет евреев, то нет денег. Это шутка, в которой много правды.

2. Зрелость

Израиль – страна в состоянии войны. Этот факт делает компании гораздо более взрослыми. У людей меньше инфантилизма и детского сада в голове. Поэтому израильские стартапы – это не студенческие забавы, как у нас, а обычно неплохо организованные с самого начала бизнесы.

Так обычно выглядит карьера  израильского стартапера

Карьера белорусского стартапера часто выглядит так

 3. Реалистичность

В Израиле трудно найти темы типа создания сайта для геев, любящих пони. Израильские бизнесы гораздо ближе к земле и деньгам, чем у нас. Там всегда много того, что приносит прибыль быстро и достаточно гарантировано. Сейчас эта страна считается мировым центром маркетинговых бизнесов («вам надо трафик – таки он есть у меня»). Это приводит к большому объему сделок в диапазоне 20 млн – 1 млрд долларов, но имеет и обратную сторону. Своего Google, Amazon, MS или вообще компаний такого уровня Израиль еще не родил. Зато бизнесы очень сильны в серединке. Видел в одном из офисов табличку Show me a money! Это девиз в целом израильского бизнеса.

фото с сайта itbusinessweekcom
Израильский стартап GetTaxi (заказ такси онлайн) признан Forbes одним из самых быстрорастущих бизнесов в мире. Фото с сайта itbusinessweek.com

4. Склонность к B2B

В этой сфере израильские бизнесмены отыскали синергию в общении и умении договариваться. Торговаться – израильский тип армрестлинга. Если вы заключаете сделку, воюйте подольше. Иначе вас будут воспринимать как слабака и потом не уважать. Вообще в местной культуре выражение «совершать сделки» синоним от «делать бизнес».

5. Ориентация на экспорт

В отличие от США или России Израиль очень маленькая страна, на населении которой крайне тяжело заработать в силу не только количества, но и национального характера. Поэтому ИТ-бизнес в Израиле изначально ориентирован на весь мир, это вшито в его ДНК. Ведь даже очень хороший пловец покажет плохие результаты, если его заставить плавать в луже (легкая ирония по поводу белорусских стартапов, ориентированных только на нашу страну).

6. Экономия на затратах

Нормальная израильская компания живет всегда на пределе экономии. Даже если денег хватает, всегда поддерживается оптимизация персонала, происходят постоянные кадровые чистки. Бюджеты зажаты. Это касается и государства, несмотря на огромный в целом бюджет, страна мало тратит на понты. Поэтому израильский бизнес очень устойчив к кризисам, ведь он и так постоянно находится в созданном начальством квазикризисе.

7. Сверхконкуренция людей

В отличие от Беларуси и России в Израиле люди очень жестко ориентированы на успех – и эмоционально, и просто нет вариантов. Жизнь очень дорогая. Это тоже часть культуры, которая идет еще от иудаизма – первой религии, ставящей качество жизни тут на первое место и не концентрирующейся на загробной жизни. Средний израильский менеджер обладает энергией, как у паровоза. Конечно, это рождает кучу своеобразных вещей, например повышенную конфликтность среды, но одновременно и чрезвычайную скорость и мотивированность персонала. После работы в этой стране офисы наших компаний напоминают мне зомби-апокалипсис: у нас работают полумертвые люди, сосущие не мозги, а кофе.

Тель-авив. Фото с сайта venividi.ru
Тель-Авив. Фото с сайта venividi.ru

8. Высокая интегрированность

Про это в основном говорят у нас и в России, обосновывая, почему так много евреев-олигархов. Мол, все понятно, они друг другу помогают. Таки да, помогают. В Израиле в ИТ-сфере люди гораздо более охотнее делятся информацией, контактами, идеями. На хорошей вечеринке в Тель-Авиве можно узнать больше, чем из новостей тематических сайтов за месяц. А учитывая высокую концентрированность компаний, информационный поток сравним только с Кремниевой долиной.

9. Сильный человек в Израиле – профессия

Взять в команду монстра, а дальше разбираться, что с ним делать и какой проект дать – это норма, а не исключение. Таких людей стараются держать всеми силами.

10. Бытовые мелочи

Адаптированное к британскому право, огромное количество денег, близость американцам и Кремниевой долине, высокое знание английского языка. Все это, безусловно, помогает ИТ-бизнесу в Израиле. 

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.