Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение Ольга Томашевская, «Про бизнес» 16 мая 2016

Что предусмотреть при передаче семейного бизнеса: мнения Людмилы Антоновской и Александра Степановского

О проблемах, с которыми владельцы семейных компаний в Беларуси могут столкнуться, передавая бизнес по наследству, рассказывают преподаватели курса Бизнес-Академии Собственника Бизнес-школы ИПМ «Семейное владение бизнесом» Людмила Антоновская, владелица и руководитель международного холдинга «Polimaster» и Александр Степановский, управляющий партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

Фото с сайта fishki.netФото с сайта fishki.netФото с сайта fishki.net
Фото с сайта fishki.net

– В Европе есть очень четкое определение семейного бизнеса: это бизнес, где частный собственник контролирует более 15% активов. В дополнение к этому определенными активами владеют, напрямую или опосредованно, члены семьи.

Людмила Антоновская

Владелица и руководитель международного холдинга «Polimaster»

Белорусский опыт. В белорусских реалиях вопрос о бизнесе в семейном владении нужно рассматривать шире:

1. На самом деле к нему можно отнести любой частный бизнес, владелец которого имеет семью. Ведь по нашему законодательству супруг или супруга могут претендовать на долю в компании, если бизнес был учрежден или значительно улучшен в период, когда владелец состоял в браке.

Фото с сайта lady.mail.ru

Фото с сайта lady.mail.ru

2. Кроме того, у собственника есть или могут в скором времени появиться наследники. Белорусский бизнес начинался 25 лет назад, когда появилась возможность открывать частные компании. Многие бизнесмены начинали свое дело в 1990-е, будучи зрелыми людьми – в 35-40 лет. Сейчас они подошли к возрастному рубежу, когда пора задуматься, кому и как бизнес передавать.

На эту тему думают многие белорусские бизнесмены. Хотя иногда создается впечатление, как будто собственники отрицают возможность собственной смерти. Проблемы передачи бизнеса. По международной статистике, в большинстве случаев бизнес не выдерживает передачи от первого поколения ко второму. Компании или закрываются, или распадаются.

Фото с сайта smol.kp.ru

Фото с сайта smol.kp.ru

Это происходит потому, что преемники не готовы, не знают, как вести бизнес, или готовы недостаточно, или просто не хотят этим заниматься.

Разные поколения, разное видение и разные подходы у владельца и у его потенциального преемника. Чтобы конфликт отцов и детей не разорвал бизнес, необходимо планирование преемственности.

Это работа, которую невозможно сделать за два дня. В каждой ситуации есть свое решение, потому что все семьи разные и все бизнесы разные. Для подготовки преемника необходимо решить большой комплекс вопросов:

1. В Европе и Америке бизнесмены растят, годами готовят детей к владению бизнесом. Параллельно решают вопросы о том, как строить коммуникации с партнерами и наемными работниками при введении наследников в бизнес.

2. Необходимо решать и вопросы психологического характера. Если собственник создает для своего наследника оранжерейные условия, это подогревает конфликты в компании. Бывает и другая крайность, когда родители требуют от своего чада слишком многого, чтобы не вырастить из него папенькиного сыночка. Это может отбить охоту работать – и в конечном итоге наследник уходит из компании. Нужно найти баланс и возможности для гармоничного сотрудничества.

Фото с сайта vg.no

Фото с сайта vg.no

3. Все еще больше усложняется, если владельцев бизнеса двое или больше. 25 лет для зрелых людей – это целая жизнь: за это время могут меняться отношения между партнерами, между родственниками, между супругами. Чтобы семейные неурядицы не отражались на бизнесе, а деловые споры не ухудшали ситуацию в семье, разумные договоренности прописываются в политике предприятия и партнерских соглашениях, бизнесмены заключают брачные контракты и даже прописывают неформальную семейную конституцию.

Конечно, каждая семья и каждый бизнес особенный. Но тем не менее, есть международный опыт, накопленный многими поколениями на Западе. Он может помочь белорусским собственникам справиться с рисками семейного владения бизнесом и использовать преимущества.

Александр Степановский

Управляющий партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

– Решение о передаче бизнеса необходимо принимать ответственно и взвешенно: ведь от него зависит, как будет развиваться компания дальше. Но пока далеко не у всех белорусских бизнесменов есть понимание, что этот вопрос необходимо решать.

Мы проводили мини-опрос на семинаре по партнерским соглашениям в Бизнес-школе ИПМ. Спрашивали у участников,  что будет с бизнесом, если завтра вы умрете? Для людей такая постановка вопроса оказалась шоком. Как будто они собираются жить вечно. 70-80% бизнесменов «в возрасте» не готовы ответить на вопрос, что будет с бизнесом дальше. Такой подход может привести к очень печальным последствиям.

Фото с сайта wallpaperscraft.ru

Фото с сайта wallpaperscraft.ru

В моей работе было несколько кейсов, связанных с несчастными случаями:

Кейс 1. Один бизнесмен утонул, и у семьи возникла сложная проблема, связанная с получением контроля над компанией. Ситуация была нестандартная: собственник считался не погибшим, а пропавшим без вести. Возник вопрос, как получить контроль над бизнесом, когда есть вероятность, что законный собственник жив? Ситуация осложнялась тем, что бизнесом владели два партнера: один с российской стороны, и один – с белорусской.

У белорусской стороны возникла также проблема с влиянием на решения, которые принимала вся компания. И только приложив достаточно серьезные усилия, семье удалось восстановить контроль над компанией.

Фото с сайта ru.wikihow.com

Фото с сайта ru.wikihow.com

Благо, наше законодательство позволяет решать подобного рода проблемы.

Кейс 2. В автокатастрофе погиб владелец компании, которая занималась коммерческой недвижимостью. У него были две официальные супруги, и одна гражданская, с которой он на тот момент жил. У каждой из женщин были дети от него. После его гибели началась тяжба: каждая из жен хотела получить для своих детей некий актив. Итогом стал развал бизнеса. Его поделили между наследниками.

Проблемы передачи бизнеса. О том, чтобы подобные вещи не происходили, нужно заботиться заранее. Сценариев передачи бизнеса и отхода от дел существует немало. Не так давно компания PwC проводила на эту тему опрос в России – 60% бизнесменов ответили, что продадут свой бизнес, когда придет время отойти от дел. Возможно, это особенность менталитета: продать бизнес проще, чем передать детям.Впрочем, это может быть связано и с тем, что при передаче бизнеса по наследству возникает целый букет проблем – и со стороны отцов, и со стороны детей:

Со стороны отцов основная проблема заключается в том, что они настолько привыкли управлять бизнесом, и так верят в свое бессмертие, что до последнего держатся за власть.

Фото с сайта aviaglobus.ru

Фото с сайта aviaglobus.ru

Что касается детей, то они сами иногда не хотят идти в семейный бизнес. На Западе я видел немало примеров того, как наследники империй занимаются филантропией, искусством, даже открывают свои собственные бизнесы, и при этом не идут в семейную компанию.

Что предусмотреть при передаче бизнеса. Один из принципов деятельности бизнеса – это непрерывность. В семьях поколение идет за поколением, и бизнес идет параллельным курсом. Для того, чтобы вопрос о передаче компании решался более или менее безболезненно, необходимо подготовить базу для появления следующего поколения бизнесменов.

Одного желания здесь мало. Нужна комплексная работа старых и новых владельцев. 

1. Первый шаг – начать разговаривать на эту тему, поднять проблему. Откровенный разговор – это уже большая победа.

2. Если достигнуто понимание о необходимости передачи бизнеса наследнику, можно использовать инструменты, которые уже опробованы в других странах. К примеру, на Западе детей собственника отправляют на стажировку в другую компанию. Там они начинают карьеру с самого нижнего уровня и растут потихоньку в течение нескольких лет, пока не занимают высокую позицию. Таким образом они узнают изнутри, как функционирует бизнес.  

Фото с сайта snosn.com

Фото с сайта snosn.com

Та компания, руководство которой не связано со стажером родственными узами, может его повоспитывать, дать навыки, которые в силу разных причин он не может получить в собственной семье. Через два-три года он возвращается в свою семейную компанию. Часто он и там начинает с самых нижних позиций, и постепенно дорастает до высокого уровня управления.

Особая ситуация, когда бизнес ведут несколько партнеров. Уже сегодня мы видим ряд корпоративных конфликтов, когда одни партнеры хотят ввести в бизнес детей, а другие не хотят видеть в бизнесе чужих детей. Переговоры на эту тему – крайне сложный процесс. И универсального решения здесь нет. Это длинный разговор между всеми участниками, о том, как передавать бизнес следующему поколению. Если этого не сделать, ситуация дойдет до корпоративного конфликта, приведет к длительным разбирательствам – может быть, и  до ликвидации компании. 

Фото с сайта jobaspect.ru

Фото с сайта jobaspect.ru

Отношения с наемными работниками. Очень важно и то, чтобы появление наследника в компании не вызвало конфликтов между семьей и наемными работниками. Я считаю, что с коллективом проблем не будет, если всегда своевременно информировать его о том, что собираешься делать.

Важные условия заключаются и в правильном формировании корпоративной культуры, создании нормальной доброжелательной атмосферы.

И еще один момент: в больших семейных компаниях наемные сотрудники, не являющиеся членами семьи, должны иметь такие же возможности занять управляющие позиции, какими обладают родственники. Способность управлять должна быть решающим фактором. Тогда коллектив не будет воспринимать приход наследников на руководящие должности как протекторат.

Каждый из этих моментов нужно проговаривать, разрабатывать action plan и внедрять его. Это непростая задача.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.