Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 4 ноября 2016

«Сделано в Беларуси», «невозвращенцы», советское прошлое — Даниэль Крутцинна о привлечении инвестиций

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Беларусь, по мнению многих экспертов, считается непривлекательным регионом для зарубежных инвестиций. Какие факторы мешают стране развиваться и почему, рассказал Даниэль Крутцинна, управляющий партнер консалтинговой компании CIVITTA. В Беларуси Даниэль занимается бизнесом с 2008.

— На самом деле Беларусь, как я говорил в прошлых интервью, в чем-то похожа на Германию, где существует неплохая производственная культура. Просто немецкий «капиталистический» подход еще не прижился в деловой среде Беларуси.

Конечно, раньше деньги легче зарабатывались на большом всепоглощающем российском рынке. Сейчас это делать сложнее, потому что нужно понять новые реалии и быстро на них реагировать. Сфера, где это получается делать — это сфера ИT, белорусские специалисты-программисты известны во всем мире. Для работы с крупными международными компаниями им даже не нужно уезжать из страны, профессия позволяет работать дистанционно.

Но всегда есть часть людей, которые хотят развиваться в других масштабах. Беларусь — небольшая страна, а Минск — это не Москва, Нью-Йорк или Лондон. Поэтому существует проблема оттока специалистов из страны. И если кому-то нужен опыт работы за пределами Беларуси, то он все равно уедет. И это нормально, особенно для молодежи.

Пока не созданы такие условия, чтобы люди захотели вернуться на родину, получив опыт работы в другой стране. В Казахстане, к примеру, успешно внедряется подход, когда специалистов отправляют учиться за границу, а потом высокими зарплатами мотивируют вернуться в свою страну. Такой же подход к «возвращенцам» был в свое время и в Грузии до начала вооруженного грузино-осетинского конфликта с Россией в 2008 г. Но проведенные во времена президентства Михаила Саакашвили реформы и снижение уровня коррупции создали дополнительные мотиваторы жить и работать в Грузии.

Фото с сайта cre-kazakhstan.kz
Фото с сайта cre-kazakhstan.kz

Система образования имеет много ошибок

У белорусских специалистов хорошо развиты математические, аналитические способности — в этом ваши школы и ВУЗы сильны. Но есть и проблемы — к примеру, с новым поколением преподавателей. Отмечу также у студентов слабые места в коммуникационных навыках, проблему с формулировкой собственной точки зрения, отсутствие своего мнения и слабую самостоятельность. При желании это можно легко исправить.

Для человека моложе 30−35 лет основным фактором мотивации в работе должны быть не деньги, а собственное развитие.

Он должен понять, что работает именно в той отрасли, в той профессии, в которой он хочет максимально развиваться.

Ошибка советской системы, которая все еще сильна в Беларуси, в том, что людей слишком рано заставили выбирать узкую специализацию. Большинство до 30 лет еще ищут себя в профессии — это правильно, они хотят быть уверенными, что выбрали правильный путь.

У белорусов высокий уровень обслуживания не в крови

Если говорить в целом, то у вас в стране любят правила, «не кидают» (за редким исключением), держат слово, тщательно относятся к поставленным задачам. Но как отмечают многие иностранцы, которые посещают Беларусь, в стране не хватает культуры обслуживания, сервис пока развит слабо. Да, это известный факт, но никто ничего глобально не меняет.

С одной стороны такую тенденцию можно объяснить советским прошлым, когда в ресторане уборщица могла сказать клиенту: «Пожалуйста, встаньте, мне сейчас надо убрать». Я лично с такими ситуациями не сталкивался, но об этом мне рассказывали люди. Или когда продавщица в магазине привыкла вести себя как главная, потому что живет стереотипами советского времени.

Но я думаю, что не это основной фактор. Я часто бываю в Украине, и там выработан совершенно другой подход к оказанию услуг. Есть ощущение, что сервис у них «в крови», несмотря на идентичное советское прошлое… И мне говорят, что они всегда такие были. Им нравится обслуживать других, и они чувствуют, что и как нужно сделать, чтобы вам было комфортно. Зато у украинцев более халтурное отношение ко многим вещам, они не так тщательно относятся к исполнению задач.

У белорусов, как и у немцев, высокий уровень сервиса не в крови. И, я думаю, это не стоит продвигать насильно — культура другая.

Поэтому каждый должен специализироваться в том, в чем силен. Если Украина сильна в организации сервиса, обслуживании, пусть она развивает туризм. Если белорусы любят четко выполнять задания, то пусть развивают производственную сферу, а не туризм или сектор услуг.

Советское прошлое — unique selling proposition Беларуси

Именно советское прошлое — unique selling proposition, точка, вызывающая интерес. Это сильный бренд, который стоит денег. У меня есть друг иностранец, который побывал во всех райцентрах Беларуси и собрал с регионов фотоколлекцию. Элементы советского прошлого — это то, что нравится миру в Беларуси. Это не надо принимать негативно, это надо просто понять и принять. Это то, чем Беларусь может кого-то заинтересовать. И в этом ничего плохого нет.

Беларусь во многих вещах еще сохранила свою аутентичность — ты в принципе можешь чувствовать себя здесь как в деревне. И это хорошо. Здесь сохранились (даже в черте столицы) связи между людьми. Тем более это развито в мелких городах.

Фото: Дмитрий Брушко,
Фото: Дмитрий Брушко,

У страны нет географических преимуществ, нет морей и гор, которые привлекают туристов. Люди в Беларусь не приезжают за массовым масштабным туризмом или только ради достопримечательностей. Они ищут в стране спокойный отдых в лесу, на озерах. Я думаю, что именно это должно учитываться при разработке стратегии развития страны. На этом нужно делать акцент. Это может принести доход.

Но создавать бизнес там, где нет естественных конкурентных преимуществ, нет смысла — конкурентное преимущество Беларуси в плане туристического бизнеса это, к примеру, агроусадьбы. Они не созданы для массового посещения. И слава богу!

В Беларуси трудно продать бизнес за хорошие деньги

Сейчас вы столкнулись с тем моментом, который переживала Германия в 70-х годах, когда первое поколение, которое после войны построило бизнес, ушло на пенсию, и остро встал вопрос, что делать с этим бизнесом.

В Беларуси частному бизнесу не больше 30 лет, чаще — 20−25 лет. В основном у вас бизнесом управляют люди, которые его создали, и естественно, что они доверяют «своим». Это нормально во всем мире. И теперь многие белорусские бизнесмены сталкиваются с вопросом: а что делать дальше? Дети — за границей, возвращаться не хотят.

В Германии легче нанять квалифицированный менеджмент, в честности и трудовой этике которого ты будешь уверен. Там легче выбрать из большего пула опытных управленцев. К тому же там проще продавать бизнес на бирже.

В Беларуси очень мало возможностей выгодно продать бизнес — на местной бирже ты этого не сделаешь, на иностранную выходить сложно.

Для белорусского бизнеса это действительно очень актуальная тема.

Я думаю, что не надо бояться что-то радикально менять. Надо двигаться вперед, а не возвращаться к старым временам. А уже с консультантами или без — это вопрос вторичный.

Стране не помогут новые рынки, если продукция неконкурентная

Какой самый востребованный продукт сейчас на белорусском рынке? Это антикризисный консалтинг, связанный с привлечением долгосрочного финансирования. Пришло время, когда стала востребована внутренняя эффективность. Необходимо находить новые рынки и активно выходить на них. Например, на рынки развивающихся стран: Ближний Восток, Африка, Латинская Америка, Азия. Но для этого продукция должна быть востребована в этих регионах.

В Беларуси, к сожалению, долгое время модернизация предприятий заключалась лишь в наращивании дополнительных производственных мощностей — компании были уверены, что их продукция конкурентоспособна на внутренних рынках России и стран СНГ.

Фото с сайта media.bobruisk.ru
Фото с сайта media.bobruisk.ru

Но многие компании привыкли убеждать рынок только хорошим продуктом. А в наше время этого недостаточно. Нужно четко знать, как работать с покупателями и торговыми сетями, как грамотно позиционироваться, как выстраивать маркетинговую политику.

Проблема бизнеса также — в недостаточном доступе к финансовым ресурсам и долгосрочным дешевым деньгам. Это необходимо менять. Нужно снижать операционные затраты бизнеса, отлаживать бизнес-процессы, развивать дистрибьюцию и маркетинг, в частности создавать бренды и производственную культуру. Потенциал есть.

О бренде «Сделано в Беларуси»

Позитивный имидж страны на международных рынках — это то, в чем остро нуждается Беларусь. Он уже в какой-то степени есть на рынках стран СНГ: некоторые магазины просто пишут «Сделано в Беларуси». И этого хватает, чтобы люди доверяли качеству тех товаров или продуктов.

Бренд «Сделано в Беларуси» уже есть. Работайте с ним!

О бизнес-культуре

В белорусском бизнесе мало женщин, а бизнес-культура очень патриархальная. И в топ-менеджменте женщин могло бы быть больше. Я не раз наблюдал за тем, как женщинам приходится доказывать, что они работают не хуже мужчин, и это делает их иногда слишком жесткими.

Многие мотивированные и успешные женщины по этим причинам уехали из Беларуси.

В той же Москве гораздо больше женщин может заниматься управлением в крупном бизнесе. И над этим тоже стоило бы работать государству, чтобы такой хороший потенциал оставлять в стране.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.