Войти
  • 1,94 USD 1,9361 -0,0062
  • 2,07 EUR 2,0711 -0,0043
  • 3,24 100 RUB 3,2425 -0,0134
Мнение
«Про бизнес.» 20 декабря 2016 3

Спрос на кейтеринг не упал — тогда что мешает развитию этого рынка. Мнение Ольги Прокопьевой

Ольга Прокопьева. Фото из личного архива
Ольга Прокопьева. Фото из личного архива

Спрос на кейтеринговые услуги в кризис не упал, а в частном сегменте даже растет. И хотя на рынок прибывают новые игроки, он все же еще не насыщен. Что мешает развитию кейтерингового бизнеса, как выделиться на этом рынке и в каких услугах нуждаются сами кейтеринговые компании — об этом рассказывает Ольга Прокопьева, управляющий партнер кейтеринговой компании Prokopiev Catering.

Почему растет спрос

— Количество мероприятий в Беларуси не уменьшилось по сравнению с прошлым годом (хотя исследований никто в этой сфере не проводил, это субъективное мнение некоторых операторов рынка и мое), а количество фестивалей и open air только возросло.

Основной клиент служб кейтеринга — компании и бренды, практикующие событийный маркетинг в продвижении своих товаров или услуг.

К счастью для нас, роль ивент-маркетинга растет из года в год. Судя по прогнозам специалистов, эта тенденция будет нарастать.

Для многих заказчиков, особенно из ИТ, важна лояльность сотрудников, поэтому они проводят много внутренних мероприятий, ведь общественная церемония приема пищи — уже неплохой тимбилдинг. Как правило, ИТ-компании стараются проводить мероприятия не в пафосных отелях и дорогих ресторанах, а в своих офисах, лофт-пространствах или в нестандартных помещениях, где нет стационарного кафе или ресторана.

Частные клиенты составляют около 20% от общего объема кейтеринговых услуг, и эта доля растет — сейчас это одна из самых перспективных ниш, так как люди все больше хотят проводить оригинальные свадьбы и юбилеи.

Но сохранение спроса вовсе не означает, что наш рынок не преподносит нам вызовов: бюджеты на мероприятия и соответственно на кейтеринг сократились. Средний чек упал на 25−30% по сравнению с 2014 годом. Знание гастрономических трендов, скрупулезное отношение к каждой детали в сервировке и в оформлении площадки становится конкурентным преимуществом.

Как развиваются кейтеринговые службы

Новые игроки прибывают, но рынок еще не насыщен. В регионах состоявшихся кейтеринговых компаний нет вообще. По крайней мере никто не заявил о себе в медиапространстве. Если мероприятия проходят в областных городах, то ивент-агентства приглашают кейтеринг из Минска.

В средней ценовой категории есть несколько сильных игроков, которые могут обслужить мероприятия в несколько тысяч человек.

Мы видели и несколько неудачных запусков кейтеринговых служб, чаще на основе ресторанов. Но этот фальстарт скорее связан не только с состоянием рынка, но и со сложностью ведения бизнеса. Кроме наличия кухни, поваров и официантов, тут необходимо проектное мышление и технологии управления проектами, умение извлекать выгоду из хаоса. Нужно полюбить неопределенность, экстремальность, нелинейность, бесконечные новые вводные и смену концепции.

Как выделиться на этом рынке

Большинство кейтеринговых служб не имеют внятного позиционирования. Многим придется еще найти свою уникальную нишу. А ниш очень много — выделиться можно творческим подходом к меню и подаче блюд, правда, для этого необходимо иметь хороший вкус и фантазию. Выделиться можно низкой ценой и играть на понижение со всеми игроками рынка, если не страшно заслужить «плохую карму». Клиентоориентированность тоже может быть конкурентным преимуществом.

Вкусная еда и грамотная логистика — это даже не конкурентное преимущество, это то, что должно быть априори.

Не секрет, что главное конкурентное преимущество нашей компании — это сервис, люди, прошедшие школу Вадима Прокопьева, и он персонально — как носитель идеологии артистичного и элегантного сервиса.

Фото из личного архива Ольги Прокопьевой
Фото из личного архива Ольги Прокопьевой

Есть и другие преимущества:

1. В нашей компетенции не только организация выездного ресторанного обслуживания. Много лет я проработала ивент-директором в международном рекламном агентстве, и это помогает нам оказывать больший спектр услуг, чем просто обычный кейтеринг:

  • Видеть все мероприятие в целом и предвидеть, что может пойти не так
  • Знание многих игроков ивент-рынка
  • Умение интегрироваться в общую концепцию
  • Советы по организации, оформлению и брендированию пространства.
Фото из личного архива Ольги Прокопьевой
Фото из личного архива Ольги Прокопьевой

2. Смелость и страсть. Например, совместно с агентством PRCI мы были организаторами гастрономического фестиваля «Звезды Michelin в Беларуси», где молодые повара Беларуси могли поучаствовать в мастер-классе шеф-повара высшей лиги Кристиана Ле Скера, обладателя трех звезд Michelin.

Это была авантюрная затея — не могу сказать, что мы до конца понимали, как это делать и как все будет происходить, но всегда есть кто-то первый, кто возьмет на себя смелость рискнуть и сделать что-то новое.

Что ограничивает развитие кейтеринга в Беларуси

Есть несколько причин, которые сдерживают развитие:

1. Не развита услуга логистики и аренды посуды, мебели, текстиля с полным комплексом обслуживания этого оборудования, а ведь белорусские кейтеринговые компании в этом нуждаются. Во многих странах у банкетных служб нет своих материальных ресурсов, складов и издержек на их содержание. В развитых рынках существуют отдельные компании, которые занимаются арендой оборудования.

2. Нет агентств по найму временного персонала. Нашим кадровым агентствам неинтересно оказывать услуги такого рода. Тем кейтеринговым компаниям, у которых нет ресторанов или кафе, и соответственно нет своего постоянного персонала, приходится искать персонал по объявлениям, часто без какой-либо квалификации. Эти люди неорганизованны, с низкой мотивацией и низким чувством ответственности.

3. Нет современной школы официантов и метрдотелей.

4. Не хватает банкетных залов и площадок для проведения разного рода ивентов, особенно рассчитанных на большое количество гостей. Появились лофт-площадки, чему я несказанно рада, но еще не все компании готовы проводить там мероприятия: есть психологический барьер, для многих такой интерьер непривычен. Но это одна из наиболее решаемых проблем — «новая урбанистика» (хабы, лофт-пространства, арт-кластеры) неизбежно будет развиваться.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Андрей Фандорин23.12.2016

Здравствуйте, Ольга!
К сожалению я отклоню Вашу просьбу. Для меня, как вы поняли, очень важна анонимность, поэтому я пишу под псевдонимом.
Но большое спасибо Вам за то, что так трепетно отнеслись к моему комментарию.
Желаю Вам успехов!

Olga Prokopyeva22.12.2016

Добрый день, Андрей,
нам очень важен каждый отзыв. Если у Вас есть такая возможность, не могли бы Вы подробней описать ситуацию в личном сообщении. Вот мой почтовый адрес: olga.prokopieva@prokopievcatering.by.
Уверяю Вас, что когда Вам понадобятся наши услуги, мы предоставим Вам лучший сервис по справедливой цене.
С уважением, Ольга Прокопьева

Андрей Фандорин21.12.2016

Доброго времени суток!
Статья мне очень понравилась! Мне вообще нравятся читать о редких и не особо развитых сферах бизнеса в РБ. Особенно интересно было прочитать о кейтеринге, так как приходилось заказывать услуги данных компаний. Что хотелось бы выделить.
1) О Прокопьев Кейтеринг
Данная компания позиционирует себя как VIP кейтеринг с высокой стоимостью на свои услуги, оправдывая это тем, что у них лучший сервис и лучшая кухня, но на мой взгляд это лукавство. Я общался с людьми которые пользовались услугами данной компании и все как один говорили, что сервис и кухня на неплохом уровне (По кухне был один и отрицательный отзыв), но после вопроса стоит это своих денег все как один говорили "Нет!". Второе что я хотел выделить это то, что когда я искал службу кейтеринга, я обзвонил 5 кейтеринговых компаний в том числе и Прокопьев кейтеринг и он оказался единственным кто не сделал мне предложение, работа менеджера мне крайне не понравилась. Другие же компании показали себя на более высоком уровне хотя цена отличалась кардинально. Но это было давно, сейчас не буду утверждать, может уже все по другому. Однако осадок остался.
2) О кейтеринге в целом.
Сфера действительно интересная, и работать с этими компаниями намного удобнее чем с рестораном или кафе. Они более заинтересованы в клиенте и всегда стараются индивидуально подойти к клиенту. Для тех кто хочет заказать кейтеринг советую в первую очередь смотреть заинтересованность компании к вам, к клиенту.

С уважением, Андрей Фандорин.

Платный контент